• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Взлеты и падения элит: археология социального статуса

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Погребения элиты – это материальные свидетельства политических процессов, происходивших в древности и в современности. Одной из форм взаимодействия в политической сфере является обмен символами власти и статуса. В материальной культуре такие символы могут быть представлены среди т. н. «предметов престижа». Это погребенные вместе с покойником драгоценные украшения, оружие и конская упряжь, высокохудожественные сервизы для погребального пира, привезенные издалека редкости и пр. Сведения об изменениях в наборе «предметов престижа», наблюдаемых в течение длительного времени, помогают рассматривать развитие внутри- и внешнеполитических отношений между социальными элитами, процессы их централизации и децентрализации. В ходе курса эти вопросы будут изучаться на примерах погребений элиты в древних варварских культурах Северного Причерноморья с параллелями в классических культурах Древнего Востока, Греции, Рима и современных обществах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоение базовых знаний по археологии студентами 2 курса, не специализирующихся по направлению история и археология
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание особенностей погребальных комплексов элиты как археологического источника и методов извлечения из них культурно-исторической информации.
  • Знание обстоятельств находки погребений элиты и культурно-исторического контекста их археологизации, типичных признаков погребального обряда и инвентаря. Умение отнести конкретное погребение к определенному культурно-историческому типу по набору признаков.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Погребения элиты как источник по изучению культурно-исторических процессов.
    1. Погребение как особый тип археологического памятника. 2. Методы выявления погребений элиты. 3. Предметы престижа и их виды.
  • Тема 2. Элиты Евразии в 8 – 4 вв. до н.э.
    2.1. Скифо-сибирский мир. 2.2. Этрусские гробницы. 2.3. Центральная Европа в эпоху Гальштата и Латена.
  • Тема 3. Элиты Евразии в 3 в. до н.э. – 3 в.н.э.
    3.1. Прикубанье. 3.2. Поволжье и Подонье. 3.3. Поднепровье. 3.4. Крым. 3.5. Северный Афганистан (Тилля-тепе).
  • Тема 4. Погребения элиты эпохи переселения народов.
  • Тема 5. Анатолия: Фригия. Золото Мидаса и курганы Гордиона.
  • Тема 6. Малая Азия: греки и варвары в Малой Азии: полихромный саркофаг из Алтын-Кулач.
  • Тема 7. Северная Греция. Богатые погребения некрополя Пеллы, тайны македонских гробниц.
  • Тема 8. Фракия: Одрисское царство. Курганы Долины фракийских царей.
  • Тема 9. Северное Причерноморье: Боспорское царство. Сокровища курганов Юз-Обы, курганы Большая и Малая Близница.
  • Тема 10. Троада: Дарданоский курган.
  • Тема 11. Некрополи Херсонеса Таврического и Ольвии: опыт сравнительного анализа.
  • Тема 12. Шверинский курган в Юго-западном Крыму.
  • Тема 13. Артюховский курган.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные работы
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад + 0.2 * Письменные работы + 0.05 * Посещаемость + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Boardman, J. (2003). Three Monsters at Tillya Tepe. Ancient Civilizations from Scythia to Siberia, 9(1/2), 133. https://doi.org/10.1163/157005703322114865
  • City and sanctuary in Hellenistic Asia Minor. Sacred and ideological landscapes. (2011). Edizione Speciale: Roma 2008 - International Congress of Classical Archaeology (AIAC XVII) ‘Meetings Between Cultures of the Ancient Mediterranean, 91–97. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.50a8ea81.402c.4e96.8556.313b3d2c0d37
  • Frie, A. C. (2018). Horses and the Embodiment of Elite Masculinity in the Dolenjska Hallstatt Culture. Oxford Journal of Archaeology, 37(1), 25–44. https://doi.org/10.1111/ojoa.12129
  • Härke, H. (1998). Archaeologists and Migrations. Current Anthropology, 39(1), 19–45. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=161595
  • Koru, G. (2010). Landscape Archaeology And Its Approach To Cultural Heritage Management: The Troad As A Case Study. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.METU.oai.etd.lib.metu.edu.tr.http...etd.lib.metu.edu.tr.upload.2.12611736.index.pdf
  • Lazova, T. (2018). Companion to Ancient Thrace: Review. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnbu&AN=edsnbu.4111
  • МОРДВИНЦЕВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА. (2013). Погребения Варварских Элит Северного Причерноморья На Рубеже Эр И Их Культурная Идентичность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B412D5FD

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baralis Alexandre. (2012). David Braund & S. D. Kryzhitskiy (Ed.), Classical Olbia and the Scythian World from the Sixth Century BC to the Second Century AD. Oxford, University Press, 2007. L’antiquité Classique, (1), 577. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.2012.num.81.1.3821.t13.0577.0000.1
  • Bègue, L., & Le Bras, Y. (2016). Le roi Midas et ses oreilles d’âne : Une légende mythologique. [Place of publication not identified]: Editions Belize. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1335279
  • Dana, D. (2016). Rezension: Christel Müller: D’Olbia à Tanaïs. Territoires et réseaux d’échanges dans la mer Noire septentrionale aux époques classique et hellénistique (rezensiert von Dan Dana). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B91F96E
  • Dubbini, G. (2014). From Northern Afghanistan to Xinjiang, Hellenistic influences in the history of a Yuezhi-Kushan burial. Journal of Asian Civilizations, 37(1), 1–22. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=118906055
  • Georgiadis, I., Chatzopoulou, K., Kantiranis, N., Ioakeimidis, I., & Tsirambides, A. (2019). Petrography and provenance of floor sediments from the Loutra Almopias Cave (Pella, Macedonia, Greece). International Journal of Speleology, 48(3), 237–248. https://doi.org/10.5038/1827-806X.48.3.2271
  • Thonemann, P. (2013). Roman Phrygia : Culture and Society. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=604636