• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Цицерон и окрестности. Поздняя античность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Преподаватели: Жаркая Варвара Юрьевна, Сидорович Ольга Витольдовна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Цицерон и окрестности. Поздняя античность» комплексным образом знакомит студентов c историей и культурой республиканского и императорского Рима и поздней античности, формирует у студентов представления о единстве культурного процесса посредством параллельного изучения памятников словесности, изобразительного искусства и архитектуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с основными вехами историко-культурного процесса в греко-римском мире с 1 в. до н.э. по 4 в. н.э.
  • введение в основные методологические проблемы, связанные с периодизацией античной истории
  • ознакомление с основными проблемами кризиса гражданского коллектива и республиканской формы правления в Риме
  • знакомство с политическими течениями, существовавшими в Риме в 1 в. до н.э., раскрытие содержания терминов «оптиматы» и «популяры»
  • изучение этапов формирования Цицерона как государственного деятеля, оратора и философа в историко-культурной ситуации Римской республики 1 в. до н.э.
  • знакомство с именами, этапами жизненного и творческого пути поэтов императорского Рима и авторов эпохи второй софистики
  • овладение терминологией, раскрывающей специфику функционирования политической системы Римской республики и систему ценностей римского гражданина
  • овладение навыками аналитического чтения памятников античной литературы и их сопоставительного анализа с памятниками изобразительного искусства и архитектуры
  • умение ориентироваться в основных схемах периодизации греческой культуры
  • умение рассуждать о взаимосвязи политической и религиозной жизни в Римской республике
  • критическая оценка теоретических концепций, стоящих за понятиями «вторая софистика», «поздняя античность» и «ранняя Византия»
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает биографию Цицерона, этапы его формирования как государственного деятеля.
  • знает особенности политической ситуации в Риме в 1 в. до н.э., знание этапов формирования Цицерона как оратора.
  • знает этапы развития историописания в Древнем Риме.
  • знает имена, этапы жизненного и творческого пути поэтов императорского Рима.
  • знает имена, этапы жизненного и творческого пути авторов эпохи второй софистики
  • знает сюжет и систему персонажей романа Апулея "Золотой осел"
  • умеет рассуждать о жанровой специфике греческого романа.
  • знает сюжет и систему персонажей романа Ахилла Татия "Левкиппа и Клитофонт"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цицерон – личность в контексте эпохи.
    Кризис римской гражданской общины и республиканской формы правления. Трансформационные процессы в аграрной, военной, политико-правовой и культурной сфере. Происхождение и семейные связи Цицерона. Образование в Риме и в Афинах. «Новый человек» и его политическая карьера в Риме. Прохождение лестницы магистратур: от квестора до претора.
  • Политическая борьба в Римской республике и позиция Цицерона.
    Консульство Цицерона и заговор Катилины. Первый триумвират и изгнание Цицерона. Наместничество в Киликии. Гражданская война между Ю. Цезарем и Гн. Помпеем. Политическая позиция Цицерона. Речи против М. Антония. Второй триумвират и гибель Цицерона. Взгляды Цицерона на задачи и навыки оратора, историю, право и мораль, государство, природу, этику и религию. Роль религии в римской политике. Влияние Цицерона в сфере права, истории, философии, языка, религиозной мысли.
  • Цицерон как оратор.
    Роль фигуры оратора в римской политической системе. Речи против Катилины как образец жанра обличительной речи и ее значение в истории европейской публичной политики. Ораторские приемы по Цицерону. Рецепция приемов Цицерона у ораторов и в пропаганде 20 века.
  • Поэты императорского Рима.
    Очерк жизни и творчества Горация. Очерк жизни и творчества Вергилия. Вергилий как провозвестник Христа. Легенды о Вергилии в Средние века (Вергилий-маг, Вергилий-некромант, Вергилий в корзине). Гипотеза о византийском влиянии (Житие Льва Катанского).
  • Вторая софистика. Апулей и Лукиан.
    Понятие Второй софистики. Основные представители. Очерк жизни и творчества Апулея. Свидетельства «Апологии». Источники романа. Платонические сочинения Апулея и платоническое в «Золотом осле». Проблема взаимоотношений «Золотого осла» и повести «Лукий, или Осел» (Пс.)-Лукиана. Свидетельство патриарха Фотия (IX в.) о Лукии Патрском.
  • Греческий роман.
