• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Экспериментальные методы в психо- и нейролингвистике

Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Экспериментальные методы в психо- и нейролингвистике" знакомит студентов с современными инструментальными методами исследований в областях психо- и нейролингвистики. Особый акцент делается на формировании у студентов теоретических и методологических знаний в области экспериментальных лингвистических исследований, развитии самостоятельных навыков дизайна экспериментальных парадигм, формировании навыков критического анализа современных психо- и нейролингвистический исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов теоретических и методологических знаний в области экспериментальных лингвистических исследований.
  • Освоение студентами навыков самостоятельного дизайна экспериментальных парадигм для изучения лингвистических феноменов у разных категорий испытуемых.
  • Формирование навыков критического анализа современных психо- и нейролингвистических исследований и чтения соответствующей литературы.
  • Изучение студентами основных современных инструментальных методов исследования в психо- и нейролингвистике.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент корректно использует термины и понятия психолингвистики в лингвистическом дискурсе. Студент способен интерпретировать результаты и критически оценивать выводы существующих психолингвистических исследований. Студент знает основные принципы экспериментального дизайна и поведенческие психолингвистические методики.
  • Студент знает основы нейроанатомии и нейрофизиологии, корректно использует термины и понятия нейролингвистики в лингвистическом дискурсе. Способен интерпретировать результаты и критически оценивать выводы существующих нейролингвистических исследований. Студент знает основные принципы экспериментального дизайна, методики, применяемые в нейролингвистических исследованиях, и результаты основных нейролингвистических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Психолингвистика
    Тема 1. Основы экспериментального метода. Экспериментальный дизайн. Язык как психический феномен. Обзор современного методологического арсенала психо- и нейролингвистики. Примеры решаемых исследовательских задач. Наблюдение и эксперимент. Типы научных исследований. Понятие научной гипотезы. Принцип верификация и его ограничения, принцип фальсификации. Понятие валидности и надежности исследования. Основные практические этапы планирования и проведения эксперимента. Зависимая, независимая и побочные переменные. Межгрупповые и внутригрупповые экспериментальные планы: преимущества и недостатки. Экспериментальные листы. Филлеры. Тема 2. Методы психолингвистики: поведенческие методики. Общие возможности и ограничения экспериментов с использованием поведенческих методик. Связь возможности контроля за переменными с исследуемыми темами: неравномерность исследований по порождению и восприятию речи. Возможные независимые и зависимые переменные. Примеры методик и экспериментов. Тема 3. Методы психолингвистики: регистрация движений движений глаз. Особые популяции: билингвизм. Виды движений глаз. Что глаза говорят о высших психических процессах. Исследования А.Л. Ярбуса. Связь движений глаз и мышления (eye-mind hypothesis). Преимущества и ограничения метода записи движения глаз. Парадигма «визуальный мир». Глазодвигательные исследования чтения. Зависимые переменные при анализе глазодвигательных данных. Основные трудности при проведении глазодвигательных исследований. Механизмы нейропластичности мозга в изучении родного и иностранного языка, а также в случае билингвизма. Механизмы взаимодействия нескольких языков, их влияние на когнитивные функции мозга.
  • Раздел 2. Нейролингвистика
    Тема 4. Нейроанатомия и нейрофизиология. Строение центральной нервной системы. Серое и белое вещество. Цитоархитектонические поля Бродмана. Отделы головного мозга. Лобная, височная, теменная и затылочная доли мозга. Межполушарная асимметрия. Три структурно-функциональных блока мозга. Репрезентация языка в мозге (латерализация, зона Брока, зона Вернике). Модели понимания и порождения речи. Тема 5. Методы нейролингвистики: электроэнцефалография (ЭЭГ) и связанные с событиями потенциалы мозга (ССП). Биофизические механизмы осцилляторной активности мозга и формирования ЭЭГ сигнала. Метод ССП мозга в нейролингвистике, особенности, преимущества и недостатки данного метода. Основные ССП, характеризующие понимание речи (MNN, N400, P600, ELAN, LAN). Тема 6. Методы нейролингвистики: ЭЭГ частотный анализ и анализ источников, магнитная энцефалография (МЭГ). Частотный анализ ЭЭГ. Диапазоны частот как корреляты языковой обработки. МЭГ в нейролингвистике, особенности, преимущества и недостатки данного метода. Примеры исследований с применением метода МЭГ. Тема 7. Методы нейролингвистики: нейровизуализация. Нейробиологические и физические принципы регистрации данных методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), преимущества и ограничения метода. Экспериментальный план фМРТ-исследований: экспериментальные условия, проблема выбора контрольного условия эксперимента. Примеры исследований с применением метода фМРТ. Тема 8. Особые популяции: афазия и эпилепсия. Введение в клиническую лингвистику. Введение в афазию, причины афазии, классификации афазий. Введение в эпилепсию, причины эпилепсии. Применение лингвистических знаний в диагностике и терапии языковых нарушений. Эксперименты с клиническими популяциями для тестирования лингвистических гипотез. Методологические принципы метода повоскельного картирования симптом-поражение (voxel-based lesion-symptom mapping, VLSM). Примеры исследований с применением метода VLSM.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работа
    Вопросы с кратким ответом или с выбором варианта ответа
  • неблокирующий Контрольная работа
    Вопросы с кратким ответом или с выбором варианта ответа
  • неблокирующий Задание по поиску литературы и формулировке исследовательских вопросов
    Задание состоит в том, чтобы придумать 3 исследовательских вопроса в рамках психо- или нейролингвистики. Выбрав один из вопросов и использовав встроенные инструменты поиска, найти релевантную литературу в базе данных научных статей. На первом занятии устанавливается дедлайн для выполнения задания. Штрафы за несоблюдение сроков: 24 часа после дедлайна: -1 балл, 48 часов после дедлайна: -2 балла, >48 часов: не принимается.
  • неблокирующий Разработка и презентация эксперимента по заданному исследовательскому вопросу
    В заданных группах продумать исследование по заданному исследовательскому вопросу (экспериментальный дизайн, метод, зависимая и независимые переменные, гипотезы). Презентовать разработанный дизайн эксперимента на семинарском занятии. На первом занятии устанавливается дедлайн для выполнения задания и штраф за несоблюдение сроков.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    В качестве итогового контроля освоения дисциплины будет проведен письменный экзамен (вопросы с кратким или развернутым ответом, выбором варианта ответа).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.14 * Задание по поиску литературы и формулировке исследовательских вопросов + 0.3 * Итоговый экзамен + 0.175 * Контрольная работа + 0.175 * Контрольные работа + 0.21 * Разработка и презентация эксперимента по заданному исследовательскому вопросу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Eye tracking : a comprehensive guide to methods and measures, Holmqvist K., Nystrom M., 2011
  • Handbook of the neuroscience of language, Stemmer B., 2010
  • Introduction to psycholinguistics : understanding language science, Traxler M. J., 2012
  • Using the visual world paradigm to study language processing: A review and critical evaluation. (2011). Acta Psychologica, 137, 151–171. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2010.11.003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fundamentals of psycholinguistics, Fernandez E. M., Cairns H. S., 2011
  • Handbook of neurolinguistics, Stemmer B., 2011
  • Handbook of psycholinguistics, Traxler M. J., 2006
  • Luck, S. J. (2014). An Introduction to the Event-Related Potential Technique (Vol. Second edition). Cambridge, Massachusetts: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=798344
  • McRae, K., Joanisse, M., & Spivey, M. (2012). The Cambridge Handbook of Psycholinguistics. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=466689
  • Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин В. Н., 2001