• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Цифровые медиа для будущего

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Задача курса – познакомить слушателей с изменениями, связанными с дигитализацией повседневности («оцифровка жизни», «оцифровка самовыражения», «цифровое поколение»»), с технологическими тенденциями развития современных медиа, меняющимися бизнес-моделями, методологией создания новых СМИ, тенденциями мультимедиатизации журналистики и влияния медиа на культурные практики. В рамках курса делается упор как на теоретические аспекты философии «перехода на цифру», что позволяет студентам понять суть происходящей технологической медиареволюции и социальных трансформаций, связанных с ней, так и на практический аспект применения «цифровых моделей» в сфере современной коммуникации и повседневной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формировать базовые представления о политическом, социальном, экономическом аспектах новых цифровых медиа, влиянии цифровой среды на будущее журналистики и других креативных индустрий в процессе цифровизации и медиатизации.
  • Познакомить с особенностями перехода на цифру аудиовизуальными медиа, понятиями «цифровое поколение», «цифровая экономика», «цифровой разрыв», медиапотребеление в цифровой среде.
  • Познакомить с базовыми представлениями о работа журналиста в цифровой среде и функционирования мультимедийной редакции.
  • Познакомить с понятием «открытые данные», с областью применения «больших данных» в разных сферах экономики, науки, коммуникаций.
  • Познакомить с особенностями «дата-журналистики», особенностями применения данных в аналитической и расследовательской журналистике, специфики и инструментов визуализации данных.
  • Сформировать представления о процессе работы в цифровых креативных индустриях (сбор, анализ, структурирование, упаковка информации для подготовки журналистских материалов для разных медиаплатформ; продюсирование и сторителлинг в смежных областях – социальные, просветительские проекты, музейные проекты и проекты онлайн образования и др).
  • Сформировать базовые представлениия о создании информационных и иных текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов в цифровой среде.
  • Сформировать навыки индивидуальной и групповой работы над мультимедийными материалами и цифровыми проектами.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Называет составляющие процесса создания журналистского материала и материалов для других цифровых (не СМИ) площадок.
  • Использует специфику наиболее распространенных форматов представления цифрового контента.
  • Публично представляет результаты своей работы.
  • Работает в группе по сформулированной схеме с учетом распределения обязанностей.
  • Ищет, проверяет, систематизирует информацию по заданой теме.
  • Выбирает информационные поводовы.
  • Работает с большими данными.
  • Создает журналистский материал в текстовом, фото‐, аудио‐, видео- и мультимедиа формате.
  • Готовит презентации и публичные выступления.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философия цифровизации. Вызовы и проблемы
    Правовой, политический и экономический аспекты. Технология формирования будущего. Оцифровка жизни. Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики. «Экономика впечатлений». Гибридные войны и медиатизация конфликтов. Гумманитаризация технологий, конфликтов, деинституализация. Скорость инноваций. Технопрорывы и экосистема медиа. Человек коммуникационный: от массовой к интерперсональной коммуникации.
  • Власть коммуникации. Глобальное сетевое общество и сетевое государство
    Коммуникации в сетевую эпоху: от массовой коммуникациии к индивидуально массовоой (самокоммуникации). Глобальные мультимедийные бизнес-сети. «От гонки вооружений – к гонке отношений». Культурные изменения в глобальном мире. Креативная аудитория.
  • «Цифровое поколение» и новая социальная ситуация
    Цифровая социализация, цифровое гражданство, интерактивная публика. Новый образ жизни и цифровое медиапотребление.
  • Медиапространство России: телевидение и интернет. Стратегии телерадиокомпаний при переходе на цифру в мире и в России
    Вызовы, угрозы, темпы перехода. «Цифровой разрыв» и особенности перехода на «цифру» в России. Телерадиовещания России: территория, экономика, способы распространения сигнала, региональное вещание. Мировой опыт цифровизации. Факторы, влияющие на развитие эфирного ТВ. Изменения в телевизионной экосистеме. Принципы распределения частотного ресурса. Федеральная целевая программы перехода на цифру: трудности перехода. Этапы, индустриальные игроки, аудитория. Востребованность телерадиовещания в России. Цифровые конкуренты «наземного» цифрового вещания. Тенденции развития цифрового радиовещания. Проблемы региональных вещателей, «цифровой девидент».