    Основные представители жанра: Ксенофонт Эфесский, Лонг, Гелиодор. Топика античного романа. Роман Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт»: повествовательная структура, композиция, экфрасисы и отступления. Образ авторов (Суда) и героев (Мученичество Галактиона и Епистимы) романов в Византийской традиции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий дискусия, обсуждение прочитанных источников и самостоятельно проработанной вторичной литературы
  • неблокирующий письменная контрольная работа
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * дискусия, обсуждение прочитанных источников и самостоятельно проработанной вторичной литературы + 0.25 * письменная контрольная работа + 0.5 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A flowery meadow and a hidden metalepsis in Achilles Tatius. (2009). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28CEEA7A
  • Günther, H. C. (2013). Brill’s Companion to Horace. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=513473
  • Horsfall, N. (2000). A Companion to the Study of Virgil. [N.p.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1475596
  • May, J. M. (2002). Brill’s Companion to Cicero : Oratory and Rhetoric. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=132966
  • Potter, D. S. (2006). A Companion to the Roman Empire. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=193205
  • Reeves, B. T. (2007). The Role of the Ekphrasis in Plot Development: The Painting of Europa and the Bull in Achilles Tatius’ Leucippe and Clitophon. Mnemosyne, 60(1), 87–101. https://doi.org/10.1163/156852507X165856
  • Skinner, M. B., & Wiley InterScience (Online service). (2007). A Companion to Catullus. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231556
  • Syme, R. (2002). The Roman Revolution. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=150015
  • Temmerman, K. de. (2014). Crafting Characters : Heroes and Heroines in the Ancient Greek Novel (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=712480
  • Ziolkowski, J. M., & Putnam, M. C. J. (2008). The Virgilian Tradition : The First Fifteen Hundred Years. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=278366
  • Ахунова (Левинская) Ольга Леонидовна. (n.d.). “Милетская Разнузданность” В Романе Апулея “Метаморофозы, Или Золотой Осел.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmiletskaya-raznuzdannost-v-romane-apuleya-metamorofozy-ili-zolotoy-osel
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., Маяк, И. Л., 2002
  • Левинская, О. (2011). Лукиан И Апулей Во Взаимном Отражении. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3465F062

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A Companion to the Prologue of Apuleius’ Metamorphoses. (2001). Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.799bbabd.2f40.4bc5.8caa.e672f17eda92
  • Atkins, J. W. (2013). Cicero on Politics and the Limits of Reason : The Republic and Laws. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=644600
  • Baraz, Y. (2012). A Written Republic : Cicero’s Philosophical Politics. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=439325
  • Garry Wills. (2003). Sappho 31 and Catullus 51. Greek, Roman, and Byzantine Studies, (3), 167. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.59c2d125788c468cab82a4011a65ee78
  • Georg Nicolaus Knauer. (2002). Vergil’s Aeneid and Homer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.39B6119
  • Hunter, L. (2015). Translation of Catullus 51 and Sappho 31. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0903D7C
  • Lintott, A. W. (2008). Cicero As Evidence : A Historian’s Companion. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=215013
  • Pizzone, A. (2014). Tantalizing Clitophon and Melite’s Antiphilosophical Love:An Undetected Hypotext in Achilles Tatius. Denmark, Europe: le monnier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D400318E
  • Ахунова (Левинская) Ольга Леонидовна. (n.d.). Как важно быть внятным: читательские заметки Фотия (Bibliotheca, cod. 129) в истории античного романа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fkak-vazhno-byt-vnyatnym-chitatelskie-zametki-fotiya-bibliotheca-cod-129-v-istorii-antichnogo-romana
  • БРАГОВА АРИНА МИХАЙЛОВНА. (2016). Понятие «Государство» В Сочинениях Цицерона. Самарский Научный Вестник, (1 (14)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16471849
  • БРАГОВА АРИНА МИХАЙЛОВНА. (2016). Цицерон о падении нравов и необходимости нравственной реформы в римской республике I в. до н.э. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1795E77E
  • Гарафутдинов, И. (2013). Развитие Содержания Античного Гуманизма В Трудах Марка Туллия Цицерона. Вестник Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14631015
  • Дубрава, И. (2015). Учения Цицерона О Государстве И Праве. Проблемы Современной Науки и Образования, (7 (37)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15831984
  • Маннанов Артур Альбертович, Дыганов Вениамин Петрович, & Нурхамитов Марсель Радикович. (2017). Марк Тулий Цицерон. Государство и право. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B26E48B4
  • Мейдер, В. (2006). Гуманистические Идеалы Цицерона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1C146FAA
  • ШИРИНСКАЯ К.В. (2015). Образовательный Идеал Платона И Его Экспозиция В Корпусе Сочинений Цицерона. Актуальные Проблемы Гуманитарных и Естественных Наук, (2–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15963895