• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Эмоции и общество: Психологические и социологические исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён анализу человеческих эмоций в социальных науках, прежде всего в социологии и психологии, и предназначен для студентов магистратуры различных специальностей для расширения их теоретического и исследовательского потенциала в данном междисциплинарном науч-ном пространстве. Предлагаемый курс является уникальным, поскольку основан на современных научных исследованиях и на сравнении, различении и синтезе социологического и психологического понимания эмоций и взаимной дополнительности в области эмпирического исследования. В последние десятилетия в социальных науках в целом значительно повысился интерес к эмоциям, их роли в детерминации человеческого по-ведения и социальных взаимодействий. Параллельно с этим и развитие новых технологий потребовало более глубокого понимания природы человеческих эмоций и механизмов, лежащих в основе их экспрессии и распознавания в междисциплинарном ключе. Поэтому спецификой курса является его междисциплинарность, позволяющая изучать ряд тем с позиций разных наук, анализируя эмоциональные явления как на индивидуально-психологическом, так и на социальном уровне, как на микроуровне, так и на макроуровне общества, как индивидуальные, так и коллективные эмоциональные состояния. Основные темы курса касаются проблемы соотношения биологического и социального в эмоциях человека, культурно-универсального и культурно-специфичного, связи эмоций с когнитивными процессами, переживания и управления эмоциями, эмоционального интеллекта, взаимодействия человека с компьютерными агентами и роботами, а также роли эмоций в социальных явлениях и процессах. Студенты также ознакомятся с основными методами исследования эмоций в психологии и социологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование установок к развитию междисциплинарного подхода к изучению эмоций
  • расширение теоретического междисциплинарного кругозора студентов и слушателей в соответствии с уровнем развития социологии и психологии, обратившимся в последние десятилетия к изучению такого сложного феномена как человеческие эмоции и их роли в современном обществе
  • изучение эмоций знаменует не только своеобразный «эмоциональный по-ворот» в теории социологии и психологии, но и развитие методологии, техник и практик эмпирического исследования эмоций, поэтому студенты магистратуры узнают и получат определенные навыки современных (в том числе основанных на новых технологиях) подходов к исследованию эмоций
  • ознакомление слушателей с основными теоретическими подходами к изучению эмоций в психологии и социологии
  • акцентировать проблему соотношения биологического и социального в человеческих эмоциях и показать разные подходы к её анализу
  • ознакомление слушателей с использованием информационных технологий для распознавания и моделирования человеческих эмоций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1) знать: • основные теоретические подходы к изучению эмоций в современной психологии • основные факты и закономерности в области соотношения эмоций с когнитивными процессами. 2) уметь: • применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиции психологии эмоций; • 3) иметь навыки (приобрести опыт): • групповых дискуссий и критических оценок существующих подходов в изучаемой области; • презентаций по тематике курса.
  • 1) знает: • основные теоретические подходы к изучению эмоций в современной психологии • основные факты и закономерности в области соотношения эмоций с когнитивными процессами. 2) умеет: • применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиции психологии эмоций; • 3) имеет навыки (опыт): • групповых дискуссий и критических оценок существующих подходов в изучаемой области; • презентаций по тематике курса.
  • Планируемые результаты: - знает основные принципы социологии эмоций; - знает основные подходы в социологии эмоций; - знает основные методы эмпирического исследования эмоций; - умеет применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиции социологии эмоций; - имеет навыки групповых дискуссий и критических оценок существующих подходов в изучаемой области.
  • - знает основные принципы социологии эмоций; - знает основные подходы в социологии эмоций; - знает основные методы эмпирического исследования эмоций; - умеет применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиции социологии эмоций; - имеет навыки групповых дискуссий и критических оценок существующих подходов в изучаемой области.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое эмоция? Основные теоретические подходы в со-временной психологии эмоций
    Проблема различения аффективной и когнитивной сфер психики. Разнообразие аффективных явлений: феноменология, основные понятия, категориальный и многомерный подходы к классификации. Компоненты эмоций; понятие ядерного аффекта. Специфика психологического изучения эмоций. Основные теоретические подходы к исследованию эмоций в современной психологии: теории базовых эмоций, теории когнитивной оценки, социальный конструктивизм.
  • Тема 2. Кросс-культурная психология эмоций
    Разнообразие проявлений и переживаний эмоций в разных культурах. Проблема универсального и специфичного в кросс-культурном анализе эмоций. Дискуссия между натурализмом и социальным конструктивизмом: теоретические постулаты и эмпирические доказательства каждой их сторон. Кросс-культурные исследования универсального и специфичного в эмоциональной экспрессии.
  • Тема 3. Эмоции и познание
    Влияние эмоций на познавательные процессы: внимание, мышление, память. Особенности переработки эмоциональных стимулов. Взаимодействие между эмоциональным состоянием индивиду и эмоциональной окраской информации: эффекты конгруэнтности и другие смещения. Эмоциональный интеллект: определение, проблемы диагностики, возможности развития.
