• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
2019/2020

Русский язык как иностранный: особенности коммуникации в учебно-научной сфере

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс для иностранных студентов, обучающихся на русскоязычных программах и владеющих русским языком на уровне не ниже B1 (ТРКИ-1). Здесь можно научиться писать конспект лекции, реферат прочитанного текста и, главное, квалификационную работу и научную статью, используя аутентичные русские конструкции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • На курсе мы будем заниматься устной и письменной научной речью: будем слушать, писать и читать тексты по вашей специальности.
  • Этот курс для тех, кто владеет русским языком на уровне не ниже ТРКИ-1 (B-1, upper-intermediate).
  • По окончании курса вы будете лучше понимать устную и письменную русскую научную речь: выделять главные идеи, гипотезы, примеры, доказательства, выводы и обобщения - и сами будете писать и произносить научные тексты, используя аутентичные конструкции, принятые в русской академической среде.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студенты воспроизводят и могут использовать принятые в русской традиции стратегии сокращения материала на письме, узнают и адекватно интерпретируют сокращенные записи знакомых слов. Воспроизводят и интерпретируют дискурсивные маркеры, вводящие: а) главную идею, б) гипотезу, в) доказательства гипотезы, г) иллюстративный материал, д) вывод, обобщение и др. В устном тексте по специальности верно интерпретируют перечисленные выше смысловые блоки.
  • Студенты узнают и верно интерпретируют в письменных текстах дискурсивные маркеры, вводящие: а) основную идею, б) гипотезу, в) мнение автора, г) доказательство, д) иллюстративный материал, е) вывод, ж) перифраз и др. Студенты способны написать реферат-резюме, сравнительный реферат, оценочный реферат прочитанного, используя характерные для русской академической традиции клише.
  • Студенты воспроизводят, интерпретируют конструкции-клише, выражающие а) мнение, б) согласие, в) несогласие, г) сомнение и др. Используют эти конструкции собственной речи во время дискуссии, доклада и т. п.
  • Студенты воспроизводят, интерпретируют и используют в речи клише, необходимые для написания: заявки на конференцию, статьи, квалификационной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как слушать, понимать и записывать лекции по специальности?
    В рамках данной темы студенты слушают записи лекций по выбранной специальности, учатся а) выделять главное, ориентируясь на соответствующие дискурсивные маркеры, б) конспектировать материал, используя принятые в русскоязычной традиции способы сокращения, в) работать с записанным конспектом после лекции, а также готовиться к следующей лекции.
  • Как работать с текстами по специальности - учебными и научными?
    В рамках данной темы студенты работают с письменными учебными и научными текстами по выбранной специальности: учатся выделять главную мысль, гипотезу, доказательства, опираясь на соответствующие дискурсивные маркеры. Кроме того, студенты учатся находить в текстах новые для себя конструкции, характерные для научного дискурса, и применять их в собственной речи. Наконец, студенты учатся реферировать прочитанные тексты, используя характерные для русского научного дискурса конструкции.
  • Как вести себя на семинаре, во время научной дискуссии, устного публичного выступления?
    В рамках этой темы студенты осваивают характерные для русского научного дискурса конструкции-клише, применяемые во время устной дискуссии и публичного выступления. На занятиях имитируются ситуации учебного семинара, защиты диплома, научной конференции, круглого стола, дебатов.
  • Как провести научное исследование и письменно представить его результаты?
    В рамках этого раздела студенты научатся писать заявку на конференцию (proposal), статью, познакомятся с принятыми в русской академической традиции требованиями к языку и композиции квалификационного сочинения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание: конспект лекции по специальности
    Работа не пересдается, поскольку ее оценка имеет малый вес. Но если студент сдает работу в ранние сроки (не позднее 48 часов после получения задания), то он имеет право, получив обратную связь от преподавателя (не позднее чем за 48 до дедлайна), исправить работу и сдать на оценку новый вариант (но не позднее дедлайна).
  • неблокирующий домашнее задание: обзор прочитанных статей по теме квалификационной работы
    Работа не пересдается, поскольку ее оценка имеет малый вес. Но если студент сдает работу в ранние сроки (не позднее 48 часов после получения задания), то он имеет право, получив обратную связь (не позднее чем за 48 до дедлайна), исправить работу и сдать на оценку новый вариант (но не позднее дедлайна).
  • неблокирующий домашнее задание: подготовка доклада для конференции
    При представлении черновика работы в ранние сроки (не позднее чем за 120 часов до дедлайна) студент имеет право, получив обратную связь, исправить текст до выступления.
  • неблокирующий подготовка и защита постера к конференции по теме квалификационного сочинения
    При представлении черновика работы в ранние сроки (не позднее чем за 120 часов до дедлайна) студент имеет право, получив обратную связь, исправить текст до выступления.
  • неблокирующий участие в дискуссии по одной из научных тем, актуальных для группы
  • неблокирующий Письменный экзамен (лексико-грамматический тест + статья)
    Экзаменационная оценка включает оценку за лексико-грамматический тест, выполняемый во время сессии (0.6 от общей оценки) и оценку за итоговую статью - финальное домашнее задание, которое нужно сдать да 10 дней до сессии (0.4 от общей оценки).
  • неблокирующий домашнее задание: подготовка статьи по теме КР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * домашнее задание: конспект лекции по специальности + 0.2 * домашнее задание: обзор прочитанных статей по теме квалификационной работы + 0.2 * домашнее задание: подготовка доклада для конференции + 0.45 * Письменный экзамен (лексико-грамматический тест + статья) + 0 * подготовка и защита постера к конференции по теме квалификационного сочинения + 0.05 * участие в дискуссии по одной из научных тем, актуальных для группы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Короткина И. Б.-АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: ПРОЦЕСС, ПРОДУКТ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-295-Образовательный процесс-978-5-534-00415-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/akademicheskoe-pismo-process-produkt-i-praktika-433128
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М.-АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-284-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08297-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нестерова О. А.-ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-192-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06901-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vostokovedenie-akademicheskoe-pismo-442086