• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Фотий и окрестности

Статус: Майнор
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Фотий и окрестности» знакомит студентов с основными вехами историко-культурного процесса в греко-римском мире с IV по XV в. н.э.; формирует у студентов представление о единстве культурного процесса, предлагая для параллельного изучения памятники словесности, изобразительного искусства и архитектуры; рассматривает проблему византийского самосознания, отношения к языческому прошлому и раннехристианской эпохе, а также вопрос преемственности Византии по отношению к античной греко-римской цивилизации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знание основных вех историко-культурного процесса в Византии
  • формирование представления о трансформации античной жанровой системы в Византии
  • умение ориентироваться в основных схемах периодизации греческой культуры
  • владение навыками аналитического чтения памятников средневековой литературы и их сопоставительного анализа с памятниками изобразительного искусства и архитектуры
  • понимание своеобразие византийской культуры по сравнению с культурой классической древности, эллинизма, республиканского и императорского Рима, а также культурой раннехристианской эпохи
  • знание особенностей раннехристианской и византийской живописи и архитектуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные раннехристианские символов; умеет ориентироваться в гипотезах относительно их формирования; имеет представление о религиозной ситуации в поздней Римской империи; понимает специфику раннехристианской живописи; знает основные вехи жизни и деятельности императора Константина I.
  • понимает специфику изображения святых в византийской живописи; умение рассуждать об учении иконоборцев и иконопочитателей; знает основные этапы иконоборческих споров в Византии; представляет культурную ситуацию и умеет ориентироваться в литературе эпохи иконоборчества.
  • понимает особенности филологической науки в Византии; умеет рассуждать о литературно-критических взглядах патриарха Фотия и Михаила Пселла.
  • имеет базовое представление о топографии Константинополя; рассуждает о роли памятников античности в культуре средневекового Константинополя.
  • понимает суть термина «сполии»; знает особенности византийской архитектуры.
  • знает концепцию «ренессансов» в византийском искусстве; знает особенности византийской живописи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раннехристианские символы. Образ Константина Великого в литературе и искусстве.
    Языческое и христианское в позднеантичном искусстве. Живопись катакомб. Античные и христианские изображения на саркофагах. Ветхозаветные образы в раннехристианской живописи. Граффити «Алексаменос». Ставрограмма, христограмма, крест, распятие. Формирование образа Христа: образ Доброго пастыря, Христос на мозаиках IV–V вв. Изменение образа императора от античности к христианству. Религиозная политика Константина. Константин и Евсевий Кесарийский. Видение Константина у Евсевия и Лак-танция. Лабарум. Константин как Моисей и «епископ внешних».
  • Иконоборчество и теория образа
    82-е правило Трулльского Собора. Теории возникновения иконоборчества. Иконоборческая теория образа. VII Вселенский собор. Служебное и относительное поклонение. Восстановление иконопочитания в 843 г. Принципы изображения святых. Иконоборческая литература. Жития иконоборческих святых. Житие Льва Катанского.
  • Византийская филология.
    Македонский ренессанс, возрождение интереса к античным памятниками (древнейшие кодексы Платона, деятельность Арефы Кесарийского). «Библиотека» патриарха Фотия: предисловие, проблема датировки, состав (языческое и христианское, античное и византийское, проза и поэзия), литературно-критические принципы, своеобразие терминологии. Михаил Пселл об античном романе и античной философии.
  • «Древности» в патриографии. Византийская патриография и Patria Konstantinupoleos.
    Историческая память Города в «темные века» и после них. Переосмысление античности и древности в средневизантийских текстах. Новые смыслы топографии, зданий и статуй. Роль античности в низовой культуре Константинополя.
  • Сполии в византийской архитектуре.
    Сполии и их происхождение. Конструктивная, декоративная и идейная роль сполий в ранне-, средне и поздневизантийской архитектуре. Тема сполий в византийской литературе и мнимые сполии в «Сказании о Святой Софии».
  • Проблема «ренессансов» в истории византийской живописи.
