2019/2020
Рассказ в коммуникативной традиции Запада и России
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Что скрывается в привычном слове "рассказ"? Откуда он взялся и зачем нужен? Сколько способов определить "рассказ" на самом деле существует? Тождественен ли short story русскому названию? А как лучше разобраться в тексте, чтобы понять смысл? Для чего необходим лингвистический анализ? Истории рождения, взросления и смерти рассказа в разных культурах. Как делят родственники рассказа - новелла, очерк - общее культурное наследство? Какие инструменты применяют в борьбе за внимание аудитории? Как и где конкурируют друг с другом? Эти и многие другие вопросы возникают по ходу увлекательного путешествия в мир "малой прозы". Курс предлагает несколько географических и временных маршрутов - от истоков жанра до сегодняшнего дня. От Бокаччо и Чосера до Борхеса, Кортасара, Кафки, Сэлинджера, Замятина, Трифонова, Петрушевской, Довлатова, А.Терца, Водолазкина и др. По ходу передвижений внутри повествовательного универсума участники курса познакомятся с парадоксальными свойствами рассказа, морфологией жанра и его словарем. Рассказ - одна из самых емких, пластичных, кратких и динамичных форм, он всегда пребывает на острие и на стыке культурных границ, свободно преодолевая барьеры, способен сжиматься, как шагреневая кожа, сводя высказывание всего лишь к одному или нескольким предложениям, и разрастаться в объеме, приближаюсь к крупной повести или роману. Рассказ обладает сильным коммуникативным началом, активно работает с аудиторией, вовлекая в свое повествовательное поле, через механизмы нарратива передает культурный опыт. Рассказ - это зеркало, в котором разные культуры узнают свои отражения. Страшные и смешные, событийно-последовательные и абсурдистские... Компасом в этих головокружительных обозрениях повествовательного капитала, накопленного культурами за несколько веков, могут служить обсуждения тематических серий, а навигаторами и путеводителями - живые писатели, наши современники. Предполагается участие, к примеру, Владимира Сорокина, составителя антологии "Русский жестокий рассказ". Кроме того, занятия включают прослушивание записей чтения своих коротких рассказов таких мастеров "малой прозы", как Андрей Сергеев, блистательный переводчик английской и американской литературы, Михаил Соковнин. Аудиозаписи- из личного архива преподавателя. Знакомство с практикой и принципами составления собственных "читательских карт" - антологий, новеллистических сборников - можно считать условным завершением пути.
Цель освоения дисциплины
- Получение последовательного представления об истории европейского и русского рассказа; освоение приемов анализа жанра новеллы.
Планируемые результаты обучения
- Владеть навыками анализа текста
- Знать типы нарративных конструкций
- Владеть типологией жанров, уметь анализировать тексты
- Знать основные понятия рецептивной эстетики, владеть приемами анализа нарративов
- Уметь определять "бродячие" сюжеты
- Иметь представления о социологии литературы
- Знать основные законы развития прозы
- Получить последовательное представление об истории европейского рассказа
- Владеть навыками сравнительного литературоведения
- Уметь подбирать языковые "ключи", сопоставляя различные принципы интерпретации и анализа текста
- Знать коммуникативные концепты американского рассказа
- Знать генеалогию рассказа-анекдота, "шпионского жанра", повествования с шокирующим финалом
- Получить последовательное представления об истории русского рассказа
- Уметь предложить собственную целостную характеристику отдельного произведения, группы произведений одного автора, определённого этапа развития новеллистического жанра
- Уметь вычленять фабульные лабиринты и языковые игры, скрытые дискурсивные приемы; знать репертуар сюжетов эпохи европейского, американского, русского модернизма и постмодернизма
- Уметь выделить коммуникационные инструменты, метановеллистические манипуляции, повествовательные маскировки
- Уметь определить гибридность языка и формы в современных новеллистических нарративах, псевдодокументальность, ситуации повествовательного "сдвига"
Содержание учебной дисциплины
- Формулы языка. Типы нарративных конструкций.«Соколиный» поворот, пуанты или любовь с препятствиями.
- Языковой и структурный космос «малой прозы».Исторические корни "малой прозы".
- Гибридность языка и формы в современных новеллистических нарративах.Клишированность сказа, псевдодокументальность, ситуации повествовательного "сдвига". Петрушевская, Довлатов.
- Рассказ vs новелла. Языковые границы.Приключения жанров и дискуссии вокруг них. Русские и иноязычные элементы в генеалогии жанра. ProetContra. Конфликты интерпретаций.
