• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Русский язык как иностранный: особенности коммуникации в учебно-научной сфере

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс для иностранных студентов, обучающихся на русскоязычных программах и владеющих русским языком на уровне не ниже B1 (ТРКИ-1). Здесь можно научиться писать конспект лекции, реферат прочитанного текста и, главное, квалификационную работу и научную статью, используя аутентичные русские конструкции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • На курсе мы будем заниматься устной и письменной научной речью: будем слушать, писать и читать тексты по вашей специальности.
  • Этот курс для тех, кто владеет русским языком на уровне не ниже ТРКИ-1 (B-1, upper-intermediate).
  • По окончании курса вы будете лучше понимать устную и письменную русскую научную речь: выделять главные идеи, гипотезы, примеры, доказательства, выводы и обобщения - и сами будете писать и произносить научные тексты, используя аутентичные конструкции, принятые в русской академической среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты воспроизводят и могут использовать принятые в русской традиции стратегии сокращения материала на письме, узнают и адекватно интерпретируют сокращенные записи знакомых слов. Воспроизводят и интерпретируют дискурсивные маркеры, вводящие: а) главную идею, б) гипотезу, в) доказательства гипотезы, г) иллюстративный материал, д) вывод, обобщение и др. В устном тексте по специальности верно интерпретируют перечисленные выше смысловые блоки.
  • Студенты узнают и верно интерпретируют в письменных текстах дискурсивные маркеры, вводящие: а) основную идею, б) гипотезу, в) мнение автора, г) доказательство, д) иллюстративный материал, е) вывод, ж) перифраз и др. Студенты способны написать реферат-резюме, сравнительный реферат, оценочный реферат прочитанного, используя характерные для русской академической традиции клише.
  • Студенты воспроизводят, интерпретируют конструкции-клише, выражающие а) мнение, б) согласие, в) несогласие, г) сомнение и др. Используют эти конструкции собственной речи во время дискуссии, доклада и т. п.
  • Студенты воспроизводят, интерпретируют и используют в речи клише, необходимые для написания: заявки на конференцию, статьи, квалификационной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как слушать, понимать и записывать лекции по специальности?
    В рамках данной темы студенты слушают записи лекций по выбранной специальности, учатся а) выделять главное, ориентируясь на соответствующие дискурсивные маркеры, б) конспектировать материал, используя принятые в русскоязычной традиции способы сокращения, в) работать с записанным конспектом после лекции, а также готовиться к следующей лекции.
  • Как работать с текстами по специальности - учебными и научными?
    В рамках данной темы студенты работают с письменными учебными и научными текстами по выбранной специальности: учатся выделять главную мысль, гипотезу, доказательства, опираясь на соответствующие дискурсивные маркеры. Кроме того, студенты учатся находить в текстах новые для себя конструкции, характерные для научного дискурса, и применять их в собственной речи. Наконец, студенты учатся реферировать прочитанные тексты, используя характерные для русского научного дискурса конструкции.
  • Как вести себя на семинаре, во время научной дискуссии, устного публичного выступления?
    В рамках этой темы студенты осваивают характерные для русского научного дискурса конструкции-клише, применяемые во время устной дискуссии и публичного выступления. На занятиях имитируются ситуации учебного семинара, защиты диплома, научной конференции, круглого стола, дебатов.
  • Как провести научное исследование и письменно представить его результаты?
    В рамках этого раздела студенты научатся писать заявку на конференцию (proposal), статью, познакомятся с принятыми в русской академической традиции требованиями к языку и композиции квалификационного сочинения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание: конспект лекции по специальности
    Работа не пересдается, поскольку ее оценка имеет малый вес. Но если студент сдает работу в ранние сроки (не позднее 48 часов после получения задания), то он имеет право, получив обратную связь от преподавателя (не позднее чем за 48 до дедлайна), исправить работу и сдать на оценку новый вариант (но не позднее дедлайна).
  • неблокирующий домашнее задание: обзор прочитанных статей по теме квалификационной работы
    Работа не пересдается, поскольку ее оценка имеет малый вес. Но если студент сдает работу в ранние сроки (не позднее 48 часов после получения задания), то он имеет право, получив обратную связь (не позднее чем за 48 до дедлайна), исправить работу и сдать на оценку новый вариант (но не позднее дедлайна).
