• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Запад и Восток: трагедия двух путей

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа курса знакомит слушателей с особенностями исторического развития стран Востока и Запада. При этом обращается особое внимание на то, что изначальным магистральным путем развития человечества был так называемый "восточный" путь развития, который предполагает самодовлеющую роль государства и подчиненность ему общества. Только в результате особых обстоятельств, сложившихся в Средиземноморье, где греческое общество было поставлено и исключительно благоприятные условия развития (можно сказать "тепличные"), на юге Балканского полуострова образовались античные полисы, в которых и зародилась та "западная" парадигма, которая нашла свое продолжение в европейском феодализме и капитализме. Восток же развивался традиционным путем, в котором государство постоянно доминировало над обществом и не давало возможности ему развиваться. Это было связано с тем, что постоянные угрозы вторжения кочевников требовали мощной армии, а ее обеспечение, в свою очередь, требовало огромного государственного аппарата. В результате западное общество и государство развивались линейно, а восточные - по расширенному циклу. Встреча Востока и Запада в эпоху "Великих географических открытий" привела к массовым и кровавым конфликтам, последствия которых мы преодолеваем до сих пор. В процессе освоения курса будут выбелены различные варианты как "западного", так и "восточного" пути развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения курса «Восток и Запад: драма двух путей» является ознакомление студентов со спецификой исторического развития стран Востока и Запада с момента образования государства и до настоящего времени, с основными этапами исторического пути этих стран, с механизмами взаимоотношения власти и общества в этих странах, с географическими условиями, в значительной степени повлиявшими на доминантную линию развития этих стран, с фактором «варварской периферии», предопределившим выбор той или иной страной «восточного» или «западного» пути развития, со спецификой модернизации стран Запада и Востока, с особенностями «столкновения цивилизаций» стран Запада и Востока на разных этапах исторического развития, с разными формами «переселения народов», начиная с военных завоеваний и до трудовых миграций, с различными отечественными и зарубежными теориями об историческом пути развития обществ по восточному или западному пути. Целью освоения курса является также формирование у студентов умения пользоваться основными категориями и понятиями, относящимися к теории и практике исторического развития «восточных», «западных» обществ, с методами прогнозирования возможного пути развития этих обществ в краткосрочной, среднесрочной и дальнесрочной перспективах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные закономерности исторического развития государств и обществ Запада и Востока с V в. до х .э. и до наших дней, основные особенности, присущие экономической, социальной и политической структурам государств и обществ Запада и Востока, характерные черты, которые позволяют причислить развитие русского (российского) государства и общества к западному (вестернизированному) или восточному (ориентализированному) тренду, механизмы взаимоотношений власти и общества на Западе и Востоке.
  • Уметь определять направление развития («вестернизированное» или «ориентализированное») различных государств и обществ, атрибутировать принадлежность того или иного государства и общества к Западу или Востоку, выделять характерные черты «вестернизации» или «ориентализации» в экономической, социальной и политической структурах различных государств.
  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыки литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыки научного прогнозирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Месопотамия и Египет в древности.
    До I тыс. до н.э. разделения на Восток и Запад не существовало. Магистральный путь развития общества - этатизм, при котором социум контролируется властью. Роль географического фактора в создании древних деспотий. Роль первых кочевников в мобилизационном устройстве средневековых восточных обществ. Соединение светской и религиозной власти на Востоке в лице деспотических правителей. Отсутствие частной собственности, муниципального самоуправления и представительных органов в восточных деспотиях в Средние века. Отсутствие феномена «личности» на Востоке. Месопотамский, древнеегипетский, малоазиатский и древнекитайский варианты развития государства и общества. в Средние века и в начале Нового времени. Города -государства Месопотамии. Государство Саргонидов и III династия Ура. Старовавилонское царство и Законы Хаммурапи. Ассирия - первая восточная империя. Мидия и Вавилон. Египет в период Раннего, Древнего, Среднего и Нового царств. Иранское государство Ахеменидов. Парфия, Бактрия и держава Сасанидов. Религии осевого времени.
  • Индия и Китай в древности.