- Языковые концепции в системе рецептивной эстетики и изучение читателя на примере жанров "малой прозы".Рецептивная эстетика Г. Р. Яусса и В. Изера
- "Сюжеты-бродяги" и их языковое оформление: от Средневековья к новеллистике Нового времени ."Ситуативные предновеллы" в сборнике "Декамерон" Бокаччо и "Кентерберийские рассказы" Чосера.
- "Модный язык" или "языковая мода". Сказки, философские повести 18 века.Читательский досуг по-немецки, по-французски и по-русски.
- Новелла vs очерк. Конкуренция или сотрудничество в пространстве русского и европейского журнала 18-20 вв.Новые языковые инструменты. Языковая "фотография".
- Философия "сюрприза" и ноу-хау немецкой романтической новеллы. "Беседы немецких эмигрантов" Гете и "Гротески и арабески" Э.По (1842).Магия немецкой языковой традиции и спор с ней. Эксперименты с языком и формой: фантастическое, страшное и смешное в прозе Гофмана, Людвига Тика, Клейста.
- Русский ответ немецким учителям.Школа новеллистики "русского Гофмана" Антония Погорельского ("Двойник, или мои вечера в Малороссии"). Языковая "Кадриль" или "менуэт" автора и читателя в русской прозе 1820-1840-х годов. "Антреприза" повествовательных циклов В.Ф.Одоевского.
- Языковые ключи к повествовательной "готике" Достоевского, Тургенева "Математически" выверенный сценарий и "словарь" страстей.Французский колорит: Проспер Мериме, Стендаль, Бальзак, А.де Виньи.
- Интериоризация языка и сюжета.Коммуникативные концепты американского рассказа. Н.Готорн, В.Ирвинг. Эдгар По и Герберт Уэллс: языковые измерители повествовательного нарратива в рассказе.
- Революция или реформа нарратива? Французский путь.Мопассан и генеалогия рассказа-анекдота, "шпионского жанра", повествования с шокирующим финалом; концепция "контрастного удара", "нарративного шока" - европейские, американские и русские варианты (О.Генри, Куприн, Бунин, Сомерсет Моэм как "английский Мопассан").
- Революция или реформа нарратива? Русский путь.Семантическая насыщенность, монологические концентрации, языковой импрессионизм "анти-новелл" Чехова и последователей чеховской школы в период советской "оттепели" (Ю.Трифонов, В.Токарева, Ю.Казаков, ранняя Т.Толстая).
- Революция или реформа нарратива? Американский путь.Дискурсивные деформации как результат политических травм. Хэмингуэй. Сэлинджер. Журналы "New Yorker", "Encounter" - квинтэссенция интеллектуальной прозы; конструкция "high brow fiction".
- Англо-саксонский новеллистический взрыв конца 19-начала 20 вв. Организующий дискурс детективной формы и противостояние хаосу в рассказах Киплинга, Уэллса и их последователей.Фабульные лабиринты и языковые игры, лаборатория скрытых дискурсивных приемов, множественность прочтений и новый репертуар сюжетов эпохи европейского, американского, русского модернизма и постмодернизма.
- Борхес и его концепция новеллистической революции рубежа 19-20 вв."Сломы языка" и форматы коммуникации в пространстве новеллы по Борхесу. Новелла как встреча на "эшафоте" читателя и автора. Коммуникационные инструменты, метановеллистические манипуляции, повествовательные маскировки Борхеса, Кортасара, РобГрийе, Кафки. Метафорические и гротескно-абсурдные повествовательные матрицы Замятина, Кржижановского, Набокова, А.Терца.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Экзамен + 0.6 * Эссе, модульная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анисимова, Е.Е. Рецептивные механизмы в истории русской литературы XX века : учеб. пособие / Е.Е. Анисимова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 122 с. - ISBN 978-5-7638-3911-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1032153 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1032153
- Боккаччо Д. ; Пер. Веселовский А. Н. - ДЕКАМЕРОН - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 593с. - ISBN: 978-5-534-08023-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dekameron-424128
- Головко В.М. - Герменевтика литературного жанра - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 184с. - ISBN: 978-5-9765-1185-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74595
- Грачева, А. (2014). А.Ф. Вельтман И В.Ф. Одоевский Как Писатели-«Энциклопедисты». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D56CA2BA
- Грехова, О. А. (2019). Изучение русско-британских литературных взаимосвязей: А. Чехов, Ю. Трифонов, М. Фрейн. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.19953A13
- Гусєва, О. О. (2015). Русский Очерк Первой Трети Хх Века ; the Russian Essay of the Beginning of the Xxth Century. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.83D8B1DF
- Интерпретация текста. Французская новелла.: Учебник / А.А. Корниенко. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 175 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0326-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419148
- Киреева Н.В. - Постмодернизм в зарубежной литературе: учеб.комплекс для студентов-филологов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-89349-613-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125341
- Курносова Н.В. - «Язык среды и эпохи» Е.И. Замятина (лексико-семантические особенности и проблемы лексикографирования): монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 176с. - ISBN: 978-5-9765-3952-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119153
- Мосунова Л. А. - АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-11942-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/analiz-hudozhestvennyh-tekstov-446461
- Передерий С.Н. (n.d.). Эдгар По И Рождение Детектива: От Романтизма К Вершинам Художественного Мастерства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fedgar-po-i-rozhdenie-detektiva-ot-romantizma-k-vershinam-hudozhestvennogo-masterstva
- Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Ю.К. Щеглов; Сост. А.К. Жолковский, В.А. Щеглова. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 576 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-964-9, 1500 экз.