  • неблокирующий домашнее задание: подготовка доклада для конференции
    При представлении черновика работы в ранние сроки (не позднее чем за 120 часов до дедлайна) студент имеет право, получив обратную связь, исправить текст до выступления.
  • неблокирующий участие в дискуссии по одной из научных тем, актуальных для группы
  • неблокирующий Письменный экзамен (лексико-грамматический тест + статья)
    Экзаменационная оценка включает оценку за лексико-грамматический тест, выполняемый во время сессии (0.6 от общей оценки) и оценку за итоговую статью - финальное домашнее задание, которое нужно сдать да 10 дней до даты экзамена (0.4 от общей оценки). Тест проводится письменно на платформе GOOGLE (google-forms). Ссылку студенты получат в день экзамена по электронной почте (на тот адрес, который был указан при записи на курс) - в 18.10 по Москве. При обнаружении технических проблем (например, не открывается ссылка) студенты обязаны написать об этом преподавателю по электронной почте не позднее 18.15. В этом случае написавшие получают тестовые задания по почте в формате word и должны прислать ответ в формате pdf на почту преподавателю. При отсутствии доступа к платформе GOOGLE студент должен уведомить об этом преподавателя по любому доступному каналу связи не позднее, чем за 3 суток до начала экзамена. В этом случае студент сразу (в 18.10 в день экзамена) получает тестовое экзаменационное задание по электронной почте в формате word и отправляет ответы в формате pdf на электронную почту преподавателя. Студенты должны приступить к работе в день экзамена не позднее 18.20 по Москве. В 19.20 по Москве гугл-форма закрывается - ответы перестают приниматься. То же касается ответов, присланных преподавателю по электронной почте в формате PDF: ответы, посланные позднее 19.20 по Москве, не проверяются. Во время экзамена студентам разрешается пользоваться любыми источниками информации, однако стоит иметь в виду, что время выполнения теста не предполагает дополнительный поиск информации: если искать ответы на вопросы, которые вы не знаете, можно не успеть выполнить большую часть заданий, ответы на которые вам могут быть хорошо известны. При долговременном нарушении связи студент может сдать ту часть работы, которую удалось выполнить, и написать преподавателю по электронной посте просьбу выслать задания в формате word. В таком случае время выполнения оставшейся части заданий будет рассчитываться по формуле: 60 минут минус время, потраченное на выполнение заданий в google-forms, плюс 5 минут. Пересдача экзамена аналогична сдаче. Эссе объемом не более 2 страниц (TNR, 12 кегль) присылается преподавателю не позднее, чем за 10 дней до экзамена. В эссе необходимо написать о теме исследования, основных исследовательских вопросах (целях и задачах), методах, результатах и выводах (интерпретации результатов). Каждый структурный элемент должен содержать аутентичные конструкции русского научного стиля. Эссе оценивается по десятибалльной системе. Максимальный балл получают студенты, в эссе которых есть все структурные элементы, в каждом элементе есть как минимум одна аутентичная конструкция и эта конструкция использована верно. Студнты, приславшие эссе не позднее, чем за 5 дней до дедлайна, имеют право, получив обратную связь, исправить ошибки и до дедлайна сдать новый вариант эссе. Эссе присылаются в формате word на электронную почту преподавателя. При написании эссе можно пользоваться любыми источниками информации. Студент обязуется выполнять работу самостоятельно и отдает себе отчет в том, что это обязательство не может быть нарушено.
  • неблокирующий домашнее задание: подготовка статьи по теме КР
    Правила выполнения и сдачи задания во время онлайн-обучения см. в пункте "экзамен".
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * домашнее задание: конспект лекции по специальности + 0.2 * домашнее задание: обзор прочитанных статей по теме квалификационной работы + 0.2 * домашнее задание: подготовка доклада для конференции + 0.45 * Письменный экзамен (лексико-грамматический тест + статья) + 0.05 * участие в дискуссии по одной из научных тем, актуальных для группы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нестерова О. А. - ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-534-06901-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vostokovedenie-akademicheskoe-pismo-442086