    Индийский вариант развития общества и государства. Хараппа и Мохенджо -Даро. Варна и каста в древнеиндийском обществе. Махаджанапады. Государство Маурьев . Нашествие шаков. Государство кушанов. Государство Гуптов. Нашествие гуннов-эфталитов. Китайский вариант развития общества и государства. Древние цивилизации в бассейне реки Янцзы. Государство Мо. Приход на реку Ханхэ хуася и образование государства Шан-Инь (1300 - 10270). Государства Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.). Китайские государства в период Чуньцю (771-453). Китайские государства в период Чжаньго (453-221 гг. до н. э.). Империя Цинь (221-207 гг. до н.э.). Война за гегемонию между Чу и Хань (206-202 гг. до н.э.). Империя Западная Хань (206 г. до н.э. - 7 г. н.э.). Государство Ван Мана (8-23 гг.) Империя Восточная Хань (25-220 гг.) Восстание Желтых повязок и распад империи Восточная Хань. Троецарствие (220-280 гг.). Империя Цзинь (265-316 гг.). «Период шестнадцати царств и пяти варварских народов» в Северном Китае (316 - 420 гг. до н.э.). Государство Восточная Цзинь в Южном Китае (316-420 гг.).
  • Греция и Рим.
    «Запад» на Западе возник не сразу. Минойская и микенская цивилизации как деспотическо-бюрократические общества восточного типа. Появление Запада - архаическая Греция (VIII - V вв. до х.э.). Развитие частной собственности, муниципального самоуправления и зачатков разделения властей в классической Греции (V-IV вв. до х.э.). Сочетание авторитарной монархической власти и гражданского общества в эпоху эллинизма (конец IV - I в. до х.э.). Муниципальное самоуправление, частная собственность и разделение властей в Римской республике (конец VI - I вв. до х. э.). Деспотизация власти в Римской империи при переходе от принципата к доминату. Рост роли христианской церкви в период поздней античности: принятие церковью светских функций во время распада римского государства.
  • Оседлые и кочевники в средние века
    Роль сюнну (гуннов) в падении империи Восточная Хань, Западно-Римской империи и ослаблении государства Сасанидов. Роль белах гуннов (эфталитов) в падении государства Гуптов. Ксенократические государства Северного Китая в IV - VI вв. во главе с кочевниками: сюнну, цзэ, цянами, ди, муюнами, тоба (тобгачами). Влияние Первого и Второго Тюркского каганатов на социальную, экономическую и политическую системы раннесредневекового Китая. Влияние Уйгурского каганата на социальную, экономическую и политическую системы империи Тан. Воздействие киданей и чжурчжэней на империю Сун. Захват монголами Китая и государство династии Юань. Захват маньчжурами Китая. Последствия распада Второго Тюркского каганата. Кыргызский каганат. Кимакский каганат. Государство тюрок-сельджуков и их экспансия в Малую Азию. Государство аваров в Центральной Европе. Печенеги и мадьяры и их воздействие на Восточную и Центральную Европу. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Тюрки-османы и их экспансия в Южную и Центральную Европу. Противостояние Османов и Габсбургов. Ксенократические государства в Иране и Афганистане. Тема 2. Страны Востока в Средние
  • Страны Востока в Средние века.
    Борьба Гурджаро-Пратихаров, Палов и Раштракутов в VIII - X вв. Государства Южной Индии в VIII - X вв.: Чалукьи, Раштракуты и Паллавы. Возвышение раджпутских династий в Северной Индии в X - XII в.: Чахаманы (Чауханы), Чанделлы (Чандратреи), Калачури, Гахадавалы, Парамары, Чаулукьи и Гухилоты. Государства Южной Индии в X - XIII в.: Западные Чалукьи, Ядавы, Хойсалы, Какатии, Чолы, Чолы-Чалукьи и Пандьи. Нашествия Газневидов и Гуридов. Образование Делийского султаната. Династии Гулямов, Хилджи, Туглаков, Сайидов и Лоди. Нашестви монголов и Тимур Ленга. Завоевание Северной Индии Бабуром. Государства Южной Индии в XIV - XVI вв.: Бахманиды, Виджайянагар, Хандеш, Биджапур, Ахмеднагар, Голконда, Бидар. Государство Великих Моголов и его борьба за покорение всей Индии в XVI-XVII в. Акбар и Аурангзеб - две модели создания Великой Индии. Распад государства Великих Моголов. Борьба Великобритании и Франции за доминирование в Индии. Завоевание Индии Великобританией. Китайский вариант развития государства и общества в средние века. Демографические проблемы и нашествие кочевников. Троецарствие и «тёмные века» китайской средневековой истории..Династии Суй и Тан: попытка выхода из ксенократии. Китай при династии Сун: максимальное развитие китайского государства и социума. Завоевание Китая монголами: возвращение к ксенократии. Китай при Минах: первое столкновение с европейцами. Арабские завоевания. Халифаты Умайадов и Аббасидов. Государства Альморавидов и Альмохадов. Государства Фатимидов и Аййубидов. Восточный ответ на Крестовые походы. Государства Саманидов и Газневидов. Экспансия тюрок-сельджуков и образование Сельджукского султаната. Распад Сельджукского султаната. Монгольское вторжение в Среднюю Азию, Иран и Малую Азию. Держава Хулагуидов. Государство Тимура и Тимуриды в Средней Азии. Образование Османского государства и его расширение.
