2019/2020
Профессии в арт-мире
Статус:
Майнор
Где читается:
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Баринова Екатерина Анатольевна,
Лесникова Анастасия Викторовна,
Польникова Мария Леонидовна,
Шишкова Анастасия Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
98
Программа дисциплины
Аннотация
Работа в арт-сфере обычно ассоциируется с деятельностью музейных сотрудников и искусствоведов, однако сегодня наряду с хранителями, кураторами, историками и реставраторами существует целый ряд других профессий, связанных с художественными процессами, подготовкой выставок и их критическим осмыслением. В рамках данного курса будет рассказано о роли и статусе куратора в современном мире; слушатели узнают о трансформации традиционных функций музейного персонала на примере таких относительно новых профессий, как арт-медиатор, независимый критик, куратор-фрилансер. Отдельное внимание будет уделено российским культурным институциям и происходящим в них процессам — появлению новых директоров, внедрению инклюзивных практик и существенным преобразованиям в области образовательных программ.
Цель освоения дисциплины
- Изучение процессов, повлиявших на возникновение новых категорий музейных работников, истории появления и становления профессий в арт-мире
- Изучение разнообразия профессий и специфики отдельных специальностей, представленных в арт-мире на сегодняшний день.
- Получение актуальных теоретических и практических знаний непосредственно от ведущих экспертов отрасли.
- Развитие навыка критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода.
Планируемые результаты обучения
- Описывает основные типы профессий в арт-мире.
- Перечисляет "креативные" профессии в арт-мире, описывает их особенности.
- Описывает особенности профессии художника в современном арт-мире.
- Описывает историю становления института кураторства.
- Перечисляет форматы текстов в области журналистики культуры и искусства.
- Описывает особенности работы в сфере маркетинга, web, SMM, PR в арт-мире.
- Описывает специфику функционирования арт-рынка.
- Знает основы государственной культурной политики и принципы финансирования учреждений культуры.
- Понимает и описывает специфику работы учреждений культуры и искусства и стратегии их устойчивого развития.
- Перечисляет возможные источники дохода для бюджетных учреждений.
- Описывает процесс выстраивания выставочной политики институций и как она выражается в их выставочной программе.
- Описывает как идеи художника или куратора обретают пространственную форму и как замысел выставки коммуницирует со зрителем на уровне визуального и телесного опыта.
- Знает особенности процесса закупки произведений современного искусства, понимает правовые основы музейной и галерейной работы.
- Составляет план публичной программы для учреждения культуры.
- Создает план организации события с привлечением гостей в учреждении культуры.
- Составляет план ребрендинга учреждения культуры.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в понятие арт-мира: профессии и институцииОбщая задача первого раздела – очертить границы арт-мира, напомнить слушателям об основных типах культурных и художественных институций, рассмотреть широко востребованные и, наоборот, специфические для тех или иных учреждений профессии и компетенции, а также понятие художественного сообщества и его профессиональной этики. Первая лекция «Карта профессий в институциональной системе искусства и культуры» посвящена институциональным вопросам арт-мира. Вторая лекция «Художественное сообщество: от тусовки к корпорации» посвящена самосознанию арт-мира, его истокам и ориентирам, ценностным и этическим нормам. Семинарское занятие предполагает дискуссию о профессиональной этике.
- Креативный класс и пролетарии творческого трудаВ рамках раздела рассматриваются понятия «креативного класса» и «творческого труда», а также их идеологический и общественно-политический смысл. Первая лекция «Понятие креативного класса и творческие профессии вне арт-мира vs. нетворческие профессии внутри» посвящена представителям т. н. «креативных» профессий, востребованных в постиндустриальной экономике. Вторая лекция «Фриланс и прекаритет. Преимущества и проклятье творческого труда. Стратегии выживания работников искусства» посвящена обсуждению условий труда в арт-мире.
- Профессионализация богемыТретий раздел посвящен, вероятно, самой старой и самой важной профессии в арт-мире – профессии художника. Краткий обзор исторической эволюции этой профессии подводит слушателей к современному пониманию ее границ и специфики. Первая лекция раздела «Можно ли научить искусству?» посвящена критериям принадлежности к профессии художника, где и как учат современных художников, и можно ли научить искусству. В лекции «Кому сегодня нужны художники?» речь пойдет о том, как индивидуальная или коллективная художественная практика встраивается в существующий институциональный ландшафт.