  • Тема 4. Эмоции и информационные технологии. Affective computing
    Разработка компьютерных систем для распознавания и имитации эмоций: основные задачи и проблемы. Автоматическое распознавание эмоций: использование экспрессивных признаков vs машинное обучение. Моделирование эмоций: виртуальные люди, роботы, проблема реалистичности имитаций. Поддержание рапорта при взаимодействии настоящих и виртуальных людей. Использование компьютерных систем распознавания и имитации эмоций в психологическом консультировании и в тренингах
  • Тема 5. Социология эмоций как область знания
    Базовые принципы современной социологии эмоций: взаимная дополнительность и демаркационные линии с психологией и историей эмоций. Основные направления, тенденции и традиции в современной социологии эмоций, многообразие сфер исследования эмоций в социологии. Основные теории и методы эмпирического исследования.
  • Тема 6. Проблема рациональности и эмоциональности в социологии
    Рациональность и эмоции, капитализм и эмоциональная сфера жизни человека и общества. Основные подходы к изучению эмоций в классической социологии капитализма. Пути решения проблемы противопоставления разума/рациональности и эмоциональности. Социология эмоций и социальная структура современного общества: обусловленность эмоциональных переживаний классово-статусным положением. Капиталистическое сердце: концепции и исследования эмоционального труда и эмоциональной работы в современной социологии
  • Тема 7. Социологический анализ эмоциональной культуры общества
    Понятия эмоциональной культуры, эмоционального режима, эмоциональных сообществ, эмоциональной идеологии, эмоциональной навигации и других, необходимых для исследования эмоциональной сферы общества. Эмоциональные практики. Эмоциональные нормы и девиации. Анализ эмоциональной культуры российского общества.
  • Тема 8. Социологические исследования отдельных эмоций
    Разнообразные классификации эмоций и выделение конкретных эмоций в социологии. Проблема универсализма и конструктивизма в социологии и психологии отдельных эмоций. Социология, антропология, история, психология и нейронаука о дискретных эмоциях. Особенности социологического подхода к отдельным эмоциям. Социологическое понимание любви и концепции любви: книги Н. Лумана, Э. Гидденса, Э. Иллуз и др. Симпатия и эмпатия в современном обществе: культура симпатии К. Кларк. Теория стыда Т. Шеффа: непризнанный стыд в современных обществах и его социальные последствия. Социологическое исследование горя: Т. Парсонс, К. Чармац и другие социологии о горе. Теория зависти и социальное поведение: социологический и антропологический подход. Социальные сферы, в которых исследование эмоций имеет большое значение. Социальные движения, право, социальные медиа, цифровая среда и мн. другие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационное тестирование проводится дистанционно, в случае технических сбоев назначается дополнительный день для повторной попытки. Пересдача этого вида контроля осуществляется в период экзаменационной сессии, в специальный день, предназначенный для показа работ. Для подготовке к пересдаче используются контрольные вопросы, размещенные в программе и соответствующий список литературы для чтения.
  • неблокирующий Участие в групповых дискуссиях на семинарских занятиях (работа на семинарских занятиях)
  • неблокирующий Домашнее задание: участие в психологических экспериментах или доклады/эссе по социологии эмоций
    Дистанционно разбирается инструкция по письменному заданию, в случае технического сбоя - назначается повторная онлайн конференция. Задания присылаются по электронной почте.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание: участие в психологических экспериментах или доклады/эссе по социологии эмоций + 0.2 * Участие в групповых дискуссиях на семинарских занятиях (работа на семинарских занятиях) + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Emotion : a very short introduction, Evans, D., 2003
  • Emotion and reason : mind, brain, and the social domains of work and love, TenHouten, W. D., 2013
  • Emotion and social structures : the affective foundations of social order, Scheve von, C., 2013
  • Psychology of emotions. Vol.1: ., , 2008
  • Theory and research on human emotions, , 2004
  • Психология и культура, Мацумото, Д., 2002
  • Психология эмоций, Изард, К. Э., 2009
  • Психология эмоций, Изард, К. Э., 2011
  • Психология эмоций, Экман, П., 2014
  • Социальный и эмоциональный интеллект : от процессов к измерениям, Ушаков, Д. В., 2009
  • Эмоции человека, Изард, К. Е., 1980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Managing" stress : emotion and power at work, Newton, T., 1996
  • Affect and emotion : a new social science understanding, Wetherell, M., 2012
  • Experiencing emotion : a cross-cultural study, , 2010
  • Expressive Japanese : a reference guide to sharing emotion and empathy, Maynard, S. K., 2005
  • Gender and emotion : social psychological perspectives, , 2000
  • Society and culture : principles of scarcity and solidarity, Turner, B. S., 2001
  • Theoretical sociology : a concise introduction to twelve sociological theories, Turner, J. H., 2014
  • История социологии XX века: избранные темы : учеб. пособие для вузов, Симонова, О. А., 2008
  • Психология и культура, , 2003
  • Узнай лжеца по выражению лица : пер. с англ. : 16+, Экман, П., Фризен, У., 2019