  • Страны Запада в Средние века
    «Варварские» королевства в Западной Европе. Усиление экономического и политического влияния католической церкви в период «варварских» королевств. Вторжения норманнов, арабов, берберов и венгров. Франкское королевство: от Меровингов к Каролингам. Каролингское возрождение. Борьба с викингами и объединение Англии. «Феодальная революция» X -XI веков. «Роскошь» европейского феодализма. Крестовые походы и их влияние на консолидацию европейского населения. Фактор внешней угрозы (монголы и турки-османы) и начало образования централизованных государств Западной Европы. Норманнское завоевание Англии . Франция при династии Капетингов. Королевства Испании: Навара, Кастилия, Арагон. Священная Римская империя германской нации. Первое разделение властей в Средние века: отделение религиозной власти Папы Римского от светской власти Императора. Рост экономического и политического влияния самоуправляющихся городов. Создание представительных органов правления в различных странах Западной Европы: испанские Кортесы, английский Парламент, французские Генеральные штаты. Столетняя война. Завершение образования централизованных государств Западной Европы. Появление португальской Мир-системы.
  • Страны Востока в Новое время.
    Османская империя: противостояние с Европой, угроза распада и финансовое закабаление. Иран под управлением династий Сефевидов и Кашгаров. Финансово-экономическое закабаление Ирана Великобританией и Россий. Афганистан под управлением династии Дуррани. Распад державы Дуррани на самостоятельные княжества: Пешаварское, Кабульское, Кандагарское и Гератское. .Первая и вторая англо-афганские войны. Превращение Афганистана в английский полупротекторат. Индия под британским владычеством. Формирование Индии в ее современных границах (за исключением территорий Пакистана и Бангладеш). Налоговая эксплуатация и установление европейской системы образования. Народное сопротивление колонизаторам и образование Индийского Национального Конгресса. Китай под властью династии Цин. Опиумные войны. Движение тайпинов. Политика самоусиления и поражения Китая в войнах с Францией и Японией. Япония под властью династии Токугава. «Закрытие» Японии и деспотизация власти сёгуна. «Открытие» Японии коммодором Мэтью Перри. Переход власти от сёгуна к императору. Реформы периода Мэйдзи. Победа над Китаем, Симоносекский договор и превращение Японии в Великую державу.
  • Страны Запада в Новое время.
    Влияние географические открытия. Военная революция XVI -XVII вв. Возрождение, Реформация, Контрреформация. Научная революция XVI-XVII вв. Промышленная революция конца XVIII-XIX вв. Испания в XVI - XIX вв. Держава Карла I (V) и Филиппа II. Испанский Мир-система. Проблема «упадка» Испании в XVII веке. Испания под властью Бурбонов XVIII в. Завоевание Испании Францией, партизанская борьба, принятие Конституции 1812 г. и освобождение от французской оккупации. Развал испанской колониальной системы. Реставрация Бурбонов. Революция 1820 г. и восстановление Конституции 1812 г. Восстановление абсолютизма Бурбонов. Гражданские войны и конституции 1834 и 1836 (восстановленная конституция 1812) годов. Политическая борьба и гражданские войны в Испании в середине XIX в. и Первая Республика 1873-1874 гг. Восстановление монархии и проблема сепаратизма в Испании.
  • Колониализм
    Тордесильянский договор 1494 г. и Сарагосский договор 1529 г. «Точечная» португальская колониальная империя. Торговые фактории и военные форты. Португальский Мир-система. Мировая колониальная империя Испании. Вывоз ценных металлов из Америки и революция цен. Испанский Мир-система. Нидерландская ОстИндская компания. Нидерландский мир-система. Особенности нидерландской колониальной системы. Французская Ост-Индская компания. Борьба Нидерландов, Франции и Англии за колонии. Английская Ост-Индская компания. Британский Мир - система. Сырьевые, переселенческие и смешанные колонии. Этническое сопротивление колониализму
  • Противостояние двух систем: Запада и Востока.1945 - 1991.
