• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Театр XX века: многоязычие режиссерских поисков

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Пенская Елена Наумовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

На рубеже прошлого века возник так называемый «режиссерский театр», тесно связанный с судьбой МХТ и той реформой, которую произвели Станиславский, Немирович-Данченко, а затем их ученики и оппоненты. Развитие и утверждение режиссерского театра происходило трудно. Ломались структурные основы сценического дела. На место господства драматурга и актера — двух основных сил прежнего театра — пришло господство новой художественной воли, одного художника — режиссера, который стал демиургом всего того, что происходит на сцене и в зале. С появлением этой суперпрофессии изменились требования к искусству актера, к технике драмы, появилось не существовавшее ранее в такой силе и объеме искусство театрального художника, композитора, осветителя и т. д. Изменились ожидания публики, изменился социальный статус театра в обществе. В России к тому же была создана мощнейшая и очень разветвленная система так называемых государственных репертуарных театров, в которой центральную роль играл главный режиссер или художественный руководитель театра.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса "Театр XX века: многоязычие режиссерских поисков" - освоить и осмыслить историю театра прошлого века как целостного сложно устроенного организма. Эта "малая", "локальная" история прочно вписана в "большую" историю XX века и, как в зеркале, отражает интеллектуальные и политические процессы эпохи. Предлагаемый ракурс - театр сквозь призму творческих биографий крупных режиссеров - поможет студентам увидеть смену художественных "парадигм", заданных историческим временем и нашедших воплощение в эстетике театра. Чтение, обсуждение текстов, просмотр документальных фрагментов, записей спектаклей сформирует наглядное представление об основных вехах развития театра, а также базовые навыки интерпретации драматического текста, реконструкции спектаклей. Вводные лекции предполагают знакомство слушателей с историей театральных институций, театральной критикой, становлением режиссерского театра, а также с современными дебатами о роли и функции фигуры режиссера в театре.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Распознает в драматических текстах основные тенденции развития театра, оценивает степень и специфику их проявленности, привлекает научную литературу.
  • Распознает в текстах русского XX в. основные тенденции литературного развития, оценивает степень и специфику их проявленности, привлекает научную литературу.
  • Адекватно воспринимает, глубоко понимает и точно воспроизводит системно организованные сведения из истории художественной литературы, активно читает художественные тексты, находит необходимую дополнительную информацию для их углубленного понимания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • События, стили и направления в театральном искусстве XIX–ХХ вв. От романтизма к натурализму
  • Эстетические воззрения К.С. Станиславского
    Станиславский и Немирович-Данченко: МХТ - национальный и интернациональный проект? Истоки нового драматического языка.
  • Театр 60-80-х гг. XX в.: истории и судьбы. (Г. Товстоногов. М. Захаров. Ю. Любимов. Театры-студии. Театр-студия под руководством О. Табакова. – по выбору студента)
    Анатолий Эфрос: «театр как кризис жизни»; Олег Ефремов: трагедия вынужденного официоза; Георгий Товстоногов: «эпос против эпоса»; Юрий Любимов: перерождение политического театра; Гротескный жанр Петра Фоменко; формула речи – «Ленком» Марка Захарова.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Орезульт. = 0,3·Онакопленная + 0,7·Оитоговый экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА). Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 426с. - ISBN: 978-5-534-01334-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-epohi-romantizma-pervaya-tret-xix-veka-433410
  • Розанов В.В. - Натурализм и идеализм {о книге "Проблемы идеализма"} - Издательство "Лань" - 2013 - 6с. - ISBN: 978-5-507-10978-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7775
  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-07313-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
  • Ходасевич В.Ф. - Театр Станиславского - Издательство "Лань" - 2013 - 3с. - ISBN: 978-5-507-26927-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/27351

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Курдина Ж.В., Модина Г.И. - История зарубежной литературы XIX века. Романтизм - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 206с. - ISBN: 978-5-9765-0928-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84309
  • Режиссеры-семидесятники: культура и судьбы/П.Богданова - М.: НЛО, 2014. - 224 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-4448-0200-7, 1000 экз.
  • составители К.Э Штайн, Р. М. Байрамуков, Т. Ю. Ковалева, А. Б. Оболенец, В. П. Ходус - Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса: 4 т. Т. 1. XVII—XIX вв. Барокко. Классицизм. Сентименатлизм. Романтизм. Реализм - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 703с. - ISBN: 978-5-9765-2739-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/83801
  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-07315-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056
  • Станиславский К. С. - РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-07266-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rezhissura-i-akterskoe-masterstvo-izbrannye-raboty-437733