• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Экономическая психология

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Экономисты считают, что люди должны поступать в соответствии с собственными интересами и совершать наиболее оптимальный выбор между альтернативами, который позволит им максимизировать собственную выгоду. Но каждый из нас время от времени ведет себя отнюдь нерационально. Например, мы берем кредит на свадьбу или выполняем какую-то работу бесплатно и даже в ущерб личному времени. Курс экономической психологии приоткрывает завесу над непоследовательностью поступков людей. В рамках курса мы будем анализировать поведение людей в разных экономических ситуациях и объяснять его, применяя социально-психологические теории. Мы поговорим о том, как дети начинают понимать экономический мир; узнаем, почему с ростом дохода человек не становится более счастливым; разберемся в причинах стремления людей к обладанию дорогостоящими вещами. Мы рассмотрим значение работы в жизни каждого из нас и обсудим, почему некоторые люди стремятся открыть свой бизнес, в то время как другие предпочитают работать по найму. Мы узнаем, как люди принимают экономические решения, как ведут себя во время покупки тех или иных вещей, и какое воздействие на наше экономическое поведение оказывает реклама.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов знаний о предмете экономической психологии, основных направлениях экономической психологии, возможностях практического приложения данных экономической психологии;
  • Анализ психолого-экономических ситуаций и взаимодействий;
  • Формирование опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к анализу психолого-экономических ситуаций и взаимодействий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и может кратко охарактеризовать основные подходы к изучению экономического поведения; называет методы изучения экономической психологии; объясняет соотношение психологии, экономики и экономической психологии
  • Студент может назвать ключевые правила построения коммерческой коммуникации с детьми; назвать основные особенности использования детьми денег и их понимания экономической системы.
  • Студент может объяснить, зачем нужны деньги и кредитные карты; может перечислить основные исследования с монетами и банкнотами и объяснить их результаты; студент может назвать и объяснить последствия использования кредитных карт.
  • Студент может перечислить и дать характеристику направлениям психологического изучения потребителей; студент может назвать и дать характеристику этапам принятия потребительских решений.
  • Студент может перечислить и сравнить между собой существующие модели влияния рекламы; студент может объяснить используемые в рекламе способы манипуляции потребителем.
  • Студент может дать определение и сравнить между собой предметы роскоши и предметы первой необходимости; студент может назвать критерии классификации вещей на предметы роскоши и предметы первой необходимости
  • Студент может дать определение понятиям бедности и богатства; студент может назвать и дать краткую характеристику установкам в отношении бедных и богатых; студент может перечислить психологические теории причин бедности; студент может назвать и объяснить основные причины бедности и богатства.
  • Студент может дать определение понятиям трудовой мотивации, внешней мотивации, внутренней мотивации; студент может назвать и кратко изложить ключевые положения основных теорий мотивации; студент может перечислить и сравнить между собой основные системы оплаты труда.
  • Студент может назвать и кратко описать основные теоретические подходы к изучению безработицы и результаты отдельных исследований безработицы; студент может назвать основные причины безработицы.
  • Студент может назвать основные особенности предпринимательской мотивации; студенты могут описать социально-психологический профиль предпринимателя; студенты могут перечислить и дать характеристику обыденным представлениям о справедливом распределении благосостояния в обществе; студенты могут назвать и дать характеристику эффектам налогообложения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в экономическую психологию
    Что такое экономическое поведение? Подходы к изучению экономического поведения. Методы изучения экономической психологии. Психология, экономика и экономическая психология. Структура экономической психологии. Будущее экономической психологии.
  • Тема 2. Экономическая социализация
    Экономическая социализация. Дети и торговля: ребенок как потребитель товаров и услуг. Особенности коммерческой коммуникации с детьми. Дети и деньги: понимание и использование. Дети и сбережения. Как дети понимают экономическую систему в целом.
  • Тема 3. Психология денег и кредитные карты
    Зачем нужны деньги? Психология пользования деньгами. Экспериментальные исследования с монетами и банкнотами. Деньги с точки зрения психоанализа. Символизм денег. Экономическая антропология и первобытные деньги. Новая психологическая теория денег. Кредитные карты: установки в отношении кредитных карт, особенности использования и последствия.
