• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Китай: география, история, основы цивилизации

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В данном разделе майнора предполагается сообщить слушателям основные сведения о Китае. Лекции этого раздела включают три блока. Первый посвящен географии и населению Китая, включая виды ландшафта, исторически сложившиеся регионы и региональные особенности жителей. Следующий блок должен дать слушателям базовые представления об истории Китая, ее делении на исторические периоды и о ее главных событиях. В рамках третьего блока рассказывается о китайских обрядах календарного и жизненного цикла, традиционном государственном устройстве и социальной культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов с ходом исторического процесса на территории современной КНР во все периоды ее развития, сообщение основных сведений о географии Китая, этническом составе населения Китая, об основах китайской материальной, социальной и духовной культуры, о китайском менталитете и особенностях этнического самосознания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь выделять и характеризовать основные регионы Китая, знать основные этнические группы, населяющие современный Китай, знать особенности формирования этнического самосознания ханьцев.
  • Приводить периодизацию истории Китая, основные события политической истории Китая в древности и средние века; эволюцию социальной структуры, состояние экономики и развитие хозяйственной деятельности на разных этапах древней и средневековой истории Китая; характер и специфику китайской культуры, ее общие и особенные черты по сравнению с другими народами Восточной Азии.
  • Перечислять основные события политической истории Китая в новое и новейшее время; эволюцию социальной структуры, состояние экономики и развитие хозяйственной деятельности на разных этапах новой и новейшей истории Китая.
  • интерпретировать основные представления о времени в традиционной культуре Китая, знать принципы устройства китайского традиционного календаря, основные традиционные и современные праздники.
  • Воспроизводить основные элементы китайской системы родства, уметь характеризовать основные обряды жизненного цикла
  • Приводить биографию Конфуция и роль его учения в китайской философской мысли, структуру конфуцианского канона, уметь анализировать конфуцианские тексты, характеризовать основные понятия конфуцианской философии.
  • Приводить особенности китайских традиционных представлений о власти, праве, законности, уметь характеризовать основные модели государственного устройства Китая.
  • Уметь характеризовать основные общественные институты традиционного Китая, их роль и функции в современном обществе.
  • Иметь представление об основных подходах к изучению китайского менталитета, уметь характеризовать китайскую традиционную систему ценностей, знать основные понятия, значимые для нормативного поведения в китайском обществе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Китай: территория, население, региональное деление
    Территория Китая: размеры, история формирования, основные природно-климатические зоны. Историко-географические макрорегионы. Граница Китая и пограничные споры с соседними государствами. Проблема островов Южно-Китайского моря. Внутреннее административное деление. САР Сянган и Аомэнь. Тайвань. Экологическая ситуация: состояние почвы, воды и воздуха. Основные демографические характеристики населения Китая. Китай и Европа, Китай и Россия: сопоставление демографических параметров и структур населения. Современная демографическая ситуация: численность населения и ее динамика. Проблема «четыре-два-один». Состояние рынка рабочей силы и пенсионной системы. Современное городское население. Деление на регионы в современной КНР, плотность населения, этнический состав. Этническое самосознание и самоидентификация китайцев. Понятия чжунгожэнь (китаец), ханьцзу (этнические китайцы) и шаошу миньцзу (национальные меньшинства). Основные этнические группы и кризисные регионы Китая. Признанные и непризнанные народы. Проблема искусственно созданных этнических групп. Хуажэнь, хуацяо и хуаи. Китайская диаспора, ее численность и векторы развития. Концепция «Поднебесной». Китай и «варвары». Традиционное деление на «Юг» и «Север», эволюция этих понятий на протяжении китайской истории. Дельта Янцзы (Цзяннань). Деление на провинции и диалектные группы. Хакка.
  • История Китая: древность и средние века
    Особенности восприятия истории в китайской традиции. Специфика исторической периодизации. Неолит (X–III тыс. до н.э.): складывание разной картины мира в очагах неолитических культур в долинах рек Ляо, Хуанхэ и Янцзы. Эпоха Шан-Инь (XVII–XI вв. до н.э.): сакрализация власти вана в рамках иньского ритуала. Эпоха Чжоу (XI–III вв. до н.э.): система удельных царств и борьба между ними. Основные философские школы (даосизм, конфуцианство, легизм) и предлагаемые ими пути управления государством и обществом. Объединение царств под властью государства Цинь. Древние централизованные империи Цинь (221–206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Создание системы государственного управления и имперской идеологии. Раздвижение границ империи: присоединение Юго-Востока, выработка модели взаимоотношения со степняками, Великий шелковый путь и формирование даннической системы. Ранние средние века (III-VI вв.): падение империи и раскол Китая на Север и Юг. Государства степняков на территории Северного Китая. Трансформация общества, этноса, культуры, системы верований. Эпохи Суй (581–618) и Тан (618-907): интеграция Севера и Юга, реформа имперских институтов, рождение городской культуры, интенсивные межкультурные контакты. Эпохи Пяти династий (907–960) и Сун (960-1279): от власти аристократии и военных к формированию гражданской бюрократической элиты. Система экзаменов, рождение сословия ученых и последовавший за этим расцвет интеллектуального творчества. Взаимоотношения с киданями, тангутами, чжурчжэнями. Эпоха Юань (1271-1368): монгольское завоевание и его последствия. Эпоха Мин (1368-1644): возрождение «империи ученых». Первое знакомство с европейцами и закрытие Китая. Глобальный кризис XVII века и маньчжурское завоевание.
