• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Философия XV — XVII веков

Статус: Майнор
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Эпоха Возрождения и начало Нового времени были временем, когда европейская мысль сформировала ту культурную парадигму, которая позволила европейской цивилизации занять к концу XIX — началу XX века доминирующие позиции в мире. И по сей день на успехи в развитии могут рассчитывать лишь те страны и народы, которые прошли через процесс «вестернизации», то есть принятия части ценностей европейской культуры. Возрождение принесло с собой в христианскую Европу идею ценности человеческой личности, но одновременно и гелиоцентрическую модель Коперника, «отбросившую» Землю (а вместе с ней и человека) из центра на периферию мира. В этот период была сформирована новая модель научного знания (Г. Галилей, Ф. Бэкон), обусловившая успешное развитие науки на протяжении последующих веков. Стремясь понять устройство мироздания и место в нем человека, а также и пути получения человеком знания об этом мире, философия Нового времени создает основные онтологические и гносеологические модели, остающиеся таковыми и по сей день. Все эти теории - а также многие другие - станут предметом рассмотрения этого курса курса. Данная дисциплина является вторым обязательным курсом майнора «История философии». Она читается для студентов 2 курса бакалавриата в 3-4 модуле. Освоение данной дисциплины базируется на предыдущей дисциплине майнора «История философии древнего мира и средних веков». Для освоения учебной дисциплины студенты должны знать основные культурные, социальные, политические события европейской истории XV-XVIII веков; знать основные теории и концепции античной философии; уметь читать, понимать и интерпретировать философские тексты. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении других дисциплин майнора «История философии»: История немецкой классической философии; История философии XX века.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с главными идеями и фигурами европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени
  • Ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития ново-европейской философии
  • Выявление влияния философских теорий на развитие политической, научной и религиозной мысли эпохи Нового времени, а также на последующее развитие европейской мысли
  • Выявление значения философских построений и концепций эпохи Возрождения и Нового времени для современной культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает разные хронологические периоды истории философии
  • Формулирует основные характеристики философии эпохи Возрождения
  • Различает разные смыслы понятия "гуманизм"
  • Корректно использует философскую терминологию, относящуюся к изучаемому периоду
  • Воспроизводит основные положения философии Декарта
  • Воспроизводит основные положения философии Лейбница
  • Воспроизводит основные положения естественной философии Ньютона
  • Воспроизводит основные положения философии познания Локка
  • Воспроизводит основные положения философии Беркли
  • Воспроизводит основные положения философии Юма
  • Различает положения теории социального контракта Гоббса, Локка и Руссо
  • Воспроизводит основные положения философии Вольтера, Гольбаха, Руссо
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологическое введение
    Хронологическое деление философии XV-XVIII веков. Основания для выделения основных этапов и периодов развития философской мысли. Синхроническое и диахроническое описания истории философии. Проблема философского канона.
  • Культурно-философские особенности эпохи Возрождения
    Историографическое значение термина «Возрождение». Хронологические рамки и основные характеристики эпохи Возрождения. Зарождение гуманистического движения в Италии. Историографическое значение термина «гуманизм». От университетского преподавателя к гуманисту: появление нового типа европейского интеллектуала. Формирование предпосылок для зарождения политического гуманизма во Флоренции. Поворот от природы к духу как предпосылка переоценки значения гуманитарных наук. Возрождение studia humanitatis как средства воспитания человеческого духа с опорой на классическое наследие древних. Значение общественного бытия человека для его совершенствования. Противопоставление деятельной жизни (\textit{vita activa}) и созерцательной жизни (\textit{vita contemplativa}).
