2019/2020
История литературы Испании и Латинской Америки, часть 2
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2 модуль
Преподаватели:
Харитонова Наталия Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «История литературы Испании и Латинской Америки» формирование у студентов комплекса знаний о литературе Испании в период со Средний веков до начала Нового времени; представлений об основных закономерностях литературного процесса Испании в период со Средний веков до начала Нового времени; понимания принципов историко-литературного подхода применительно к материалу данной эпохи; представление о литературном быте эпохи и важнейших событиях литературной жизни; ознакомление с основными направлениями и школами, с произведениями, авторскими или анонимными, и творческой биографией крупнейших испанских авторов указанного периода, с учебно-методической и критической литературой. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - критерии периодизации истории испанской литературы; - связь литературного процесса с историей и культурой Испании; - систему жанров и эстетических концепций, важнейшие литературные течения, испанские и отечественные литературоведческие школы и предлагаемые ими принципы анализа историко-литературного материала данной эпохи; - творчество основных авторов и их произведения, а также анонимные произведения, предусмотренные программой дисциплины; - национальное своеобразие литературы Испании. уметь: - с помощью литературоведческого инструментария анализировать художественные тексты в историко-культурном и литературном контексте –национальном и европейском; - корректно характеризовать и описывать литературные явления и процессы; - выявлять специфику литературных направлений на основе полученных историколитературных и литературно-теоретических знаний; владеть: - навыками самостоятельного чтения художественной, научной и учебнометодической литературы по изучаемым вопросам; - основными терминами и понятиями, предусмотренными программой дисциплины; - навыками самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации; - навыками работы с основными электронными ресурсами, в частности, электронными библиотеками
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов комплекса знаний о литературе Испании в период с 17 века по 20 век, и о литературе Латинской Америки 20 века;
- Формирование представлений об основных закономерностях литературного процесса в Испании в период с 17 века по 20 век, и Латинской Америки 20 века;
- Понимание принципов историко-литературного подхода применительно к материалу данной эпохи;
- Ознакомление с основными направлениями и школами, с произведениями и творческой биографией крупнейших испанских и латиноамериканских авторов указанного периода, с учебно-методической и критической литературой;
- Представление о литературном быте эпохи и важнейших событиях литературной жизни.
Планируемые результаты обучения
- Знание критериев периодизации истории испанской литературы;
- Знание связи литературного процесса с историей и культурой Испании и Латинской Америки;
- Знание системы жанров и эстетических концепций, важнейшие литературные течения, испанские и отечественные литературоведческие школы и предлагаемые ими принципы анализа историколитературного материала данной эпохи;
- Знание творчества основных авторов и их произведения, а также анонимные произведения, предусмотренные программой дисциплины;
- Знание национального своеобразие литературы Испании и литератур Латинской Америки.
- Умение с помощью литературоведческого инструментария анализировать художественные тексты в историко-культурном и литературном контексте –национальном и европейском;
- Умение корректно характеризовать и описывать литературные явления и процессы;
- Умение выявлять специфику литературных направлений на основе полученных историколитературных и литературно-теоретических знаний;
- Владение навыками самостоятельного чтения художественной, научной и учебно-методической литературы по изучаемым вопросам;
- Владение основными терминами и понятиями, предусмотренными программой дисциплины;
- Владение навыками самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации;
- Владение навыками работы с основными электронными ресурсами, в частности, электронными библиотеками.
Содержание учебной дисциплины
- Специфика испанского ПросвещенияПроблемы периодизации. Культурная жизнь эпохи Просвещения, новые институты и практики. Игнасио де Лусан, его жизнь и творчество. Трактат «Поэтика. Поэзия Мелендеса Вальдеса. Драматургия Леандро Фернандеса де Моратина.
- Эпоха романтизмаСпецифика испанского романтизма. Проблемы периодизации. Полемики вокруг термина «романтизм» и теории его происхождения. Основные черты нового стиля и романтической поэтики. Творчество Анхеля Сааведры, герцога де Ривас. Творчество Хосе де Эспронседы, его поэма «Саламанский студент».
- Костумбризм и костумбристский очерк в ИспанииФормирование реализма. Творчество Бенито Переса Гальдоса и его роман «Донья Перфекта». Натурализм.
- Рубеж вековМодернизм и понятие «поколение 98 года». Поэзия Рубена Дарио. Хуан Рамон Хименес. Романное творчество испанских писателей рубежа веков: Мигель де Унамуно и метаповествование
- Поколение 27 годаАвангардизм в литературе Испании. Гражданская война и её последствия для испанской культуры. Литература испанской эмиграции. Тенденции развития послевоенной прозы.
- Латиноамериканская литература ХХ векаПостколониальная и деколониальная проблематика. Поэтика рассказов Х.Л. Борхеса. Творчество Х. Кортасара: фантастическое и экспериментальное. Творчество Габриеля Гарсии Маркеса, «магический реализм» и его роман «Сто лет одиночества»
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Контрольная работа 1
- Контрольная работа 2
- ПрезентацияВ качестве формы итогового контроля студенты готовят и защищают коллективный проект, связанный с анализом произведений испанской или латиноамериканской литературы из списка, предложенного преподавателем. Выбор темы и распределение по небольшим группам (2-3 человека) - начало декабря, защита проекта (публичная презентация из 10-12 слайдов, включая библиографию, время презентации – 15 минут, ) проходит на последней учебной неделе 2 модуля.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Контрольная работа 1 + 0.25 * Контрольная работа 2 + 0.25 * Презентация + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aparicio, F. R., & Bost, S. (2013). The Routledge Companion to Latino/a Literature. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=491175
- Arsova, J. (2005). GIES, DAVID T, ed. The Cambridge History of Spanish Literature. Cambridge: Cambridge UP, 2004. 863 pp. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FCCD1AF0
- José Carlos Mainer. (2016). Historia mínima de la literatura española. Madrid: Turner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2217421
Рекомендуемая дополнительная литература
- История испанской литературы, Штейн, А. Л., 2001
- Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия, , 2002