• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Языки мира

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках освоения дисциплины студенты узнают о языковом разнообразии, о генеалогической классификации и типологических характеристиках языков различных ареалов. Последовательно рассматриваются языки Европы, Северо-Восточной Азии, Океании, Новой Гвинеи и Австралии, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Африки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения учебной дисциплины являются: 1. Ознакомление студентов с языковым разнообразием в мировом масштабе; 2. Параметры типологического варьирования человеческого языка; 3. Введение в современные подходы к изучению принципов, обуславливающих языковое варьирование; 4. Базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
  • Студент должен знать основные понятия синтаксиса и грамматической семантике, находящиеся в центре внимания современной лингвистики.
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Азии и Океании.
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Новой Гвинеи и Австралии
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Северной Америки.
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Мезоамерики и Южной Америки
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Африки
  • Студент должен уметь ориентироваться в лингвистической географии и генеалогической классификации
  • Студент должен уметь анализировать грамматические явления как ареальные свойства языков
  • Студент должен уметь читать и сопоставлять грамматические описания ранее неизвестных студенту языков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ареальная лингвистика и языковые контакты в контексте функциональной типологии
    Основные макроареалы, принципы их выделения (изоглоссы, география, языковые союзы). Соотношение языковых ареалов и языковых семей. Общий обзор основных языковых ареалов мира. Гипотеза макроареалов и ее проблематичность для функциональных объяснений в типологии.
  • Тема 2. Языки Евразии
    Европа: Основные черты языков «среднеевропейского стандарта» (Standard Average European). Влияние «среднеевропейского стандарта» на лингвистические теории. Северная Евразия, Иранские языки и языки Индии. Языки Гималаев. Основные морфосинтаксические характеристики ареала.
  • Тема 3. Языки Юго-Восточной Азии и Океании
    Основные языковые семьи, признаки языкового союза. Важнейшие типологические характеристики: стремление к изоляции, сериальные конструкции.. Австронезийские языки: основные грамматические типы внутри австронезийской семьи (филиппинский, индонезийские, океанийский, возможность выделения других типов). Вопрос о частях речи в филиппинских языках. Залоговая система. Синтаксическая типология языков австронезийской семьи: эргативность, аккузативность и симметричный тип. Особенности аппликативной морфологии. Социолингвистические особенности: языковые регистры. Самостоятельное домашнее задание
  • Тема 4. Языки Новой Гвинеи и Австралии
    Проблемы генетической классификации языков Австралии и Новой Гвинеи. Типологически необычные фонологические системы австралийских и папуасских языков. Австралийские как образец неконфигурационного синтаксиса. Расщепленная эргативность. Сериальные конструкции и прочие конструкции сложной предикации.
  • Тема 5. Языки Северной Америки
    Основные языковые семьи Северной Америки, их типологические характеристики. Полисинтетизм в языках Северной Америки: инкорпорация, проблема описания порядка морфем (на примере атабаскских и эскимосских языков). Инверсивные системы и полиперсонность. Проблема выделения корней и аффиксов в языках Северной Америки. Проблема частей речи в вакашских и салишских языках. Самостоятельное домашнее задание
  • Тема 6. Языки Мезоамерики и Южной Америки
    Основные языковые семьи Месоамерики. Особенности фонологии, морфологии и синтаксиса мезоамериканских языков. Представление о Месоамериканском языковом союзе. Проблема генетической классификации языков Южной Америки. Активный строй и проблема его выделения. «Типологические редкости» и эвиденциальность в языках Южной Америки.
  • Тема 7. Языки Африки
    Генеалогическая классификация неафразийских языков Африки. Зоны особой языковой плотности: центральная Африка. Структура и особенности нигеро-конголезской и нило-сахарской семей. Койсанская проблема. Фонологическое разнообразие в Африке; тоновые языки. Морфологическое разнообразие: системы согласовательных классов в нигеро-конголезских языках; “спрягаемые местоимения” в языках манде. Синтаксический строй языков Африки: аккузативность и эргативность. Сложная предикация в языках Африки. Самостоятельное домашнее задание
  • Тема 8. Языки контактного происхождения. Влияние языковых контактов и социолингвистической вариативности на структуру языка.
    Типы контактных языков: пиджины и креольские языки. Структурные особенности контактных языков. Понятие посткреольского континуума. Проблема смешанных языков. Контактные языки и социальная идентичность. Пиджины и креольские языки на карте мира; пиджины на основе русского языка. Самостоятельное домашнее задание
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разговор с преподавателем и ответ на вопросы
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Разговор с преподавателем и ответ на вопросы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Haspelmath, M. (2018). How Comparative Concepts And Descriptive Linguistic Categories Are Different (Revised). https://doi.org/10.5281/zenodo.570000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573