  • Тема 3. История Китая: новое и новейшее время
    Эпоха Цин (1644-1911): присоединение Монголии, Тибета и Восточного Туркестана. Золотой XVIII век: рост благосостояния империи и демографический взрыв. «Открытие» Китая странами Запада в XIX в. и последовавшие за этим внешнеполитические, социальные, экономические и институциональные кризисы. Синьхайская революция (1911) и период Республики (1912-1949): милитаристские войны и становление новых социальных слоев. Противостояние партий Гоминьдан и КПК на фоне японской агрессии. Победа коммунистов в гражданской войне и создание КНР (1949). Построение маоистской утопии: Большой скачок (1958-1960) и Культурная революция (1966-1976). Период реформ и открытости: от Дэн Сяопина до Си Цзиньпина.
  • Тема 4. Китайский календарь. Обряды календарного цикла
    Линейная и циклическая модели времени. Представление о времени в традиционном Китае. Виды календарей. Юлианский и григорианский христианские календари, мусульманский, иудейский. Новые календари: календарь якобинской Франции, Китайской республики и календарь КНДР. Солнечный и лунный календари. Солнечно-лунный календарь в Китае. Деление на месяцы. Большие и малые месяцы, вставной месяц, «24 сезона». Основные традиционные китайские праздники: Новый год или Праздник весны (Чуньцзе), Праздник истинной середины (Дуаньуцзе), Праздник середины осени (Чжунцюцзе). Поведение китайцев в праздничный период. День создания КНР и День создания НОАК. Тайваньские праздники: праздник двойной десятки и день молодежи.
  • Тема 5. Китайская система родства и система траура. Обряды жизненного цикла
    Китайская система родства. Род и клан. Система траура, ее значение в идеологии и праве. Деление родственников по уровням носимого траура. Обряды жизненного цикла. Обряды, связанные с беременностью и рождением ребенка. Выбор имени. Обряды первого года жизни. Переход ребенка в мир взрослых. Сватовство и свадьба. Смерть и похороны. Китайские могилы и кладбища. Обряды, выполняемые после смерти.
  • Тема 6. Конфуций и конфуцианство. Традиционная китайская этика
    Истоки конфуцианства. Основные этапы биографии Конфуция: учеба, служба, странствия и преподавание, подготовка текстов. Конфуцианский канон: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». Формирование «Тринадцатикнижия». Религиозная составляющая конфуцианства. Отношение конфуцианства к Небу, обрядам и миру сверхъестественного. Основные идеи «Луньюя». Основы конфуцианской этической доктрины. «Золотое правило» этики. Основные категории конфуцианства: «человечность», «ритуал», Небо, «верность» и «сыновняя почтительность», «учение», «знание», «благородный муж» и «маленький человек». Религиозные темы в «Луньюе». Традиционные китайские этические нормы.
  • Тема 7. Китайская империя и ее политическая система. Основы китайского традиционного права
    Концепция власти в основных философских течениях Китая. Сакральный статус правителя и его функции. Культ Мао в коммунистическом Китае. Модели государственного устройства в традиционном Китае: аристократическая удельная система, двойная модель управления в неханьских государствах (военная степняцкая и бюрократическая китайская элиты), бюрократическая модель, основанная на меритократическом отборе. Система экзаменов. Плюсы и минусы бюрократической модели. Проблема коррупции в традиционном и современном Китае. Истоки китайской правовой мысли. Источник права согласно разным философским системам. Представление о ритуале (морали), законе и наказаниях как иерархии регуляторов общественных отношений. Особенности традиционной правовой системы Китая: этическая ориентированность, принцип обязательного соответствия наказания преступлению как непременное условие поддержания общественного и природного баланса. Система надзора, судопроизводства и наказания в имперском Китае. Идеал справедливого судьи в китайской традиции.
  • Тема 8. Китайская социальная культура. Кланы, цехи и гильдии, землячества, побратимства, тайные общества
    Структура традиционного общества на Западе и Востоке. Общественные институты (кланы, профессиональные объединения, землячества, религиозные общины), их роль в традиционном и современном Китае, их функциональные отличия от западных объединений подобного типа. Традиционная мораль. Роль индивида в обществе. Гендерные и возрастные роли в традиционном и современном Китае. Семья и клан. Отличие клана от рода и семьи. Клановые хроники, клановые уставы, культ предков. Побратимство. Цехи и землячества. Тайные общества: происхождение, внутренняя организация и социальные функции.
  • Тема 9. Китайский менталитет и нормы поведения
    Менталитет народов мира: основные подходы к его изучению. Понятия «психического склада» и «менталитета». Особенности психического склада и менталитета китайцев. История изучения психологии китайцев в ХХ веке: теория Сюй Лангуана, теория Ян Гошу, работы гонконгской школы. Традиционная система ценностей. Лянь или мяньцзы (лицо), жэньцин («человеческие чувства»), гуаньси («связи»). Влияние традиционных ценностей на решение проблемных ситуаций. Внешний и внутренний локусы контроля. Этнопсихиатрия: культурная составляющая в психических заболеваниях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Тестирование + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lewis, Mark Edward, and Mark Edward LEWIS. China Between Empires : The Northern and Southern Dynasties, Harvard University Press, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3300073.
  • Спешнев, Н.А. Китайцы : особенности национальной психологии : монография / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-9925-0634-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049005
  • 许国彬, 陈彦辉, 许莲华, 陈开举, Xiong, X., & Wu, W. (2018). Introduction to Chinese Culture : Cultural History, Arts, Festivals and Rituals. Singapore: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1743521

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brook, T. (2010). The Troubled Empire. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=715058
  • Lewis, M. E. (2009). China Between Empires. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=282388