  • Тема 5. Психология рекламы
    Психологические основы рекламной коммуникации. Модели влияния рекламы: ступенчатые модели, модель иерархии эффектов, двухпроцессные модели, модель двойного посредника, модель Росситера и Перси. Измерение влияния рекламы. Реклама как средство психологического воздействия: подсознание. Содержательные аспекты рекламы. Этические вопросы в психологии рекламы; манипулирование потребителем.
  • Тема 4. Психология потребительского поведения
    Основные направления психологического изучения потребителей. Научные подходы к пониманию потребителя: экономический, маркетинговый, психологические подходы. Этапы становления поведения потребителей как научной отрасли знаний. Психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм в понимании и исследовании потребительского поведения. Принятие потребительских решений. Осознание потребности. Поиск информации. Предпокупочная оценка альтернатив. Покупка. Потребление. Послепокупочная оценка продукта. Повторная покупка. Освобождение. Лояльность потребителя. Способы удержания клиентов. Мотивы посещения магазина. Импульсивные покупки. Нерациональные эффекты потребительского поведения
  • Тема 6. Предметы первой необходимости и предметы роскоши
    Теоретические основы изучения психологии потребления предметов первой необходимости и предметов роскоши. Собственность и обладание. Исследования повседневных представлений о потребностях, предметах первой необходимости и предметах роскоши. Модель отношений между потребностями/желаниями и предметами первой необходимости/предметами роскоши. Предметы первой необходимости и предметы роскоши: личностные, социальные, исторические и культурные факторы их потребления. Копинг-стратегии: правила экономического сопротивления. Как мы классифицируем вещи на предметы первой необходимости и предметы роскоши.
  • Тема 7. Бедность и богатство
    Бедность в психологической литературе: теория групп меньшинства, функциональный анализ бедности, субкультурная теория бедности. Психологические теории причин бедности. Житейские объяснения причин бедности. Установки в отношении бедных. Поведение бедных. Перераспределение богатств. Установки в отношении богатых людей. Психоанализ и богатство. Исследования внезапной утраты благосостояния. Этика богатства. Типологии богатых людей. Богатство и счастье. Объяснения причин богатства.
  • Тема 8. Трудовая мотивация
    Понятие трудовой мотивации, внешняя и внутренняя мотивация. Теории мотивации: пирамида А. Маслоу, теория справедливости, теория ожиданий, теория постановки целей, Психологические теории оплаты труда. Значение оплаты труда для работника. Системы оплаты труда.
  • Тема 9. Безработица
    Ранние исследования безработицы. Основные теоретические подходы к безработице. Природа и функциональное значение занятости и безработицы. Стадии ответной реакции на безработицу. Безработица и здоровье. Безработица среди молодежи. Причины безработицы. Безработица среди женщин.
  • Тема 10. Предпринимательская мотивация. Уплата налогов
    Предпринимательская мотивация в маленьких компаниях. Психологическая мотивация. Психологическое развитие предпринимателя. Экономическая мотивация. Предприниматель в малом бизнесе: социально-экономический профиль. Виды малого бизнеса. Исследование предпринимательской мотивации. Обыденные представления о справедливом распределении благосостояния в обществе. Благотворительность или налогообложение? Уклонение от налогов: модели и способы снижения частоты. Налоговые реформы. Социальный аспект уклонения от налогов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-тесты
  • неблокирующий Активность на аудиторных занятиях
  • неблокирующий Групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на аудиторных занятиях + 0.4 * Групповой проект + 0.4 * Онлайн-тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Webley, P. (2001). The Economic Psychology of Everyday Life. Hove: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536848
  • Психология потребительского поведения, рекламы и PR : учеб. пособие / Н.В. Антонова, О.И. Патоша. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 325 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/19925. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543751

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Raaij, W. F. V. (1999). Economic Psychology Between Psychology and Economics: An Introduction. Applied Psychology: An International Review, 48(3), 263–272. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1999.tb00001.x
  • The role of macroeconomic psychology. (1999). Applied Psychology: An International Review, 48(3), 273–296. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.4ff61418.89d3.4c83.b128.7241e4e632eb
  • Warneryd, K.-E. (1999). The Role of Macroeconomic Psychology. Applied Psychology: An International Review, 48(3), 273–296. https://doi.org/10.1080/026999499377484