• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Социология рынков

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины «Социология рынков» направлена на получение и систематизацию знаний по основным направлениям развития экономической социологии. Содержание курса строится вокруг сравнения экономического и социологического подходов к анализу разных типов рынков - потребительских рынков (с мастер-классом по одной из крупнейших маркетинговых баз данных "Российский индекс целевых групп"), производственных рынков (с фокусом на деловых отношениях торговых сетей и их поставщиков), рынков труда (в том числе с обсуждением современных форм занятости - фриланса) и финансовых рынков (включая дискуссию о ставках эквайринга). Значительная часть занятий предполагает выступления приглашенных участников российских рынков, а также исследовательские семинары, на которых слушатели курса выполняют собственные проекты на реальных данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение систематизированного представления о социологическом подходе к изучению рынков;
  • Изучение основных современных социологических теорий и исследований рынков
  • Овладение базовыми навыками эмпирического социологического анализа рынков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные современные социологические теории и исследования рынков
  • Уметь применять социологический подход при изучении рынков
  • Иметь навыки (приобрести опыт) эмпирического социологического анализа рынков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет социологии рынков
    Множественность определений рынка (Р. Бойе). Основные методы изучения рынка. Исторический метод: историческая реконструкция рыночных форм хозяйства (Ф. Бродель). Метод моделирования: дедуктивный вывод определения рынка из априорных предпосылок. Статистический метод: выделение и измерение сегментов рынка. Феноменологический метод: анализ восприятий участников рынка (К. Кнорр-Цетина). Принципы функционирования восточного базара. Поиск и защита информации в «крестьянском маркетинге». Процессы клиентелизации и торга (К. Гирц). Развитие розничной торговли. Особенности распространения новых организационных форм (В. В. Радаев).
  • Потребительские рынки
    Предпосылки маркетингового анализа рынков. Физические атрибуты потребительского рынка: размер рынка, география продаж, социально-демографические характеристики потребителей. Поведенческие характеристики потребителей: время совершения покупок, причины покупок, социально-психологический портрет потребителей. «Процесс удовлетворения потребителей» (Т. Левитт). Сегментирование потребительского рынка: основные требования, предъявляемые к сегментам (Ф. Котлер). Возможности и ограничения использования исследования «Российский индекс целевых групп» для изучения потребительских рынков.
  • Рынки труда
    Основные методологические различия экономического и социологического подходов к изучению рынков труда. Основные каналы поиска работы: формальные посредники и социальные связи. Преимущества работы, найденной через социальные связи. Сила «слабых связей» (М. Грановеттер). Текучесть и мобильность рабочей силы. Факторы трудовой мобильности и лояльности рабочей силы. Внешний и внутренний рынки труда. Факторы карьерного продвижения работников. Гибкая занятость: численная гибкость, функциональная гибкость и финансовая гибкость. Особенности рынков удаленной работы. Фрилансеры как самозанятые профессионалы (А. В. Шевчук, Д. О. Стребков).
  • Производственные рынки
    Рыночный обмен как социальное взаимодействие. Возникновение, продолжение и разрыв деловых отношений бизнес-партнеров в цепях поставок. Случайные и укорененные связи (Б. Уци). Риски рынка (У. Бейкер, Р. Фолкнер, Дж. Фишер). Структурный и интеракционный механизмы установления условий обмена. Рыночный торг как комплексное соглашение (В. В. Радаев). Властная асимметрия в рыночном взаимодействии. Структурное и интеракционное измерения властной асимметрии. Конкуренция как социальный процесс. Структурный и поведенческий подходы к анализу конкуренции. Теория рынков Х. Уайта как основание социологического подхода к изучению конкуренции. Структурный, институциональный и социокультурный элементы конкуренции как социального процесса. Горизонтальные взаимодействия конкурентов: независимые отношения, сетевые связи и интегрированные связи (В. В. Радаев). Формирование и смена деловых стратегий участников рынка и концепций контроля на нем (Н. Флигстин). Парадокс поддержания конкурентной среды на длительную перспективу (М. Аболафия, Н. Биггарт). Конкуренция как символическая борьба участников рынка (Д. Слейтер). Социальное конструирование «совершенного рынка» (М.-Ф. Гарсия).
  • Финансовые рынки
    Социальные отношения на финансовых рынках. Конститутивные правила и роли, локальная рациональность, динамика власти и изменений в рыночной культуре. Идентичность «предпринимателя» на рынке облигаций и основные инструменты принятия решений на нем. Уровни институционального давления на рынке облигаций (М. Аболафия). Постсоциальные отношения на финансовых рынках. Рынок как эпистемическая вещь и «объект-на-экране». Постсоциальная укорененность действий трейдеров на валютных рынках (К. Кнорр-Цетина, У. Брюггер). Перформативное конструирование финансовых рынков (Д. Маккензи).
