• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Современные средства коммуникации и культура потребления

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Иконникова Наталия Кирилловна, Кононенко Ростислав Вадимович, Логунова Ольга Сергеевна, Макарова Ксения Павловна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данного раздела курса является формирование аналитичного и критически ориентированного взгляда на внешне самые очевидные проявления современного общества: потребление и медиа (последние включают и традиционные СМИ и новые цифровые средства коммуникации). Будут рассмотрены социологические матрицы потребления (потребление как текст и его дешифровка, смыслы современной культуры потребления, потребление как текст (туризм, одежда, питание и др.). В курсе изучаются концепции макдональдизации и глэм-капитализм, «уличные практики» как формы коммуникации и потребления в современном обществе. Рассмаривается такие особенноси совеменой культуры как медиатизация феноменов современного общества, принцип удовольствия против принцип наслаждения. Отдельное внимание уделяется использованию различных медиаресурсов для решения личных и профессиональных задач и развитию медиаграмотности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: • социологические понятия и концепции (в объеме и рамках, предусмотренных содержанием этой дисциплины); • основные методы коммуникаций в современной социологии. Уметь: • ориентироваться в широком спектре проблем социологии и в литературе по исследуемым проблемам; • грамотно пользоваться понятийным аппаратом социологии при анализе конкретных ситуаций; • применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии. Иметь навыки (приобрести опыт): • работы с научной литературой по теме курса; • устных выступлений, докладов, презентаций по определенной теме; • осуществления информационного поиска, написания рефератов, научных докладов, презентаций по тематике курса. Целью курса «Современные средства коммуникации и культура потребления» является рассмотрение социологических матриц потребления и коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает особенности осуществления работы с "большими данными"
  • знает основные методы исследования коммуникаций в современной социологии и способен применить базовые элементы контент-анализа
  • уметь грамотно пользоваться понятийным аппаратом социологии коммуникаций при анализе конкретных ситуаций
  • знает основные особенности визуальной коммуникации и основные положения визуального анализа и способен их применить
  • знает особенности осуществления онлайн коммуникации, способен применять полученные знания для анализа фактов и событий с позиций социологии
  • знает основные теоретические подходы социологии потребления
  • знает основные положения культуры потребления и способен их применить
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Глобализация и общество потребления. Американизация и макдональдизация
    Экономический бум 60-х годов в США и расцвет общества потребления. Технический прогресс и его инварианты в области потребительской экономики. Теории постиндустриального и посткапиталистического общества. Модернизация – постмодерн – глобализация как социологические парадигмы. Социально-экономические основы общества потребления. Потребительская культурная революция. Консюмеризм. Формирование нового человека. Политика общества потребления. Глобализация и распространение новых матриц потребления. Консьюмеризм и «гламур». Теория "макдональдизации" Дж.Рицера, четыре основных принципа "макдональдизации". Истоки метасоциологической теории макдональдизации. "Идельный тип" (М.Вебер), "Рационализация" и "дегуманизация" (К.Маннгейм). Постмодернистское измерение консумеризма и его американские варианты (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карточки, торговые центры, ТВ-магазины "на диване", торговые каталоги, казино). Концепция Бодрияра "потребительского экстаза" и "экстаз-системы". Карнавализация общества и концепция удовольствия.
