• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Цифровая трансформация человека и общества

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на глубокое понимание социальных изменений, происходящих в обществе на фоне быстрого развития технологий и цифровой трансформации экономики. В частности, студенты смогут расширить свои знания концепций, моделей, теорий и результатов исследований, которые являются центральными для изучения инноваций и технологий с психологической точки зрения. Курс улучшит научное мышление студентов путем анализа, оценки и обсуждения кейсов, научных статей и теорий. Курс также направлен на развитие аналитических и практических навыков, позволяющих студентам работать с изменениями в организации, сообществе или социальной группе и адаптироваться к новым технологиям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Цифровая трансформация человека и общества» являются: 1. Улучшение понимания концепций, моделей, теорий и результатов исследований, имеющих ключевое значение для изучения инноваций и социальных изменений; 2. Развитие всестороннего понимания роли социальной психологии в процессах социальных изменений; 3. Развитие научного мышления посредством анализа и обсуждения существующей литературы по инновациям и социальным изменениям; 4. Развитие академических навыков посредством реализации и представления эссе по одной из инновационных технологий; 5. Формирование практических навыков по внедрению инноваций и изменений в организациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • развивает понимание сути различных технологий с учетом информации о появлении инноваций и стадия развития
  • тренирует применение алгоритмов социальной и психологической адаптации человека и социальных групп
  • применяет аналитический анализ социальных изменений в обществе
  • развивает аналитические и практические навыки, позволяющие создавать инновации (применение новой технологии/нового продукта/ процесса) и работать с изменениями в организации, сообществе или социальной группе с поэтапной адаптацией
  • сравнивает современные стили лидерства для внедрения инноваций, тренирует аналитические и практические навыки, позволяющие руокводить инновационными командами
  • умеет анализировать разные полходы внедрения инноваций и распознавать ошибки внедрения инновационных технологий в организациях
  • Развивает понимание и способность анализировать трансформацию взаимоотношений: как новые технологии влияют на ценности и отношения людей на примере социальных экспериментов
  • Создает понимание и конкретизирует шаги по внедрению инноваций в социальной группе/социальном институте.
  • Сравнивает и анализирует межкультурные характеристики и ценности разных культур с позиции внедрения инноваций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Технологии будущего
    История инноваций. Виды инновационных технологий (искусственный интеллект, big data, блокчейн-технологии, интернет вещей, виртуальный реальность, робототехника и т. д.). Виды инноваций (продукт, процесс, бизнес-модель).
  • Цифровая трансформация общества
    Цифровая трансформация общества: история, причины, закономерности. Алгоритмы социальной и психологической адаптации человека и социальных групп. 6 волн инноваций.
  • Введение в психологию социальных изменений
    Определение и характеристики социальных изменений. Основные теории. Эволюционные изменения. Теория социальных изменений: S-образная кривая. Теория Шумпетера (1982) о «созидательном разрушении».
  • Психология инноваций. Развитие человека и технологий
    Психологические и социальные проблемы новых технологий. Психологические аспекты воздействия технологий. Восприятие технологий человеком: cоциально-психологические феномены. Сопротивление изменениям. Презентизм как доминируюшая эвристика. Неприятие потерь в Теории Перспектив (Канеман, Тверски, 1979). Сложности выбора в условиях Тирании свободы (Шварц Б., 2000).
  • Распространение инноваций.
    Теория социального влияния и социальных изменений (Московичи, 1976). Основное системное правило распространения новой информации (биологическая информация). Теория распространения инноваций и Кривая принятия инноваций (Роджерс, 1962). Модель принятия технологий (Technology Acceptance Model, TAM) (Дэйвис, 1989; Дэйвис, Багоцци, Воршау, 1979) как продолжение Теории обоснованного поведения (Theory of reasoned action, TRA) Айзена и Фишбейна.
  • Инновационное лидерство
    Лидеры мнения. Агент перемен. Как им стать? Лидерские стили в 21 веке. Лидерство-Служение. Амбидекстерное лидерство. Проактивное лидерство.
  • Инновационная организация
    Стадии развития. Доверие и автономия в организации. Гибкое управление. Бизнес-модель холакратии. Agile бизнес-модель. Кейсы.Ошибки внедрения инноваций. Парадоксы инноваций. Организационная культура. Обучение.
  • Глобализация. Как инновации меняют общество
    Трансформация профессий и изменения на рынке труда (риск массовой безработицы из-за автоматизации, социальные эксперименты в этой области). Основные эксперименты с гарантированным базовым доходом (Кения, Финляндия, США, Нидерланды, Канада, Индия, Италия, Уганда). Трансформация взаимоотношений: как новые технологии влияют на ценности и отношения людей. Социальные эксперименты. Социальные рейтинги.
  • Инновационная среда
    Экосистема инноваций как среда для технологического развития. Инклюзивное общество: модель будущего с равным доступом к технологиям всех социальных групп.
  • Кросс-культурная интеграция инноваций
    Культурные характеристики Г.Хофстеде. Культурные ценностные ориентации (Ш.Шварц). Психология межкультурной коммуникации при распространении новых технологий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Тест + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Afuah, A. (2018). Business Model Innovation : Concepts, Analysis, and Cases. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1907925
  • Christensen, C. M. (2013). The Innovator’s Dilemma : When New Technologies Cause Great Firms to Fail. Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=675240
  • Everett M. Rogers. (2010). Diffusion of Innovations, 4th Edition. [N.p.]: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1976305
  • Hofstede, G.J. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures / Gert Jan Hofstede, Paul B. Pedersen, Geert H. Hofstede. – Yarmouth: Intercultural Press Inc, 2002. – 234 p. – ISBN 9781877864902. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=6723
  • Juma, C. (2016). Innovation and Its Enemies: Why People Resist New Technologies. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780190467036
  • Karlsson Charlie, Andersson Martin and Bjerke Lina Geographies of Growth: Innovations, Networks and Collaborations [Book]. - Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2017.
  • Open innovation:Research, practices, and policies. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.884385C4
  • Reiter-Palmon R. Team Creativity and Innovation, 2017. Oxford Scholarship Online (available: HSE Electronic Resources / Oxford Scholarship online).DOI:10.1093/oso/9780190222093.001.0001
  • Schoemaker, P. J. H., Heaton, S., & Teece, D. (2018). Innovation, Dynamic Capabilities, and Leadership. California Management Review, 61(1), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125618790246
  • Trott, P. (2017). Innovation Management and New Product Development (Vol. Sixth edition). Harlow, Enlgand: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419855
  • Милеева М.Н. - Инновации и изобретения. Innovation and Inventions - Издательство "ФЛИНТА" - 2013 - 122с. - ISBN: 978-5-9765-1644-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/20283

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Creating and capturing sustainable value through business model and service innovation. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1E3C646