- Рябкова, А. И. (2016). Немецкая романтическая новелла как особый литературный жанр. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3273DBDA
- Смоленцева Маргарита Евгеньевна, & Бодров Олег Вячеславович. (n.d.). Образ Америки В Произведениях Писателей “Потерянного Поколения”: Д. Дос Пассос, Э. Хемингуэй, Ф. Скотт Фицджеральд. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fobraz-ameriki-v-proizvedeniyah-pisateley-poteryannogo-pokoleniya-d-dos-passos-e-heminguey-f-skott-fitsdzherald
- Шапинская, Е. Н. Лики любви в дискурсах и нарративах / Е. Н. Шапинская. - М. : Согласие, 2018. - 370 с. - ISBN 978-5-907038-04-2. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020328
Рекомендуемая дополнительная литература
- Humour and its Role in the early New Yorker. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.repository.ubn.ru.nl.2066.151010
- Zhitko, R. (2018). Семантика пустоты в модели мира постмодернистского текста ; Семантика пустоти в моделі світу постмодерністського тексту ; Semantics of Emptiness in the World Model of Postmodern Text. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D797D0E7
- АЛИМУРАДОВ ОЛЕГ АЛИМУРАДОВИЧ, & ФАКТОРОВИЧ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ. (2016). Своеобразие Дискурса «Готики»: Взаимосвязь Литературной Традиции И Амбивалентности Персонажа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4CD4391
- БЕРЕЗИНА АННА НИКОЛАЕВНА. (2015). Трансформация Классических Представлений О Добре И Зле В Неклассической Литературе (Ф. Сологуб И Л. Петрушевская). Уральский Филологический Вестник. Серия: Драфт: Молодая Наука, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16395621
- Бойко, С. (2010). Повтор сюжета в русской прозе второй половины XX века: Ю. Трифонов, А. Приставкин, Б. Окуджава. Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.4412729
- Быков Л.П. - Сквозь призму жанра : Литературно-художественная критика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 268с. - ISBN: 978-5-9765-3875-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119044
- Воронцова Людмила Ивановна. (2014). Креативная рецепция классических сюжетов в творчестве Л. Петрушевской («Гамлет. Нулевое действие»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2D83F028
- Гончаренко Илья Георгиевич. (2006). Автор, Сказ И Диалог В Трактовке В. В. Виноградова И М. М. Бахтина. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91C9462C
- Горбатенко, О. (2011). Хорхе Луис Борхес : Попытка Понимания Времени Или Иллюзия Вечности. Вісник Маріупольського Державного Університету. Сер.: Філософія, Культурологія, Соціологія, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15652002
- Горбунов, А. (2009). Лицемер и его жертва: трагический поворот сюжета (от «Кентерберийских рассказов» к «Селу Степанчиково»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8DA1D9F
- Горохов, П. (2011). Философские Идеи В Фантастике Герберта Уэллса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1918E5F
- ДОБРОНРАВОВ КИРИЛЛ ОЛЕГОВИЧ. (2016). Дж. Д. Сэлинджер о профанации сакрального в американской культуре на примере рассказа «Фрэнни». Научный Журнал, (1 (2)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16424767
- Доманский В.А., Кафанова О.Б. - Художественные миры Ивана Тургенева: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 432с. - ISBN: 978-5-9765-3800-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119138
- Дроздов, Н. (2012). «Неистовый» Бальзак в русской критике 1830-х годов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9DCB5E44
- Дьяченко, Ю. (2015). Литературно-Критическая И Научная Рецепция Творчества Сестер Бронте В Российском И Англоязычном Литературоведении Xx В.: Сопоставительный Анализ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E1829BFF
- Ермичев, А. (2010). Литературный Журнал И Философский Процесс В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1142A792
- Жаринов Е.В. - Фэнтези и детектив - жанры современной англо-американской беллетристики: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 202с. - ISBN: 978-5-9765-3836-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/114372
- Жук, Е. (2012). Особенности Изучения Языковых Средств Комического И Их Перевода (На Примере Произведений О.Генри И П.Г.Вудхауса). Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 2: Филология и Искусствоведение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14001286