  • Потребление в дискурсивном поле. Потребление как текст. Драматургия потребления. Мода как дискурс. Питание как дискурс
    Индивидуализация статусной позиции. Механизмы интеграции индивида в социальное поле. Статусная позиция, статус, роль, идентичность, социальные сети, «Зеркальное Я», «Идеальное Я», «Реальное Я», индивидуальные ресурсы, габитус, жизненный мир и его структура, интерсубъективность. Потребительский габитус. Знак. Символ. Символический капитал. Симулякра. Структура понимания. Потребление как текст. Свидетели и адресаты потребления. Структура понимания. Социальное конструирование идентичности (принадлежности). Интертекст. Тело как текст. Нарциссизм. Концепция дискурсивности М.Фуко. Дискурсивное поле. Его структура, иерархия, закрытие. Феномен дискурсивности в сфере потребления
  • Повседневное и праздничное потребление. Новые формы потребления. Мода как дискурс. Питание как дискурс. Шопинг как социокультурный феномен
    Феномен повседневности и обыденности. Потребность в преодолении повседневности. Будни и выходные. Выходные и потребление. Праздник как преодоление повседневности. Праздник как инструмент социальной интеграции. Индивидуализация государственных и религиозных праздников. Праздник как инструмент маркетинга. Матрица драматургического анализа. Эмоциональная работа. Потребности индивида в празднике как разрыве повседневности и механизме интеграции. Потребность власти в празднике. Бренд и праздник. Социальная ценность подарка. Купля-продажа и дарение. Товар и подарок. Социальные сети и роль подарка в них. Подарок и идентичность. Взятка и подарок. Социальное конструирование подарка. Мода как дискурс. Феномен моды. Формы определения модного объекта. Основные участники модного дискурса. Иерархия модного дискурса. Политическая элита как эталонная группа. Структура потребителей моды. Сопротивление моде. Жизненный цикл модного объекта. Волны моды. Социальная иерархия и мода. Продвижение и социальное конструирование популярности. Шопинг как социокультурный феномен. Феномен торгового поля. Динамика организации торговли. Притяжение товара. Игра торгового персонала. Покупатели. Система доверия. Банковские карточки. «Бесплатный» кредит. Шопинг как игра. Шопинг-зависимость
  • Визуальные средства новых медиа
    Понятие невербальной коммуникации и ее разновидности. Визуальный сегмент невербальной коммуникации. Способы организации визуального пространства. Формы и жанры визуальной коммуникации в новых медиа. Ведущие приемы воздействия на аудиторию в визуальной коммуникации. Учет психологических особенностей восприятия аудитории в визуальной массовой коммуникации. Визуальная коммуникация в новых медиа. Методы анализа визуальной массовой коммуникации.
  • Социальная стратификация в сети. Сексуальность и пол. Религия. Статусы
    Манипуляции идентичностями в новых медиа. Конструирование идентичности в рамках коммуникацию новые медиа как агенты социализации. Стиль унисекс и гиперкастомизация Связь технологий и меняющихся представлений о религии. Концепции религии, религиозного опыта и изменения медиа среды. Феномен религиозных ритуалов в Интернете.
  • Феномен потребления. Товар как социальный конструкт
    Потребление как экономическая и социологическая категория. Производственное потребление: цели, трансформация продукта в его процессе. Воспроизводство рабочей силы. Маркетинговая революция. Предмет потребления. Стоимость и потребительная стоимость продукта. Потребности реальные и виртуальные. Глобализация и массовое потребление: трансформация традиционных параметров потребления. Продукт и товар. Утилитарная, рыночная, символическая, социальная, гедонистическая стоимость (ценность) товара. Товар как источник риска. Потребительское различение и предпочтение. Социальная дистанция. Позиционирование. Потребительский стандарт. Трудовая шкала стоимости. Торговая марка. Бренд. Брендизация. Брендинг. Ипостаси товара: физический объект и имидж. Имидж бренда. Потребность в бренде. Имя бренда. Бренд как символический капитал. Узнаваемость бренда. Лояльность бренду. Расширение и сужение бренда.
  • Потребитель в контексте пространства и времени. Потребление и потребитель в социокультурном поле
    Субстанционалистское и структуралистское понимание социального пространства. Относительность социального пространства. Статусная позиция. Сегментирование рынка. Целевая группа. Позиционирование. Пространство-время. Конъюнктура. Процессуальный характер пространства. Социальная относительность времени. Плотность времени. Сжатие социального времени. Свободное, необходимое и пустое время. Гибридизация пространства и времени. Ситуативный анализ. Категория поля в концепциях П. Бурдье и К. Левина. Особенности социокультурного поля микроуровня. Структура социокультурного поля. Ресурсы и их дискурсивный характер. Ресурсы и капиталы. Практики. Вещи в социальных процессах. Дискурсивное поле и его структура. Методологические функции и возможности данной категории в изучении повседневности.
  • Культура потребления. Мифы как феномен массовой потребительской культуры. Потребление как игра. Реклама в обществе потребления
    Категория культуры. Культура объективная и субъективная. Консервативная и инновационная функции культуры. Дуальность культуры. Субкультура, нормы, структура нормы, ценности. Культура как практика. Массовая культура. Средства коммуникации (язык). Право, мораль, обычай и мода как регуляторы потребления. Социализация, агенты социализации, фазы социализации, ресоциализация. Санкции. Интериоризация культуры. Массовая культура. Динамика культуры потребления. Рационализация производства и потребления. Фордизм и постфордизм. Макдоналдизация общества. Американизация культуры. Предсказуемость в потреблении. Нормы и нормативные новации. Контркультура. Культурный шок. Геттоизация, ассимиляция, колонизация. Мифы как феномен массовой потребительской культуры. Архетип. Миф и сказка в древности и в современном обществе. Признаки мифа. Архетипы и мифология. Миф и памятник мифологии. Структура современного мифа. Современные мифологемы: скачок в богатство, Золушка (удачный брак), герой и злодей. Миф как инструмент конструирования гендерного порядка (мифы о прекрасном и сильном полах). Гендерный дисплей.