- Азы кураторстваРаздел знакомит с одной из самых обсуждаемых и вожделенных профессий арт-мира последних десятилетий. Лекция «Краткая история кураторства» напомнит слушателям, с какими историческими фигурами связано становление кураторской профессии, как выставка становится произведением, что входит в кураторский функционал. Лекция «Независимый куратор – метахудожник или предприниматель?» посвящена «институту» независимого кураторства. Различные независимые и альтернативные практики будут подробнее рассмотрены в рамках семинара «Самоорганизации, artists-run-spaces, DIY».
- Артикуляция в ярлыках, знаках и полосахРаздел посвящен институту художественной критики и профессиям, связанным с издательским бизнесом и работой в СМИ. Лекция «Арт-критика. Как писать о современном искусстве?» посвящена основам журналистики в области культуры и искусства, а также специфике форматов. Лекция «Издательская деятельность в мире искусства» посвящена регулярным и долгосрочным издательским проектам, различиям форматов (колонка, рубрика, журнал, сайт, портал, книжная серия), специфике производственных процессов и вовлечении специалистов разного профиля. Семинарские занятия предполагают приобретение практических навыков написания текстов.
- Искусство коммуникацийРаздел посвящен различным аспектам работы пресс-службы в институциях культуры и искусства, а также взаимодействию со специалистами маркетинга, PR, web и SMM. В лекции «Правила хорошего пресс-релиза» речь пойдет о том, как донести до профессиональной аудитории необходимую и достаточную информацию о событии, как не исказить послание (куратора или художника), как привлечь внимание к непонятному и сложному сюжету. В лекции «Медиа-план. Стратегия и этика работы со СМИ. Как работать в среде web 2.0 и упадке профессиональной критики» рассматриваются вопросы, связанные с охватом самых разных информационных ресурсов. На семинаре «Онлайн расширения культурных институций» будут рассмотрены стратегии развития сайтов институций культуры и искусства.
- Цена искусства. Дорого или бесценно?Раздел посвящен рынку произведений искусства и коммерческим аспектам деятельности галерей, салонов, ярмарок и аукционов. В рамках лекции «Галерейный бизнес, или как продать чучело акулы» речь пойдет о принципах успешной работы галереи, принципах ценообразования на рынке искусства, механизмах продвижения отдельных имен и галереи в целом, факторах влияющие на рост и падения арт-рынка, юридическом оформлении сделок. Лекция «Страсть к собирательству vs. Инвестиции в искусство. Корпоративные коллекции и частные собрания – что общего и в чем отличия?» посвящена различным типам коллекционирования, специалистам, сопровождающих коллекционера, вопросам, как искусство в частной собственности становится публичным и что такое вторичный рынок искусства.
- Искусство и государствоРаздел посвящен государственным учреждениям в сфере культуры и искусства на федеральном и муниципальном уровне. Лекция «Культурная политика и ее проводники» знакомит слушателей с основами государственной культурной политики и принципами финансирования учреждений культуры и отдельных мероприятий. Лекция «Искусство как средство культурной дипломатии» посвящена официальным репрезентациям российской культуры и искусства за рубежом, международному сотрудничеству на официальном уровне и проблемам формирования имиджа страны.
- Учреждения культуры в развитииРаздел посвящен специфике работы учреждений культуры и искусства и стратегиям их устойчивого развития. На лекции «Коллектив в учреждениях культуры: как важно работать в команде, быть профи и любить искусство» речь пойдет о грамотном управлении человеческими ресурсами и особенностях коллективной работы и корпоративной культуры. Лекция «Устойчивое развитие культурных институций» познакомит слушателей со спецификой работы институций на разных этапах развития, а также расскажет, с какими кризисами может столкнуться учреждение культуры и существуют ли рецепты кризис-менеджмента.