  • Антропоцентризм в философии эпохи Возрождения
    Этико-политическая ориентация гуманистов Кватроченто: от созерцательного — к практическому образу жизни. Культура и гражданская жизнь свободного республиканского общества как определяющие области интереса гуманистов Кватроченто. Расширение программы \textit{studia humanitatis} в качестве программы гуманитарного образования, рассчитанной на изучение древней мудрости с целью возрождения и обновления гражданской культуры. Новая гуманистическая культура как основа жизни свободного республиканского общества. Образование в гуманистическом духе как лучшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Учение о человеке как об общественном животном, значение семьи, приоритет воли над рассудком и практического образа жизни — над «созерцательным» или «теоретическим». Человек как недостаточное существо, восполняющее свое несовершенство за счет гражданской жизни в обществе. Философский синтез Пико делла Мирандола (1453—1494). Учение Пико делла Мирандола о достоинстве человека
  • Политическая и социальная философия эпохи Возрождения
    Трансформация классического учения о политике в политической философии эпохи Возрождения. Политический реализм Макиавелли. Проблема политического господства как центральная проблема политического учения Макиавелли. Политика как техника захвата, укрепления и расширения власти. Вопрос об учреждении «новых политических порядков и обычаев» и проблема тирании. Макиавелли о соотношении политической целесообразности и частной морали. Учение Макиавелли о гражданской добродетели как общем благе. Возрождение классического республиканского идеала в политическом учении Макиавелли. «Утопия» Томаса Мора как ответ на вопрос о рациональном социальном порядке, способном избавить человека от голода и нужды. Концепция государства как инструмента принуждения на службе у богатых. Идея упразднения частной собственности на средства производства и предметы потребления. Благосостояние свободных граждан как цель существования справедливого социального порядка. Кризис идеи «естественного права» и поиск новых путей осмысления политической жизни.
  • Философское значение Реформации и Контрреформы
    Мартин Лютер (1483—1546) как идеолог протестантской Реформации. Основные положения реформаторского учения М. Лютера. Доктрина оправдания верой (sola fide). Возвращение к Священному Писанию (sola scriptura). Учение Лютера о Церкви и идея «всеобщего священства». Отношение Лютера к поздней схоластике. Спор Лютера с Эразмом Роттердамским о свободе воли. Жан Кальвин (1509—1564) и радикализация протестантской Реформации в кальвинизме. Учение Кальвина о предопределении. Учение Кальвина о Церкви. Вопрос об отношении Церкви к светской власти в сочинениях идеологов умеренной и радикальной Реформации.
  • Скептицизм XV века
    Интеллектуальный и моральный кризис как причина распространения скептических настроений в интеллектуальных кругах Западной Европы. Появление в XVI в. новых переводов античных авторов — приверженцев скептицизма и перенос споров с использованием скептической проблематики и форм аргументации из области теологии на почву философии. «Пирронистский кризис» XVI в. как интеллектуальный кризис, связанный с невозможностью удовлетворительно решить проблему достижения достоверного знания и определить критерии его истинности. «Апология Раймунда Сабундского» Монтеня и его защита скептицизма в философии. Тесный альянс между скептицизмом в философии и фидеизмом в религии как отличительная черта скептической философии XVI в.
  • Развитие экспериментального и математического естествознания
    Общая характеристика Научной революции как исторического периода. Предпосылки Научной революции: взрывной характер распространения знания, рост математической культуры, распространение скептицизма, изменение отношения человека к материальному миру. Этапы Научной революции: астрономическая революция XVI в., математическое естествознание Галилея и Декарта, эмпиризм Бэкона, математическая физика Ньютона. Математизация природы. Научный эксперимент и его отличие от наблюдения и обыденного опыта.