  • «Цифра» в аудиовизуальной индустрии
    Мультимедийность, трансмедиа, сторителлинг – новые стратегии медиакоммуникаций. «Анатомия цифровой истории», «цифровое кино» и продюсирование в цифровой среде . Конвергенция и человеческий фактор. Информационное поле и битва за свободное время. Тенденции развития медиа. Архетипы «потребителя»/творца. Умное медиапотребление. Медиапотребление и культура.
  • Особенности «языка» аудиовизуальной коммуникации и будущее журналистики
    Визуализация и интерактивность. Вовлечение вместо трансляции. Рост объемов контента и его новые форматы. Роботизация журналистики. Мультимедийный репортаж, веб-документалистика и новая жизнь мультимедийных историй (лонгриды/таймланы/сериалы в формате социальных сетей», объяснительная журналистика, геймефикация журналистики и др). «Видео» в он-лайне, «телевидение» фейсбука, инстаграмма и YouTube – новые и старые жанры.
  • Дата-журналистика
    “Открытые данные” и где их искать. Данные и источники. Особенности ипользования “больших данных” в разных сферах. Хакатоны – что это такое и зачем они нужны гражданам. Реестры для журналистских и гражданских расследований. Инструменты для визуализации и представления данных.
  • Медиа нового поколения и медиа-арт
    От лонгрида и «оцифрованной классики» в сети до виртуального музея и мультимедийных инсталляций в городском пространстве (мультимедиа выставки, фильмы-комиксы, сетевая литература, синтетический теарт, HD трансляции, саунд-арт и т. д.).
  • «Цифровизация» в экономике впечатлений: культурные индустрии
    Понятие культурных (креативных) индустрий. «Погружающая» и «вовлекающая»: новая реальность цифровой среды (игровая, виртуальная/дополненная реальность). Оцифровка памяти/цифровая смерть/цифровые ритуалы. Новые профессии в цифровой среде.
  • «Полимедиа» и мультиканальные медиа
    «Чувственная» среда и «одушевленные медиа». Смартфон как определяющий девайс современного образа жизни. Социальные сети как один из видов «приложений» на одном девайсе. «Освобождение» авторства и «разные» журналистики.
  • Социальные медиа и их аудитория
    Интернет-революция в культурологическом аспекте: изменения моделей сознания, накопления и распространения знаний. Влияние сетей на политику: мифы и реальность. Социальные сети, активизм и онлайн-демократия. Сети и современный город. Самоорганизация и самообразование. Гражданские информационные кампаний и НКО, продвижение социальных проектов, импакт-продюсирование и др.
  • Медиаэкология, медиобразование, медиаграмотность в цифровую эпоху
    Медиаэкология как направление исследования. Предметное поле: от Маклюэна до Сколари. Некритичность как проблема. Экосистема медиаиинформационной грамотности и цифровая грамотность. Робоэтика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Медиапотребление семьи. Индивидуальное
  • неблокирующий Медиапотребление семьи. Групповое
  • неблокирующий Хакатон
  • неблокирующий Эссе в формате мини-рецензии
  • неблокирующий Итоговый цифровой мультимедийный проект
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Итоговый цифровой мультимедийный проект + 0.1 * Медиапотребление семьи. Групповое + 0.1 * Медиапотребление семьи. Индивидуальное + 0.1 * Посещаемость + 0.2 * Хакатон + 0.1 * Эссе в формате мини-рецензии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Дзялошинский И.М. — Современное медиапространство России: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - ISBN: 978-5-7567-0890-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/97220
  • - Майер-Шенбергер В., Кукьер К. — Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - ISBN: 978-5-91657-936-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62171
  • - Флорида Р. — Креативный класс. Люди, которые создают будущее - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - ISBN: 978-5-00057-733-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/91745
  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/100133