• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Танец и двигательная культура в истории и современности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Авторский курс И. Сироткиной посвящен танцу в культурах прошлого и современности. В курсе будут рассмотрены основные философские и эстетические подходы к анализу и «прочтению» танца, освещены теории исследования движения и телесности. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков и студентов других гуманитарных специальностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, его отличиях от движения в физическом мире.
  • Познакомить с основными подходами к изучению движения и танца из области философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим, психологическим и другими.
  • Дать теоретические средства для анализа движения в искусстве и повседневной жизни.
  • Сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений и смотрения танца.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Представляет ключевые оппозиции, в которых дано движение.
  • Различает системы философского осмысления танца.
  • Знает основные этапы развития культуры тела.
  • Анализирует танец с точки зрения ключевых направлений исследования танца.
  • Определяет основные направления танцевального искусства.
  • Различает народный, обрядовый, аутентичный танец и др. его виды.
  • Анализирует свои и чужие движения в контексте танца.
  • Использует теоретические средства для анализа движения на сцене и в повседневной жизни.
  • Оперирует ключевыми понятиями исследований телесности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философия танца и движения
    Танец как метафора мысли и как объект философского осмысления. «Танцующие философы» (Фридрих Ницше, Ален Бадью, Джорджио Агамбен) и философствующие танцовщики (Айседора Дункан, Морис Бежар, Мерс Каннингем и другие). Движение, данное через оппозиции: естественное и искусственное, целое и фрагментарное, конкретное и абстрактное и др. Возникновение гимнастики в античности. Модернистское понятие о “национальных” гимнастических системах (немецкой, шведской, сокольской). Современные идеи о культуре тела и его движений (Körperkultur, физкультура, аэробика и пр.). Коммерциализация физической культуры (фитнес, телесно-ориентированная терапия, индустрия моды). Трансформации тела и его движений в постгуманизме и трансгуманизме.
  • История и теория танца
    Танец как самостоятельное искусство от античности до Ренессанса. Зарождение в Новое время балета и его дальнейшее развитие. Танцевальное искусство в ХХ веке: свободный танец, модерн, постмодерн. Современные жанры: контактная импровизация, театр танца, перформанс-арт, физический театр. Отношение монотеистических религий к танцу. Метаморфозы обрядового танца в современности («дионисийская пляска» Айседоры Дункан, «двигательные хоры» Рудольфа Лабана, «священные движения» Георгия Гурджиева и др.). Мифологема «народного танца»; создание гибридного жанра «народно-сценический танец». Понятия «народ», «нация» и «этнос» и политика танца: ансамбли народного танца на госснабжении. Что такое «аутентичный танец»? Танец, групповая сплоченность и коллективная идентичность. Светский бал, танцплощадка и дискотека как места социализации. Роль танца в создании художественных сообществ. «Массовые действа»: от физкультпарадов к флеш-моб. Современная хореография и активизм.
  • Движение и телесность.
    Движение как знаковая система: «язык жестов», пантомима, мимика, физиогномика. Особенности невербальной коммуникации с помощью движения и танца. Кинестезия – «шестое чувство», ощущение движений. Понятия о «мудрости тела», «кинестетическом интеллекте», «телесной эмпатии». Движение и субъектность (agency, волевое усилие, целеполагание). Тело как локус сопротивления; тело и утопия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение лекций и семинарских (практических) занятий.
  • неблокирующий Письменная самостоятельная работа.
  • неблокирующий Ответы на вопросы по самостоятельной работе на собеседовании.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Ответы на вопросы по самостоятельной работе на собеседовании. + 0.7 * Письменная самостоятельная работа. + 0.2 * Посещение лекций и семинарских (практических) занятий.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Agamben, G., & Kotsko, A. (2016). The Use of Bodies. Stanford, California: Stanford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1160585
  • Burt, R. (2017). Ungoverning Dance : Contemporary European Theatre Dance and the Commons. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1363097
  • Gottlieb, R. (2018). Dance in America: A Reader’s Anthology : A Library of America Special Publication. New York: Library of America. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1686807
  • Main, L. (2017). Transmissions in Dance : Contemporary Staging Practices. Cham: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1641538
  • Wendy Oliver, & Doug Risner. (2017). Dance and Gender : An Evidence-Based Approach. GAINESVILLE: University Press of Florida. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1424244
  • История тела. Т.1: От Ренессанса до эпохи Просвещения, Вигарелло, Ж., 2012
  • История тела. Т.2: От Великой французской революции до Первой мировой войны, Корбена, А., 2014
  • Малое руководство по инэстетике, Бадью, А., Ардамацкой, Д., 2014
  • Мир как живое движение : интеллектуальная биография Николая Бернштейна, Сироткина, И. Е., Асмолов, А. Г., 2018
  • Невербальная семиотика : язык тела и естественный язык, Крейдлин, Г. Е., 2002
  • Феноменология восприятия, Мерло-Понти, М., Вдовиной, И. С., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Shennan, J. (n.d.). Dance anthropology: What is it?: Who does it?: What use is it? DANZ Quarterly: New Zealand Dance, (28), 16. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnzc&AN=481819612999546
  • Veroli, P., & Vinay, G. (2017). Music-Dance : Sound and Motion in Contemporary Discourse (Vol. First edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1630722
  • Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2002
  • История тела. Т.3: Перемена взгляда: XX век, Одуан - Рузо, С., 2016
  • Ницше Ф. В. - ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-05538-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624
  • Собрание сочинений. Т.4(2): Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, (1965 г.); Рабле и Гогол..., Бахтин, М. М., Попова, И. Л., 2010