    Создание ООН на западных принципах: уважение основных прав и свобод человека. Несовместимость западных и восточных принципов существования государств и обществ: начало «холодной войны» между Западом и Востоком. Создание НАТО (1949 г.) и Организации стран Варшавского пакта (1955 г.). Деформация Запада под влиянием борьбы двух систем: маккартизм. Обострение «холодной войны»: Карибский кризис 1962 г. Триумф Востока: стабилизация тоталитарных и пост-тоталитарных режимов в СССР, странах соцсистемы, Китае и Северной Корее. Подавление восстаний в ГДР (1953 г.), Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1967 г.) и крах «социализма с человеческим лицом». «Движение неприсоединения»: «третий мир» в лице «несоциалистического» Востока заявляетпретензию на самостоятельность. Детант и попытка Запада навязать европейскому Востоку западные принципы существования: Совещание в Хельсинки (1975 г.) и Третья корзина. Усиление гонки вооружений и истощение восточных экономик. Перестройка и попытка возрождения «социализма» с человеческим лицом. Крах и распад СССР. Изменение мировой политической конфигурации в начале 90-х годов XX.
  • Восток и Запад с начала XX века до конца Второй Мировой войны: 1900-1945.
    Обострение противоречий внутри стран Запада в связи с разделом Востока. Образование в Европе двух соперничающих блоков. Разные модели колонизации и управления странами Востока. Первая мировая война и ее последствия. Концепция «цивилизаторской миссии белого человека»: создание подмандатных территорий на отторгнутых у Османской империи землях. Отклонение предложения Японии о внесении положения о «равенстве рас». Вудро Вильсон и его концепция устройства послевоенного мира. Шаткость мирового порядка, основанного на принципах Лиги Наций. Влияние колонизационных принципов, применяемых в колониях, на политические системы метрополий. Максимальное доминирование Запада. Пробуждение Востока: рост антиколониального движения. Слабость политических систем Запада: фашизм в Италии, Испании и Португалии, нацизм в Германии, авторитарные режимы в Венгрии, Польше, Румынии, Литве, Латвии и Эстонии. Влияние на политические системы запада советского тоталитаризма. Начало Второй Мировой войны и Атлантическая хартия. Использование антиколониальными движениями тяжелых военных условий в метрополиях для оказания на них политического давления. Антиколониальная позиция Франклина Рузвельта. Новый подъем антиколониальных движений после Второй мировой войны.
  • Восток и Запад: от «мопополярного» к «многополярному миру».
    Конец XX века - конец истории? Доминирование США после распада СССР (1991-2000): трудности и противоречия «однополярного» мира. Кровавый распад Югославии. Хаос и безвластие в Сомали. Успехи глобализации и порождаемы ею проблемы. Глобализация и глокализация. Создание Евросоюза (1992/1993 гг.): головокружение от успехов. Решение проблемы ядерного оружия в СНГ: будапештский меморандум. Противоречие принципов ООН, на которых формально построено мировое сообщество, и авторитарных оснований большинства восточных государств и обществ. Мир в начале XX-XXI вв.: Образование многополярного мира. Появление новых (старых) сверхдержав: Россия, Китай , Индия. Образование БРИКС. Международный терроризм как фундаментальное противоречие Востока и Запада. Безуспешность вестернизации и демократизации стран Востока на примере Ливии. Авторитаризм и демократия на Востоке. Исламский фундаментализм. «Арабская весна» и ее последствия. Ближневосточный узел: Сирия, Ирак, Иран, Турция, Россия и США. Возможно ли мирное решение старых колониальных проблем? Проблемы внутри Запада: беженцы в странах Евросоюза (Италии, Франции, ФРГ); стремительное расширение Евросоюза и обострение экономического неравенства входящих в него стран (потенциальный дефолт Греции и Испании); рост тенденций сепаратизма (Каталония и Шотландия); стремление к выходу из Евросоюза (Великобритания); тенденция к изоляционизму в США. Мозаичность современного мира.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарский занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Реферат
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарский занятиях + 0.15 * Реферат + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аграрная история Древнего мира, Вебер М., 2001
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., 2000
  • История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т.1: Древнейшая и древняя история (по археологическим данным) : от палеолита до V в. до н. э., Азаренко, Ю. А., 2016
  • Переход от античности к феодализму / Андерсон П., Смирнов А.Н.; Под ред. Фурман Д.Е. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 288 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-045-6

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Модели демократии, Хелд Д., Рудакова М., 2014