  • Рынки новых технологий и эстетических продуктов
    Особенности рынка новых технологий. Социальная укоренненость новых технологий и модели общественного принятия. Диффузия инноваций (Э. Роджерс). Пользовательские инновации как источник новых технологий. Роль «ведущих пользователей» в развитии рынка новых технологий (Э. Хиппель). Особенности рынков эстетических продуктов. Соотношение между экономической выгодой и творческой свободой на рынках эстетических продуктов. Рынок как механизм создания статусных идентичностей. Структурирование цен на рынке фотографии моды. Ранжирование фотографов по различным сегментам рынка фотографии моды как социальный процесс. Роль стиля фотографа в структурировании рынка фотографии моды (П. Асперс).
  • Количественные и качественные методы сбора и анализа данных
    Подготовка полевого этапа проведения исследования. Выбор метода сбора данных, релевантного цели исследования. Формирование выборки. Основные трудности выхода на респондентов и возможности их преодоления. Верификация гипотез в количественных и качественных исследованиях
  • Прикладное исследование полного цикла
    Особенности прикладных исследований. Основные заказчики прикладных исследований: коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти. Источники данных для прикладных исследований. Специфика работы с данными, полученными от заказчика. Открытые источники данных и источники данных, доступных по корпоративной подписке. Особенности организации сбора данных. Основные требования к отчету и презентации результатов прикладного исследования. Обязательные и дополнительные разделы отчета. Раскрытие заказчика и описание методологии проведения прикладного исследования. Формулирование выводов и рекомендаций. Содержание резюме и пресс-релиза. Основные элементы презентации результатов прикладного исследования. Публичная презентация результатов прикладного исследования как осуществление символического давления
  • Противоречивость попыток государственного регулирования розничной торговли
    Конфликты в деловых отношениях торговых сетей и их поставщиков в современной России. Основные способы обоснования государственного регулирования торговой деятельности в конце 2000-х гг.: рыночная, индустриальная и гражданская логики Разработка и принятие Закона о торговле. Оценки закона участниками рынка и экспертами. Борьба за «правильные трактовки». Результаты государственного регулирования торговой деятельности в кратко- и среднесрочном периодах: изменения в деловых отношениях торговых сетей и их поставщиков.
  • Легализация офф-лайновой и он-лайновой розничной торговли
    Режимы таможенного оформления в современной России и его деловые схемы: от «белой схемы» до «черной схемы». Издержки осуществления легальной деятельности и нелегальной деятельности. Основные причины легализации офф-лайновой розничной торговли в России в начале 2000-х гг. Особенности интернет-торговли. Проблема легализации он-лайновой розничной торговли в России в 2010-е гг. Перетекание «серых схем» ведения бизнеса из офф-лайна в он-лайн в российской розничной торговле в 2000-е гг. Недобросовестная конкуренция интернет-магазинов в России 2010-е гг.: «параллельный импорт» товаров и использование схем налоговой оптимизации.
  • Защита прав интеллектуальной собственности в контексте борьбы с контрафактом и параллельным импортом
    Различия между контрафактной (поддельной) и параллельно ввезенной (оригинальной) продукцией. Основные тенденции в борьбе с контрафактной продукцией в конце 2000-х гг. – середине 2010-х гг Параллельный импорт как столкновение прав интеллектуальной собственности и экономической целесообразности. Исчерпание прав на товарные знаки: национальный, региональный и международный принципы. Оценки возможного влияния легализации параллельного импорта на экономику России.
  • Препятствия на пути развития рынка банковских карт
    Рынок банковских карт как «рынок с сетевым эффектом». Основные проблемы, которые решают банки для развития рынка кредитных карт: стратегии их решения в США в середине XX в. и в России на рубеже XX-XXI вв. (А. Гусева). Возможные сценарии развития рынка кредитных карт: модель Калдера и модель Мэннинга. Социальная множественность денег (В. Зелизер). Неприятие населением частных банков, безналичных платежей и практики заимствования как препятствия на пути развития рынка банковских карт в России в 2010-е гг. Высокая ставка комиссии за эквайринг как барьер со стороны торговых компаний.
  • Возможности и ограничения для социального предпринимательства
    Социальное предпринимательство: на стыке благотворительности и бизнеса. Американский подход к определению социального предпринимательства. Российский подход к определению социального предпринимательства. Процесс институционализации социального предпринимательства в России. Ключевые игроки и особенности формирования организационного поля.
  • Мастер-классы участников российских рынков
    На мастер-классах участники российских рынков рассказывают о практических аспектах своей работы, которые подвергаются коллективной рефлексии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание (кейс)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Домашнее задание (кейс)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Андрияшин, Н. (2007). Понятие Рынка В Маркетинге. Экономическая Социология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692852
  • Грановеттер, М. (2011). Социологические И Экономические Подходы К Анализу Рынка Труда: Социоструктурный Взгляд. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693105
  • МАРКИН Максим Евгеньевич. (2014). Препятствия на пути развития безналичных платежей в современной российской розничной торговле. Вестник Общественного Мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, (3–4 (118)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16973129
  • Радаев, В. (2010). Рынок Как Цепь Обменов Между Организационными Полями. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693055

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cтребков, Д., & Шевчук, А. (2009). Фрилансеры На Электронных Рынках: Роль Социальных Связей. Экономическая Социология, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693020
  • Аболафия, М. (2003). Рынки Как Культуры: Этнографический Подход. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692613
  • Грановеттер, М. (2009). Сила Слабых Связей. Экономическая Социология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693009