• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Вторая мировая война на территории СССР: оккупация и Холокост

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящий курс направлен на изучение особенностей оккупации советских территорий в период Второй мировой войны. В частности, студентам предлагается проследить, каким образом происходило установление и функционирование нацистского оккупационного режима; какие тактики поведения выбирало местное население; в чем заключались особенности Холокоста на советских оккупированных территориях (по сравнению с западными странами), а также каким образом конструируется память об оккупации сегодня. В качестве материалов для освоения студентам будут предложены оригинальные источники (тексты, визуальные материалы), а также современные исследования, позволяющие рассмотреть историю оккупации и Холокоста на территории СССР как часть общеевропейской истории Второй мировой войны.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоение специальной терминологии и изучение конкретного фактического материала, посвященного истории нацистской оккупации
  • освоение навыков анализа письменных источников и визуальных репрезентаций по теме курса
  • свободное ориентирование в историографии по теме курса
  • анализ различных видов источников и их сопоставление
  • приобретение новых знаний и умений в области, отличной от профессиональной
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент может объяснить причины прихода национал-социалистов к власти в 1933 г., а также дать характеристику основным направлениям как их внутренней, так и внешней политики.
  • Студент может объяснить основные этапы преследования и уничтожения еврейского населения Европы, давая подробную характеристику каждому из них.
  • Студент ориентируется в немецких структурах власти, которые существовали на оккупированных советских территориях; умеет различать гражданскую и военную немецкие администрации, а также отличать и давать характеристику функциям СС, СД и полиции.
  • Студент разбирается в основных направлениях политики, проводившейся немцами на советских оккупированных территориях в период Второй мировой войны, а также умеет выделять особенности оккупации различных территорий (Прибалтика, Крым, Украина, Одесса и пр.).
  • Студент имеет представление об основных направлениях политики советского государства в 1930-е гг.
  • Студент может ориентироваться в сформировавшихся историографических тенденциях, различает зарубежную и отечественную историографию, а в рамках отечественной умеет анализировать работы советского и постсоветского периодов.
  • Студент умеет описывать особенности преследования и уничтожения советского еврейского населения, а также рассматривать этот процесс в общеевропейском контексте.
  • Студент ориентируется в типах коллаборационизма, а также может выделить особенности сотрудничества советских граждан с нацистским режимом (в сравнении с гражданами других оккупированных в годы Второй мировой войны стран).
  • Студент ориентируется в истории формирования партизанского движения, а также может назвать наиболее значимых деятелей, ориентируется в историографии по данному вопросу.
  • Студент может охарактеризовать положение советских женщин в период нацистской оккупации, а также отличать «горизонтальный коллаборационизм» от других форм сотрудничества с немцами.
  • Студент может назвать основные меры государства, направленные на восстановление советской власти на бывших оккупированных территориях, включая присоединенные по пакту Молотова-Риббентропа регионы.
  • Студент может назвать этапы преследования коллаборационистов в СССР в период и после Второй мировой войны, а также рассматривать эти этапы в общеевропейском контексте преследования нацистских преступников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Национал-социализм: история становления, идеология, внутренняя и внешняя политика
  • СССР накануне и во время Второй мировой войны
  • Преследование нацистских преступников и коллаборационистов в послевоенный период (1940-е – 2000-е гг.)
  • Память о Второй мировой войне и Холокосте в мире, в СССР и в современной России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Письменные тесты + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Browning, C. R., & Matthäus, J. (2004). The Origins of the Final Solution : The Evolution of Nazi Jewish Policy, September 1939-March 1942. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=103454

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brants, C. H. (2000). Dealing with the Holocaust and collaboration : the Dutch experience of criminal justice and accountability after World War II. Crime, Law and Social Change, 34(3), 211–236. https://doi.org/10.1023/A:1008358428102
  • Kaiser, C. P. (2014). Betraying their Motherland. Soviet & Post-Soviet Review, 41(1), 57–83. https://doi.org/10.1163/18763324-04101004