• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Современный театр: теории и практики

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Рогинская Ольга Олеговна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен описанию и анализу места и роли театра как культурной практики и социального института в культуре современности, в частности, в большом городе. Большое внимание в рамках курса будет уделено функционированию ключевых театральных категорий в (массовой) культуре современности, проблеме распространения элементов театрального мышления (ролевого поведения, драматического и мелодраматического воображения, эффекта зрелища и др.) на более широкие культурные практики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить слушателей с методами анализа современного театра и театральной культуры.
  • Сформировать навыки обращения с конкретными театральными высказываниями (навык анализа спектаклей, театрального критического дискурса и т.п.) и ориентации в современной театральной ситуации.
  • Познакомить слушателей с особенностями истории развития и функционирования современной театральной культуры: специфики ее институционального функционирования, ее жанровых и текстовых особенностей; а также места театра в современной культуре.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные взгляды на актера и его деятельность в истории театра.
  • Иметь представление об обстоятельствах, культурном контексте и последствиях возникновения фигуры актера как светской знаменитости.
  • Уметь выделять основные характеристики театрального события, знать условия его осуществления; понимать, что именно придает событию или явлению качество театральности.
  • Овладеть навыками анализа зрелищных компонентов театрального спектакля и смежных культурных форм.
  • Знать основные драматические жанры и их особенности.
  • Разбираться в понятиях ритуала и церемонии, уметь применять их при анализе театральных событий.
  • Уметь выявлять и анализировать практики соприсутствия и соучастия в современной культуре.
  • Разбираться в проблематике перформативного и медийного расширений современного театра.
  • Разбираться в основных аспектах проблематики маски и костюма в истории театра и в современной культуре.
  • Разбираться в перформативных аспектах современного спорта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Режиссер и актер как культурные герои эпохи модернити.
    Рождение режиссерского театра. Проблема актера в истории культуры. Актерство и проблематика персональной идентичности.
  • Театральная карта большого города.
    Можно ли говорить о театральной географии? Театр как публичное место. Поход в театр как культурная практика. Феномен театромании. Театр как культурный, общественный и политический институт.
  • Спектакль и драматическая ситуация.
    Драматическое и «спектаклевое» мышление в современной массовой культуре. Эффекты спектакулярности в истории культуры.
  • Театральные жанры в современной культуре.
    Жанр комедии и виды смеха в современной культуре. Мелодраматическое воображение в современной культуре.
  • Театр и ритуал.
    Массовость и соборность в современной культуре. (Со)присутствие и (со)участие в театре. Проблема театрального зрителя. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. В поисках катарсиса. Пафос и сильные чувства: их источники в культуре Современности.
  • Театр как искусство сиюминутности.
    «Сейчас и больше никогда»: эффекты сиюминутности в современном театре и смежных культурных контекстах. Театр и перформанс: проблематика открытых временных границ. Интрига непредсказуемости в современных культурных практиках. Ситуация прямого эфира в современной культуре. Театр и экран.
  • Актер, роль, маска, амплуа, имидж.
    Театральные и перформативные аспекты персональной идентичности в истории культуры: практики костюмного переодевания и перевоплощения. Представление себя другим в повседневной жизни и различных социальных и культурных практиках.
  • Театральные аспекты современного спорта.
    Цирк, спорт, танец. Театр и тело. Тренированное тело и исполнительские искусства. Эстетизация тела в исполнительских искусствах. Тело как язык. Риск и лиминальность в исполнительских искусствах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Коллоквиум + 0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fischer-Lichte, E. (2001). Introduction: contemporary theatre and drama in Europe. European Review, (03), 275. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v9y2001i03p275.276.00

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-07313-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-07315-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056