  • Философия Рене Декарта
    Рене Декарт — отец-основатель «новой» европейской философии. Критика Декартом схоластической учености и выдвижение идеи новой, методически ориентированной философии. Учение Декарта о методе и главные основоположения его рационалистической теории познания. Декартова концепция философии как «поиска мудрости» и метафорическое обозначение структуры философии как «древа мудрости». Принципы «временной морали». Проблема методического сомнения. Доказательство Декартом достоверности своего собственного существования в качестве мыслящего существа и формула «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). Декарт о природе своего человеческого Я как вещи мыслящей (res cogitans). Картезианская концепция мышления. Учение Декарта об идеях. Проблема существования Бога в философии Декарта. Доказательство существования материального мира. Дух и материя в философской системе Декарта. Душа и тело и проблема их взаимодействия в философской системе Декарта. Учение об аффектах и этика Декарта. Значение философии Декарта для развития европейской философии и науки XVII в.
  • Рационализм XVII века: Спиноза
    Философский синтез Бенедикта Спинозы (1632—1677). Учение Спинозы о Боге, или субстанции. Бог, или субстанция как «причина самой себя» (causa sui). Формальные и содержательные характеристики субстанции. Единственность, несотворенность, вечность и бесконечность как формальные свойства Бога, или субстанции. Проблема пантеизма Спинозы. Субстанция и ее познаваемые атрибуты — мышление и протяжение. Приравнивание Спинозой онтологического ранга материи к онтологическому рангу духа. Субстанция как «природа порождающая» (natura naturans) и модусы как «природа порожденная» (natura naturata) в метафизике Спинозы. Формула «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и психофизический параллелизм в философии Спинозы. Учение Спинозы о человеке. Человеческая душа как один из модусов атрибута мышления. Отношение души и тела. Проблема свободы и необходимости в философии Спинозы. Отрицание свободы воли и универсальный детерминизм Спинозы.
  • Рационализм XVII века: Лейбниц
    Философский синтез Лейбница (1646—1716) — вершина в развитии рационалистической ветви европейской философии Нового времени. Учение Лейбница о Боге и идея творения. Проблема воображаемых миров и принцип выбора наилучшего из воображаемых миров для творения. Метафизический характер оценки Лейбницем мироздания как «наилучшего из возможных миров». Учение о Боге как теодицея. Проблема поиска «первоэлемента» метафизической действительности в философии Лейбница. Учение Лейбница о монадах. Представление и стремление как основные свойства монад. Душа, тело и идея предустановленной гармонии. Монада как «микрокосм», отражающая мироздание со своей собственной перспективы. Основополагающие принципы философии Лейбница: закон непрерывности, закон тождества неразличимых, закон достаточного основания, панлогизм, принцип предустановленной гармонии.
  • Физика и метафизика Исаака Ньютона
    Политический и интеллектуальный контекст жизни и творчества Исаака Ньютона. Реставрация династии Стюартов, образование Лондонского королевского общества, Славная революция 1688 года. Научная биография Ньютона. Его деятельность как математика и физика, теолога, алхимика. Научное значение Математических начал натуральной философии и Оптики. Теологические и метафизические идеи Ньютона. Проблема всемирного притяжения как «оккультного качества». Связь физики Ньютона с магико-алхимических мышлением.
  • Теория познания в учении Джона Локка
    Джон Локк как основоположник эмпирического направления в философии Нового времени. Концепция философии как «подмастерья науки» и сдвиг к теоретико-познавательной ориентации в философии Локка. Критика учения о врожденных идеях и обоснование Локком эмпиризма как философской программы. Учение Локка о чувственном опыте как источнике человеческого познания. Структура человеческого опыта. «Внутренний» и «внешний» опыт: ощущения и рефлексия. «Идеи» как простейшие составляющие опыта. Простые и сложные идеи. Способы образования сложных идей и учение Локка об абстрагировании. Идеи первичных и вторичных качеств. Основополагающие понятия философии Локка: идеи модусов, субстанций и атрибутов. Учение Локка о субстанции и личности. Учение Локка о значении языка для человеческого познания. Номиналистическое понимание Локком понятия сущности. Учение о достоверности. Интуитивное, демонстративное и чувственное знание. Значение философии Локка для формирования эмпиризма как направления европейской философии Нового времени.