- Как тратить музейный бюджет? Как зарабатывать?Раздел посвящен принципам формирования бюджета в музеях, в частности, специфике государственного и частного финансирования и отчетности. Лекция «Специфика финансовой деятельности в организациях культуры», в частности, дает представление об источниках дохода бюджетных учреждений. Лекция «Фандрайзинг: стратегическое партнерство, патронство, спонсорство» посвящена привлечению дополнительного частного и корпоративного финансирования и стратегиям взаимодействия со спонсорами, партнерами и патронами.
- Долгосрочное планирование выставокРаздел посвящен стратегическим и организационным аспектам выставочной деятельности. Лекция «Программирование выставочной деятельности» рассказывает о том, как формируется выставочная политика институций и как она выражается в их выставочной программе, как выставки работают на развитие сотрудничества между институциями и на привлечение новой аудитории. Лекция «Менеджмент выставочных проектов» посвящена практическим аспектам организации выставок. Практические занятия предоставят студентам навыки составления проектов выставочных планов.
- Выставка: искусство в пространствеРаздел посвящен концептуальным и практическим аспектам выставочной практики. Лекция «Архитектура и дизайн выставок» рассказывает, как идея и послание (художника и/или куратора) обретают пространственную форму и как замысел выставки коммуницирует со зрителем на уровне визуального и телесного опыта, минуя объяснительный текст. Лекция ««Сложное» искусство: Как выставлять инсталляции, медиа-арт, эфемерное искусство?» посвящена отдельным сложным случаям экспонирования современного искусства от общих правил до конкретных кейсов.
- Хрупкое искусство и добросовестное использованиеЛекция «Комплектация музейных фондов и специфика музейного хранения современного искусства» посвящена закупкам произведений культуры и искусства в музейный фонд, базовым принципам музейной реставрации, хранению «хрупкого» искусства и так называемой угрозе «цифрового забвения», связанной с ограниченным сроком годности цифровых носителей и быстрой смены форматов данных. Лекция «Авторские права и защита интеллектуальной собственности» знакомит слушателей с правовыми основами музейной и галерейной работы, основными типами договоров и сложными моментами, связанными с авторским правом и интеллектуальной собственностью.
- Публичные программы и работа с аудиториейРаздел посвящен стратегиям работы с публикой учреждений культуры и искусства, привлечению аудитории и публичным программам. Лекция «Работа с аудиторией» дает представление о задачах статистического учета и понимания своей зрительской аудитории, в частности, представление о целевой аудитории и различных категориях посетителей. Отдельно разбираются направления работы инклюзивных программ и программ лояльности. Лекция «Курирование и менеджмент публичных программ» посвящена просветительским аспектам работы учреждений культуры и искусства, различным видам просветительских мероприятий. Семинар «Анализ музейной статистики и предложение по работе с аудиторией» посвящен групповой проектной работе.
- Event-менеджмент и guest-менеджментЛекция «Продюсирование событий (концертов, фестивалей, ярмарок и биеннале)» рассказывает об особенностях организации и проведения событий, правильном позиционировании, логистике, тайминге и технологиях успеха. Лекция «Организация мероприятий» познакомит слушателей с основами guest-менеджмента. Семинар «Дорожная карта по привлечению нового патрона / спонсора» посвящен групповой проектной работе по созданию дорожной карты.
- Ребрендинг музеяРаздел посвящен проектной групповой работе. Каждая группа студентов выбирает музей из предложенного списка и работает над проектом его ребрендинга, распределившись на участки (айдентика, сувенирная продукция, работа с аудиторией, выставки, фандрайзинг и прочие аспекты музейной деятельности). Работа по проекту завершается групповой презентацией.
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- ЭссеНеобходимо: 1) изучить и проанализировать новое определение музея, которое было предложено ICOM в 2019 году 2) в формате короткого эссе аргументированно изложить свое рассуждение на заданную тему, опираясь на следующие вопросы:
- Групповой проект
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.29 * Аудиторная работа + 0.4 * Групповой проект + 0.31 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Минервин, И. (2013). 2013. 01. 039. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М. : Классика-XXI, 2011. – 430 с. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 2: Экономика. Реферативный Журнал, 1.
Рекомендуемая дополнительная литература
- СЛЕПОВА В.В., & КОВЕЛА Д.Ш. (2016). Культурная Политика Как Ресурс Социально-Экономического Развития Территории.