• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Театр и историческая память

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Левченко Татьяна Викторовна, Леенсон Елена Ильинична, Паукер-Бравина Анастасия Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Театр сегодня становится местом интенсивного обсуждения ключевых тем публичной истории – от рефлексии о травматических событиях ХХ века и их месте в современном историческом воображении до исследования опыта отдельных людей и их стратегий осмысления прошлого. В данном разделе майнора обсуждаются причины и и механизмы этого процесса в двух измерения: 1)Как изменяется театральная практика, когда она обращается к историческим сюжетам? Как в таких спектаклях соотносятся стремление к исторической точности и использование истории как инструмента рефлексии о современности? Как взаимодействуют театральные практики и историки (как профессиональные, так и любители)? Как история театра – с ее травмами и умолчаниями – позволяет понять его настоящее? 2)Интерес современного театра к истории представляется нам важной отправной точкой для междисциплинарного разговора о более широком круге практик и проблем. Как сохраняется память о театре в рамках различных институций: самих театров, музеев, архивов и библиотек? Как осмысляется и представляется прошлое в различных перформативных практиках: исторических реконструкциях, театрализованных представлениях, «живой истории»? Позволяет ли теория перформативности создавать новые «генеалогии» практик и институций (например, судебных заседаний)?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • На основе знакомства с историей театра, с различными видами современного театра сформировать у студентов культуру восприятия театрального действа, научить воспринимать и описывать разные сценические языки (устно и письменно), анализировать театральный спектакль.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знают теории происхождения театрального действа, понимает природу его синтетичности. Определяют задачи современного искусства, ориентированного на архаичную традицию. Анализируют фрагменты спектакля
  • Связывают поэтику античного театрального действа с устройством античного театра. Знают историческую и художественную эволюцию античного театра. Определяют задачи современного искусства, ориентированного на античную традицию. Анализируют фрагменты спектакля.
  • Знают типичные формы и законы поэтики народного площадного театра, основных персонажей. Знакомы с принципом театральной импровизации. Понимают смысл карнавальной природы театрального народного действа.
  • Знают разные типы восточного театра. Анализируют современный спектакль с учетом традиций восточного театра.
  • Знают различные виды европейского средневекового площадного театра и их эволюцию. Определяют в современном спектакле черты мистерии и фарса.
  • Знают историю и поэтику комедии дель арте. Определяют ее черты и их смысловое наполнение в спектаклях современных режиссеров.
  • Знают историю и поэтику театральных представлений эпохи Ренессанса. Анализируют сценографические решения современных театральных художников.
  • Знают исторический и художественный контекст Шекспировского театра. Связывают поэтику пьес Шекспира с театральной архитектурой, с мировоззрением эпохи позднего Возрождения
  • Знают историю психологической драмы и обстоятельств, а также поэтики режиссерского театра конца XIX в. Анализируют современный спектакль с учетом традиции режиссерской системы К.С. Станиславского.
  • Знают исторический и художественный контекст появления символического театра. Связывают его поэтику с символистским направлением в разных искусствах, а также с мировоззренческими идеями эпохи. Анализируют современные спектакли с учетом этих знаний.
  • Знают исторический, политический и художественный контекст появления теории Б.Брехта. Анализируют поэтику и содержание современных спектаклей с учетом этих знаний.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обрядовая природа театра.
    Языческий ритуал как основа театрального действа. Танец, музыка, драматическое действие. Обрядовые игровые элементы. Слияние актера и зрителя в дионисийском ритуале. Н.Н. Евреинов о дионисийском культе в лекции «Театр и эшафот», в «Происхождении драмы» (1921), «Происхождении драмы германцев» (1922), «Азазеле и Дионисе» (1924). Диалог с природой в шаманском ритуале.
  • Античный театр
    Театральная архитектура. Котурны, маски и другие приспособления в античном театре (напр., Deus ex machina). Хор в древнегреческой трагедии, корифей. Появление актеров. Появление драматургии: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Мифологическая основа и актуальное содержание в драматургии Еврипида. Театральное искусство Древнего Рима. Идеологическая, познавательная, игровая, развлекательная функции театра. Ежи Гротовски. “Акрополь” (по Станиславу Выспянскому). Просмотр фрагментов. Анализ. Анатолий Васильев. "Илиада. Песнь двадцать третья. Погребение Патрокла. Игры", “Медея”. Просмотр фрагментов. Анализ. Теодорос Терзопулос. “Вакханки”, “Мамаша Кураж”. Просмотр фрагментов. Анализ. Тадаси Судзуки. “Электра”. Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Народный площадной театр.
