• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Основы практической психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Преподаватели: Карпинская Валерия Юльевна, Чернявская Алла Игоревна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов магистратуры, не имеющих базового образования в области психологии, при этом специфика их будущей профессии, научной работы предполагает необходимость наличия навыков эффективной коммуникации с другими людьми, приемов самопомощи, противостояния стрессовым ситуациям. Данный курс дает общее представление о структуре психологической науки, раскрывает методологические трудности в области научной и практической психологии. Результаты освоения дисциплины: 1. Студент имеет общее представления о методологии психологической науки, соотношении практической и теоретической психологии; 2. Может проследить взаимосвязи между теоретическими идеями и психологической практикой; 3. Умеет анализировать ситуацию, требующую психологического вмешательства и оценить необходимость обращения за оказанием профессиональной психологической помощи; 4. Владеет методами самопомощи и эффективной коммуникации, навыками активного слушания, способами выявления потребностей собеседника и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать слушателям представление о возникновении и развитии психологической науки и практики
  • Научить использовать основные психологические приемы способствующие осознанию своего психологического состояния, приемы самопомощи, противостояния стрессовым ситуациям
  • Освоить навыки эффективной коммуникации и межличностного взаимодействия
  • Ознакомить с основными направлениями работы практического психолога, методологическими основаниями психологической науки и практики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Принципы научного знания. Проблемы демаркации научного и ненаучного знания. Определение объекта предмета, методов науки. Методологические проблемы психологии. Номотенический и идеографический подход в психологии
  • Способен описать суть психофизической проблемы и философские подходы и попытки ее решения. Знает основные современные направления в области психологии сознания и проблемы субъективного переживания (квалиа)
  • Знает основные принципы создания и разработки психологического тестирования. Способен определить основные направления психологического консультирования, способен оценить эффективность психологической консультации на уровне клиента.
  • Владеет терминологией, позволяющей анализировать ситуацию коммуникации, способен определить коммуникативные барьеры, владеет способами развития эффективной коммуникации
  • Владеет способами эффективного запоминания, управления вниманием, организации восприятия. Знает основные типы мышления и основы психологии принятия решений
  • Способен определять вое эмоциональное состояние, знает способы контроля эмоционального состояния. Знает стадии развития стресса и способы диагностики тревожных и стрессовых состояний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука. Место психологии в системе других наук
    Понятие научного знания. Философия и методология науки, концепции развития научного знания, критерии демаркации (О. Конт, Т Кун, К. Поппер, П. Фейерабенд). Типы обоснования в различных науках. Житейская и научная психология. Возникновение психологии как науки и развитие психологического знания и направлений исследований в 20 веке. Современные проблемы психологии. Номотенический и идеографический подход в психологии. Проблема описания и объяснения как одна из важнейших методологических проблем психологической науки. Развитие прикладного и практического направления психологии в 20 веке и в настоящее время
  • Тема 2. Психофизическая проблема
    Психофизическая проблема – ключ к пониманию и объяснению психического. Философские взгляды на проблему соотношения материального и психического. Разновидности монизма и дуализма. Попытки решения психофизической проблемы в психологии. Классическая и современная психофизика. Парадоксы при измерении порогов ощущений. Многообразие видов чувствительности у человека, феноменальная чувствительность. Значение ощущений при решении когнитивных и коммуникативных задач. Проблема субъективных переживаний и интерпретации поступающей информации
  • Тема 3. Психодиагностика. Психологическое консультирование. Психокоррекция и психотерапия. Критерии эффективности работы практического психолога
    Практическая диагностика (наблюдение, беседа, анализ ситуации, тест) история возникновения психологического тестирования, типы психологических тестов практика создания теста. Психологическое консультирование, отличие от психотерапии и психокоррекции. Критерии эффективности работы практического психолога
  • Тема 4. Психология эффективной коммуникации
    Участники коммуникации, прием и передача информации среди участников коммуникации. Распространенные трудности и ошибки коммуникации. Факторы, определяющие интерпретацию информации, скрипты и нормы, коммуникативные барьеры о обратная связь. Развитие коммуникативных навыков. Элементы тренинга коммуникации: активное слушание, вопросы, присоединение-ведение в беседе, вербальные-невербальные сигналы
  • Тема 5. Психология познания
    Разнообразие способов познания мира. Описание познавательной сферы человека. Сенсорно-перцептивные процессы. Ощущение и восприятие, характеристики и способы классификации, факторы, определяющие эффективность решения сенсорных и перцептивных задач. Эффект установки, законы гештальта, иллюзии восприятия. Прикладное значение эффектов ощущения и восприятия. Представление и воображение, роль представлений в познавательной деятельности человека. Внимание. Избирательность внимания, способы описания и модели внимания. Средства тренировки внимания и определение их эффективности. Память, классификации памяти, подходы к исследованию памяти, модели памяти. Мнемотехнические приемы. Мышление и решение задач. Виды мышления, типы мыслительных задач, развитие мышления в онтогенезе. Интеллект – понятие, теоретические подходы, диагностика интеллекта
  • Тема 6. Психология противостояния стрессу
    Эмоции человека. Подходы к исследованию эмоций в психологии. Эмоции и познание. Эмоциональное переживание и выражение эмоций. Практика осознания и управления эмоциональными проявлениями. Стресс как психофизиологическое состояние: физиологические процессы в организме, сигнализирующие о стрессовом состоянии, фазы развития стрессового состояния, дистресс, фрустрация. Адаптация и адаптационные механизмы. Основы самопомощи в ситуации стресса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе проводится в письменной форме - 2-2,5 тыс. слов. В эссе необходимо представить следующие пункты: 1. Постановка проблемы (описание противоречия, если это разбор текста, то в текстах и подходах со ссылками и цитатами, если представлена конкретная коммуникативная ситуация, то описание всех составляющих ситуации и проблем в данной ситуации) 2. Дискуссия (предлагаемые способы решения возникшего противоречия, с указанием преимуществ и недостатков каждого из описанных подходов) 3. Вывод (собственный взгляд студента и обоснование своего выбора в способе разрешения противоречия, обоснование собственной точки зрения, возможно предложение своего подхода)
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа, ответы на вопросы, кейсы, тестовые вопросы. Письменная работа 30 минут. 10 вопросов (в зависимости от того, требуется выбор ответа или необходимо дать развернутый ответ)
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме устного ответа на вопросы. Отсутствие одного невыполненного пункта приводит к оценке «неудовлетворительно». Оценка ставится на основании ранее полученных оценок за эссе, контрольную работу и ответ на экзамене. На экзамене предлагается взять билет, в котором содержится 2 вопроса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 384 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01584-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055312 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055312