  • Теоретические подходы к изучению коммуникации. Цифровая культура и новые медиа. Особенности онлайн дискурса
    Понятие коммуникации. Субъекты массовой коммуникации и каналы воздействия. Основные тексты массовой коммуникации; понятие медиатекста. Проблема воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Ведущие концепции массовой коммуникации западных и отечественных ученых. Основные теории медиа (теория «магической пули», теория «потребления и удовлетворения, «культивационная теория», медиа как повестка дня, семиотическая теория и др.). Социокультурные изменения, связанные с распространением цифровых технологий и сетевых коммуникаций. История цифровой культуры. Смена парадигмы «традиционные средства массовой информации – «новые медиа». Медиа как культурная индустрия
  • Лабиринты коллективных действий в сети. Киберактивизм
    Медиа как социальная инфраструктура. Дифференциация между активизмом, свободой, либерализмом, идентичностью, обществом и потреблением. Протестные движения. Модели мобилизации средств и сил. Протестный репертуар в сети. Антиглобализм
  • Онлайн-исследования коммуникаций. Типология методов онлайн- исследований, возможности и ограничения
    История методологии социальных наук. Эволюция методов исследований, «переход» в онлайн-среду. Примеры использования традиционных социально-научных методов исследований в онлайн-среде. Типология методов онлайн-исследований. Возможности и особенности применения онлайн-методов в исследованиях коммуникации. Общая предварительная характеристика онлайн-методов: опрос, эксперимент, интервью, наблюдение, фокус-группа, контент-анализ, анализ социальных сетей и «больших данных» – цели, задачи, достоинства и недостатки. Возможности и ограничения онлайн-исследований, проблема качества данных. Базовые представления о выборке и генеральной совокупности в онлайн-исследованиях, проблема репрезентативности данных.
  • Методы онлайн-исследований в коммуникациях.
    Реактивные методы в онлайн-исследованиях коммуникаций. Онлайн-опросы: базовые принципы создания опросника и организации исследования. Понятие онлайн-панели. Онлайн-эксперименты: виды и способы организации. Особенности проведения онлайн- интервью. Онлайн-фокус группа – специфика организации и ведения. Включенное наблюдение онлайн. Нереактивные методы онлайн-исследований коммуникаций. Наблюдение за онлайн- сообществами. Контент-анализ онлайн-текстов, документов, блогов – методологические возможности и ограничения.
  • Исследования блогосферы. Анализ «больших данных»
    Основные принципы и возможности анализа социальных сетей. Возможности и перспективы анализа «больших данных». Проблема исследовательской этики при использовании нереактивных данных.
  • В лабиринтах теории потребления. Потребление как предмет научного изучения: исторический обзор
    Формирование и развитие социологии потребления. Становление дисциплины «Поведение потребителей», старые (традиционные) и новые подходы. Потребление как конструирование идентичности. Личностная и социальная идентичности. Потребление как предмет социологического анализа. Проблема индивидуального потребления в маркетинге. Динамика методологических подходов к потреблению в маркетинге. Социология распределения и социология потребления. Развитие методологии изучения потребления. Деятельностно-конструктивистский подход.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Презентация по итогам анализа источника по теме курса в формате PowerPoint (не менее 7 слайдов)
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Домашнее задание 2 представляет собой групповую работу, в которой студенты на выбор анализирует сообщество в социальном медиа по заданной схеме в формате презентации.
  • неблокирующий Аудиторная 1
  • неблокирующий Аудиторная 2
  • неблокирующий Тест
    На экзамене нельзя пользоваться никакими материалами. Экзамен проводится в форме теста. Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию , высланному преподавателем на почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию и указать свое имя и фамилию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при написании теста включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная 1 + 0.2 * Аудиторная 2 + 0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
  • Социология потребления : учеб. пособие, Рощина, Я. М., 2007
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573