- Калинников, Л. (2008). Эрнст Теодор, Амадей Гофман И Иммануил Кант. Художественная Фантазия И Отвлеченная Философия: Загадки «Крошки Цахеса». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1A4AEBD3
- Ковтун Н.В. - Русская традиционалистская проза XX—XXI веков: генезис, мифо-поэтика, контексты - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 600с. - ISBN: 978-5-9765-3330-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102554
- Ковтун Н.В. - Современная традиционалистская проза: идеология и мифопоэтика: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 325с. - ISBN: 978-5-9765-2305-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70355
- ЛЕБЕДЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Жанровое Своеобразие Английской Новеллы Чосеровского Периода. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8E254F3
- Михалева, А. (2006). Герой-Двойник И Структура Сюжета. Новый Филологический Вестник, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.9695902
- Морозкина, Е., & Шакирова, Н. (2005). Традиция Изображения Психологии Группы В Американской Литературе: Э. По, Н. Готорн, Д. Стейнбек. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B34881A5
- Нечай Юрий Петрович, & Шишкина Алёна Григорьевна. (n.d.). Немецкие и русские волшебные сказки: национальный колорит. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fnemetskie-i-russkie-volshebnye-skazki-natsionalnyy-kolorit
- Пестова, Н. (2014). Романтическая Новелла Как Объект Филологического Анализа: Методология, Методика, Методы И Технологии Исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3236224E
- Петрушина, А. (2009). Мотив Земного Рая В Американской Прозе Xix Века (Генри Дэвид Торо, Вашингтон Ирвинг, Натаниэль Готорн). Известия Саратовского Университета. Новая Серия. Серия Филология. Журналистика, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14011010
- РОМАНОВСКАЯ ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА. (2015). О Некоторых Аспектах Изучения Повествовательных Форм. В Мире Науки и Искусства: Вопросы Филологии, Искусствоведения и Культурологии, (54). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16196908
- Самыгина Л.В., Нектаревская Ю.Б. - Ирония: метатекстовый потенциал в рассказах С.Д. Довлатова. Монография - Русайнс - 2017 - 166с. - ISBN: 978-5-4365-1782-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929470
- Сафонова, С. (2012). Ф. М. Достоевский И О. Бальзак: Диалог Мировоззрений. Вестник Челябинского Государственного Университета, (17). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14764408
- СЕРГЕЕВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА. (2016). К Вопросу О Признаках Неклассической Прозы: Ф. В. Булгарин И В. Ф. Одоевский. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1EABED33
- Слободнюк Елена Сергеевна. (2011). Речевое двоемирие в художественном бытии Р. Киплинга. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6A5EE13C
- Спиридонов, Д. (2009). Х. Л. Борхес, У. Эко И Две Модели Повествования (К Вопросу О Генезисе «Нелинейного Письма» В Европейской Литературе). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.938CB00F
- Сушкова, В. (2011). Four Classics of American Literature (Mark Twain, Jack London, Theodore Dreiser, Ernest Hemingway) [«Четыре Классика Американской Литературы (Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй)»]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D6CB7FB4
- Ткачева, Е. (2009). Образ театра в комедиях-сказках Людвига Тика. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5B5CA625
- Федунина, О. (2015). Литературный Сон: Между Нарратологией И Жанрологией. Новый Филологический Вестник, (2 (33)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15751556
- Фокин, А., & Малахова, Н. (2012). К проблеме возрождения забытых имен: Борис Лазаревский и «Чеховская школа». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17B8C0D0
- Шальнова, Е. (2014). Очерк И Его Жанровые Признаки. Роль Публицистики В Структуре Рассказа И Очерка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.31FE78E3
- Шерстяных И.В. - Теория речевых жанров: лекционно-практический курс для магистрантов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 547с. - ISBN: 978-5-9765-1618-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119458
- Янушкевич, А. (2008). Три Эпохи Литературной Циклизации: Боккаччо Гофман Гоголь. Статья Первая. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4547CC59