  • Имматериализм Джорджа Беркли
    Критика локковской теории абстракции как исходный пункт философии Беркли (1685—1753). Номинализм Беркли. Противопоставление репрезентативных общих идей и абстрактных общих идей. Отрицание существования абстрактных общих идей. Общие понятия как обобщенные наглядные образы единичных предметов. Имматериализм Беркли. Идеи как непосредственные объекты знания. Эпистемологический дуализм Беркли: чувственное и интеллектуальное познание; идеи и понятия. Проблема существования материального мира в философии Беркли. Принцип esse est percipi как основа имматериализма Беркли. Учение Беркли о причинности. Критика Беркли учения о существовании абсолютной телесной субстанции. Понятие духовной субстанции в философии Беркли.
  • Учение о познании Дэвида Юма
    Радикальный эмпиризм и скептицизм как теоретическая основа философии Юма (1711—1776). Центральное положение науки о человеке в структуре человеческого знания. Психологический атомизм Юма. Структура чувственного опыта: впечатления и идеи. Впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Теория идей-копий. Роль принципа ассоциации в философии сознания Юма. Репрезентативная теория абстракции. Проблема существования внешнего мира в философии Юма. Критика понятия причинности. Критика понятия субстанции.
  • Теория социального контракта
    Разграничение между политикой и моралью в политической философии Нового времени. Теория социального контракта (общественного договора) в противопоставлении к теории божественного и естественного образования государства. Абсолютная власть взамен божественной санкции. Сходства и различия в теории социального контракта Т. Гоббса и Дж. Локк. «Левиафиан» и «Два трактата о правлении». Договорный характер власти. Особое значение права на сохранение собственности. Теория разделения властей у Дж. Локка.
  • Философия французского Просвещения
    Философия Просвещения как духовно-исторический и культурный феномен. Основные идеи и образы философии Просвещения: разум и природа, идея эмансипации человеческой природы, ориентация на науку и популяризацию научных знаний. Главные теоретические построения европейского Просвещения: либерализм и деизм. Утверждение идеи всемирно-исторического прогресса как гаранта человеческой эмансипации и победы проекта Просвещения. Европейское Просвещение и Французская революция. Кризис Просвещения и поиски новых путей развития европейской философии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение и работа на семинарах
  • неблокирующий Письменные домашние задания
  • неблокирующий Экзамен, проводится онлайн
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Письменные домашние задания + 0.3 * Посещение и работа на семинарах + 0.5 * Экзамен, проводится онлайн
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев В. В., Кротов А. А., 2008
  • Под ред. Чумакова А. Н.-ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-366-Профессиональное образование-978-5-534-11663-2, 978-5-534-11668-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/hrestomatiya-po-filosofii-v-2-ch-chast-1-445858
  • Под ред. Чумакова А. Н.-ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-236-Профессиональное образование-978-5-534-11667-0, 978-5-534-11668-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/hrestomatiya-po-filosofii-v-2-ch-chast-2-445861

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Брагина Л. М.-ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-390-Авторский учебник-978-5-534-05620-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/italyanskiy-gumanizm-epohi-vozrozhdeniya-441637
  • Буркхардт Я. ; пер. Бриллиант С.-КУЛЬТУРА ИТАЛИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-285-Антология мысли-978-5-534-10959-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kultura-italii-v-epohu-vozrozhdeniya-442573
  • Гриненко Г. В.-ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-152-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02415-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-433748
  • Философы Нового времени: жизнь и идеи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т, юрид. фак.; сост.: А. В. Колесникова, В. В. Куликов, М. А. Назарова, С. С. Сергеев, М. Б. Софиенко, С. И. Черных. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. – 390 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515969
  • Философы эпохи Возрождения: жизнь и идеи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Юрид. фак.; сост.: А.В. Колесникова, В.В. Куликов, М.А. Назарова и др. - Новосибирск: НГАУ, 2013. - 328 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515983