    Историография концепции «ренессансов» в византийском искусстве. Античная живопись и иконоборчество. Классика и оттолкновение от нее в византийской живописи. Роль классики в проблема столичного и провинциального. Вопрос о «ренессансах» в византийской архитектуре.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устный опрос, обсуждение прочитанных источников и научной литературы
  • неблокирующий письменная контрольная работа
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * письменная контрольная работа + 0.25 * устный опрос, обсуждение прочитанных источников и научной литературы + 0.5 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cormack, R. (2018). Byzantine Art (Vol. Second edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1729690
  • Dagron, G. (1932-2015). A. du texte. (1984). Constantinople imaginaire : étude sur le recueil des Patria / Gilbert Dagron,. France, Europe: (Paris). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9223C739
  • Dagron, G. 1932-2015, A. du texte. (1984). Constantinople imaginaire : étude sur le recueil des Patria / Gilbert Dagron,.., 1984. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgal&AN=edsgal.bpt6k4803246b
  • Garipzanov, I. H. (2018). Graphic Signs of Authority in Late Antiquity and the Early Middle Ages, 300-900. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1797496
  • Herrero de Jáuregui, M. (2010). Orphism and Christianity in Late Antiquity. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320318
  • Nelson, R. (2003). Figure and Likeness: On the Limits of Representation in Byzantine Iconoclasm (Book). Art Bulletin, 85(4), 797. https://doi.org/10.2307/3177371
  • Psellus, M., Barber, C., & Papaioannou, S. (2017). Michael Psellos on Literature and Art : A Byzantine Perspective on Aesthetics. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1471167

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Berger, A. (1988). Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Germany, Europe: Habelt. https://doi.org/10.11588/propylaeumdok.00002341
  • Cyril Mango. (1996). La banlieue de Constantinople à l’époque byzantine. Mélanges de l’École Française de Rome. Moyen-Age, (1), 363. https://doi.org/10.3406/mefr.1996.5405
  • Dagron, G. (2019). Le portrait iconique : entre histoire, littérature et histoire de l’art. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EFB30D84
  • Dagron, G. 1932-2015, A. du texte. (1985). Naissance d’une capitale : Constantinople et ses institutions de 330 à 451 (2e édition) / par Gilbert Dagron,... ; préface par Paul Lemerle,.., 1985. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgal&AN=edsgal.bpt6k3403692s
  • G. Dagron. (1989). Constantinople. Les sanctuaires et l’organisation de la vie religieuse. Publications de l’École Française de Rome, (1–3), 1069. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.efr.0000.0000.1989.act.123.1.3505
  • Garipzanov, I. (2015). The Rise of Graphicacy in Late Antiquity and the Early Middle Ages. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BE14D5A1
  • Hurtado, L. W. (1998). The origin of the ’nomina sacra’ : a proposal. Journal of Biblical Literature, 117(4), 655–673. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000229518
  • John Duffy, Elizabeth A. Fisher, Angela C. Hero, Angeliki E. Laiou, Henry Maguire, Michael Mccormick, … Richard P. H. Greenfield. (n.d.). 2. Byzantine Defenders of Images THE LIFE OF. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B544C258
  • Johnson, M. J., Ousterhout, R. G., & Papalexandrou, A. (2016). Approaches to Byzantine Architecture and Its Decoration : Studies in Honor of Slobodan Curcic. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1432293
  • Maguire, H. (2012). Nectar and Illusion : Nature in Byzantine Art and Literature. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=672438
  • Mango, C., & Dagron, G. (2016). Constantinople and Its Hinterland : Papers From the Twenty-Seventh Spring Symposium of Byzantine Studies, Oxford, April 1993. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1432537
  • Naissance d’une capitale : Constantinople et ses institutions de 330 à 451 (2e éd.) / par Gilbert Dagron,. (1985). France, Europe: (Paris). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D62045A6
  • Nicolas Oikonomidès. (1978). The Mosaic Panel of Constantine IX and Zoe in Saint Sophia. Revue Des Études Byzantines, (1), 219. https://doi.org/10.3406/rebyz.1978.2086
  • Papaioannou, S. (2011). Michael Psellos on friendship and love: erotic discourse in eleventh-century Constantinople. Early Medieval Europe, 19(1), 43–61. https://doi.org/10.1111/j.1468-0254.2010.00311.x
  • Papaioannou, S. (2013). Michael Psellos : Rhetoric and Authorship in Byzantium. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=569188
  • RAPP, C. (1998). Imperial Ideology in the Making: Eusebius of Caesarea on Constantine as “Bishop.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C6FF7745
  • Ronconi, F. (2014). Pour la datation de la Bibliothèque de Photius La Myriobiblos, le Patriarche et Rome. Hungary, Europe: Budapest. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.96A12935
  • S. Nelson, R. (2016). Byzantine Art vs Western Medieval Art. France, Europe: Publications de la Sorbonne. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E61E4B57
  • The mid-byzantine traditions of church architecture on the southern, eastern, and northern Black sea shores ; Средневизантийские традиции церковного зодчества на южном, восточном и северном берегах Черного моря. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FD8B5F00
  • Thomas F. X. Noble. (2012). Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647981
  • Walter, C. (2016). The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1432375
  • Warren T. Treadgold. (2004). Photius on the Transmission of Texts ( Bibliotheca , Codex 187). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.100ACC73