    Жанры фольклорного театра. Балаган, кукольный театр, вертеп, бытовые сатирические и героико-романтические народные драмы. Условные приемы народного площадного театра. Скоморохи. Ганс Вурст -шут немецкого народного театра (XVI - XVII вв.). Кукольный театр как условное театральное зрелище (народные куклы: Петрушка – в России, Кашпарек – в Чехиии др.). Значение идеи “карнавальности” М. Бахтина для понимания природы народного театра.
  • Восточный театр.
    Ритуально- обрядовый восточный театр (Но, Кабуки и др.) и пластическое совершенство актеров. Кабуки в творчестве Мейерхольда. Восток в театральных опытах Ежи Гротовского: «Театр истоков». Питер Брук. «Махабхарата». Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Европейский средневековый площадной театр (ранний, с V по XI век, и зрелый, с XII до середины XVI века).
    Связь с античным театром и язычеством. Литургическая драма, связь с мессой (один текст, общий язык: латынь) - обособление от службы (рождественская драма, пасхальная драма, введение бытовых элементов). Появление “рампы”. Мистерия: история возникновения (из процессий в честь церковных праздников, XV-XVI вв.; трактовка евангельских сюжетов на сцене. Принцип симультанности и своеобразие сценических площадок: 1) передвижные фургоны с высоким помостом (педженты), 2) помост с обособленными отделениями, изображавшими различные места действия. 3) ряд беседок на помосте (расположены по прямой линии, обращены к зрителям фронтально.  Изображение рая и ада (машинерия, декорации). Фарсы как комедийные вставки в средневековые мистерии. Площадной фарс как самостоятельный театральный жанр. Старинный театр Н.Н. Евреинова: реконструкция средневекового театра.
  • Комедия дель арте.
    Принцип импровизационности и выражение жизнерадостного взгляда на мир и идеи свободомыслия. Представление и словесный текст. Типы масок. Влюбленные – персонажи без масок. Пантомимическая линия спектакля. Мир комедии дель арте. Реж. Дебора Мэй. Просмотр фрагментов. Анализ. Арлекинада Вс. Мейерхольда и А. Таирова . Джорджо Стрелер. “Арлекин, слуга двух господ”. Театр Пикколо. Милан (1993). Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Античная и средневековая традиции в театре эпохи Ренессанса.
    Язык жестов, прием театра в театре, эмблематика, пантомима. Анатолий Васильев. "Каменный гость", или Дон Жуан мертв”. Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Театр эпохи Шекспира
    Любительский театр ремесленников. Школьный и академический театр. Профессиональный театр. Стационарные театральные здания. Театр елизаветинской эпохи: высокая степень условности. Время и пространство в драмах Шекспира. Разнообразие жанров шекспировского творчества: трагедии, комедии, исторические хроники. Изображенное время в пьесах Шекспира. Проблема анахронизмов. Традиции театра эпохи Возрождения в современном театре. “Гамлет” Ю. Любимова. Просмотр фрагментов. Анализ. Люк Персеваль. “Отелло”. Просмотр фрагментов. Анализ. Эймунтас Някрошюс. “Гамлет”, “Макбет”, Отелло”. Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Психологический театр
    Рождение новой драмы и психологического театра. Драматургия Ибсена, Стриндберга,Чехова,Гауптмана, Горького. Видимость естественности в психологическом театре: отсутствие 4-й стены, реплики "в сторону", время реальное и сценическое, изображение синхронного действия, происходящего в разных местах как последовательного. Различные драматические жанры и мера условности: “Изо всех родов сочинений самые неправдоподобные (invraisemblables) сочинения драматические, а из сочинений драматических — трагедии, ибо зритель должен забыть, по большей части, время, место, язык; должен усилием воображения согласиться в известном наречии — к стихам, к вымыслам” (А.С.Пушкин. О классической трагедии). Режиссерские принципы К.С. Станиславского. Театр "Старой голубятни" (1913-1924) Жака Копо: синтез принципов условного театра символистов и психологического театра. “Три сестры”: пьеса в постановке разных режиссеров (Владимир Немирович-Данченко, Юрий Любимов, Лев Додин, Петер Штайн, Эймунтас Някрошюс). Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Символический театр.
    “Театр молчания” Мориса Метерлинка. Пьесы Мориса Метерлинка и Шарля ван Лерберга в Theatre d'Art Поля Фора. Сценография Поля Гогена, Поля Серрюзье, Раймона Русселя. введение "черного кабинета", использование стилизации. Поэтические спектакли по произведениям Малларме, Бодлера, Рембо, По, Ламартина, старофранцузскому эпосу, "Илиаде" Гомера. Пьеса Альфреда Жарри "Убю-король" в постановке Люнье-По (художник Тулуз-Лотрек). Формирование русского символистского театра: “Балаганчик” А.Блока и "Синяя птица" М. Метерлинка. Античный проект И. Анненского. Идея всенародного "соборного" синтетического театра Вяч. Иванова.
  • “Эпический театр”.
    Термин Э. Пискатора. Очуждение в театре Б. Брехта. Использование параболы, схематичность сценографического решения, монтажная композиция, ритмичность спектакля. “Социальный жест” в спектаклях по пьесам Брехта и обращения к зрителю. “Добрый человек из Сезуана” Реж. Ю.Любимов, пер. Ю.Юзовский (1964) “Добрый человек из Сезуана”. Реж. Ю. Бутусов, пер. Е. Перегудов (2013) Метафоричность, экспрессивность, ассоциативность, нарочитый уход от жизнеподобных форм в современном режиссерском театре.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на занятиях, письменная работа 1, письменная работа 2, самостоятельная работа, рецензия
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий письменная работа 1
  • неблокирующий письменная работа 2
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий 'экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * 'экзамен + 0.2 * активность на занятиях + 0.15 * письменная работа 1 + 0.15 * письменная работа 2 + 0.2 * самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
  • История культуры Древнего Востока: учебное пособие / Титаренко И.Н. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 222 с. ISBN 978-5-8327-0369-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/551304
  • Коган П. С. ; Под ред. Дживелегова А.К. - ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-05840-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-po-istorii-zapadnoevropeyskogo-teatra-441696
  • Мюллер В. К. - ДРАМА И ТЕАТР ЭПОХИ ШЕКСПИРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 140с. - ISBN: 978-5-534-05602-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drama-i-teatr-epohi-shekspira-441678
  • Савостьянов, А.И. Общая и театральная психология : учеб. пособие для студентов вузов / А.И. Савостьянов. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 256 с. - ISBN 978-5-89815-869-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1045907

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Амфитеатров А. В. - ДЬЯВОЛ В БЫТЕ, ЛЕГЕНДЕ И В ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с. - ISBN: 978-5-534-09711-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dyavol-v-byte-legende-i-v-literature-srednih-vekov-444866
  • Апология театра: Научно-популярное / Мирзоев В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 320 с.: ISBN 978-5-91671-845-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001994
  • Бескин Э. М. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА. XVIII ВЕК - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 193с. - ISBN: 978-5-534-11147-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-teatra-xviii-vek-444539
  • Дорошевич В. М. ; под ред. Кугеля А.Р. - СТАРАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ МОСКВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 159с. - ISBN: 978-5-534-11522-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/staraya-teatralnaya-moskva-445471
  • Кизеветтер А. А. - ТЕАТР - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 93с. - ISBN: 978-5-534-06747-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teatr-442120
  • Нижников С.А., Семушкин А.В. Архетипы философских культур Востока и Запада: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 317 с. - ISBN 978-5-16-013011-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348880
  • Символисты и другие: Статьи. Разыскания. Публикации / Лавров А.В. - М.:НЛО, 2015. - 768 с. ISBN 978-5-4448-0266-3
  • Сулержицкий Л. А. - О ТЕАТРЕ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ И ПИСЬМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 188с. - ISBN: 978-5-534-08926-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-teatre-izbrannye-stati-i-pisma-441225
  • Театральная школа: современные смыслы : учеб. пособие / А.С. Кузин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 284 с. — (Высшее образование: Специалитет). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5cac45da6ddb76.17121345. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013019
  • Ходасевич В.Ф. - О символизме - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-26908-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/27332
  • Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2008 / сост. В. Б. Виногродская — М.: ИДВ РАН, 2009. — 240 с. ISBN 978-5-8381-0156-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357366