• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Корпоративная культура и внутренние коммуникации

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины предполагается освоение современных концепций практической коммуникации, демонстрация возможностей применения гуманитарного знания на практике, знакомство с современными технологиями решения сложных практических задач с применением инструментария из смежных гуманитарных областей. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении иных дисциплин майнора и прочих гуманитарных дисциплин программ подготовки бакалавра.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширить у студентов общегуманитарный и профессиональный кругозор
  • Сформировать системные представления в области внутриорганизационных и профессиональных коммуникаций
  • Поддержать и развить навыки успешного профессионального и межличностного взаимодействия, понимания особенностей управления собственным и чужим поведением
  • Развить практические навыки применения различных методов и технологий регулирования и коррекции организационных и профессиональных взаимоотношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение адекватно использовать соответствующую терминологию
  • Знание ключевых концепций и теорий внутриорганиазционного взаимодействия
  • Знание ключевых концепций и теорий внутриорганизационного взаимодействия
  • Понимание актуальных и перспективных задач анализа, регулирования и коррекции индивидуального и группового поведения
  • Знание ключевых концепций и теорий коммуникативного взаимодействия
  • Умение анализировать ситуации и поведение других людей с целью формирования адекватной конструктивной, в том числе – межкультурной, коммуникации
  • Умение организовывать взаимодействие с другими людьми для решения конкретных задач
  • Умение анализировать ситуации и поведение других людей с целью формирования адекватной конструктивной коммуникации
  • Умение формулировать гипотезы о конфликтогенных коммуникативных факторах
  • Умение прогнозировать и планировать поведение сотрудников в конкретных организационных ситуациях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы внутриорганизационных коммуникаций
    Цель изучения: Знакомство с основными концепциями внутренних коммуникаций Содержание темы: Современная организация: основные признаки. Внутриорганизационная коммуникация: функции и средства. Проблемы и сложности внутриорганиазционной коммуникации. Внутриорганизационные барьеры и их преодоление. Типы коммуникаций в организации. Типы организация в зависимости от структуры коммуникаций.
  • Корпоративная культура как коммуникативный интегратор
    Цель изучения: Формирование представлений о сущности корпоративной культуры и ее роли в построении коммуникативного контекста Содержание темы: Образ компании и корпоративный бренд как культурные символы. Разнообразие корпоративных культур и практическое применение типологий корпоративной культуры. Функции корпоративной культуры. Коммуникативная природа корпоративной культуры. Трансляция характера бренда внутрь компании. Коммуникативные практики обсуждения характеристик бренда работниками. Актуальные практики применения метафор в корпоративных обсуждениях
  • HR как субъект управления системой внутренних коммуникаций
    Цель изучения: Формирование представлений о роли системы управления человеческими ресурсами в развитии внутриорганизационных коммуникаций Содержание темы: Роль системы внутренних коммуникаций в развитии корпоративного имиджа. HR-бренд как коммуникативная модель. Коммуникативный менеджмент как задача системы управления персоналом. Коммуникативные функции и новые корпоративные роли: сторитейлинг, модерация, фасилитация, коучинг. Коммуникативный цикл работника: от резюме до рекомендаций. Роль HR специалистов в развитии корпоративного имиджа работника. Структура корпоративных коммуникационных ресурсов и практика их использования
  • Специфика межкультурных коммуникаций в организации: Маршрут межкультурного интеллекта
    Цель изучения: Формирование представлений о принципах и правилах межкультурной коммуникации Содержание темы: Актуальные концепции культурных различий. Межкультурный интеллект. Маршрут развития межкультурного интеллекта. Развитие мотивации формирования межкультурного интеллекта.
  • Межкультурный интеллект как процесс: источники знаний о культуре
    Цель изучения: Формирование навыков анализа ситуации кросс-культурного взаимодействия для выработки адекватной стратегии и тактики поведения Содержание темы: Лидерство в мультикультурных командах. Особенности воздействия и мотивации работников, принадлежащих разным культурам. Расстановка приоритетов в целях межкультурного общения в организации. Межкультурный проект: ресурсы, управление, трансграничная коммуникация
  • Эффективная лингвистика: оптимальное речевое формулирование для достижения коммуникативных целей
    Цель изучения: Формирование навыков анализа текстов для выявления скрытого содержания и оптимизации контента Содержание темы: Ключевые лингвистические категории, значимые для любых коммуникативных контекстов. Жанр как совокупность композиции, содержания и стиля. Структура речевого произведения, оптимальные способы логической связи идей и суждений.
  • Анализ речевого поведения. Оптимизация речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях. Рефрейминг
    Цель изучения: Формирование навыков текстовой деятельности, способностей адекватно донести речевое намерения и / или скрыть его Содержание темы: Структура суждения, типичные способы оценки, передача имплицитных смыслов, использование метафор. Выбор оптимального регистра по линии «формальность-неформальность». Типовые коммуникативные задачи.
  • Стрессовые и кризисные внутриорганизационные коммуникации: типология, специфика управления
    Цель изучения: Формирование навыков оценки ситуации для определения конфликтогенных зон, освоение техник микрополитики Содержание темы: Природа стресса. Коммуникативные факторы стресса. Стресс как интерпретация ситуации: требование, вызов, неопределенность. Коммуникативные маркеры стресса. Признаки кризисной коммуникативной ситуации. Принципы кризисной коммуникации. Методы преодоления коммуникативного кризиса: дискурс-анализ, нарратив.
  • Рабочее взаимодействие и межличностные коммуникации в организации
    Цель изучения: Формирование навыков построения взаимоотношений в широком спектре рабочих ситуаций Содержание темы: Этические дилеммы и принципы непосредственной коммуникации. Проблемы формирования и развития доверия. Индивидуальные факторы адекватности позиции в коммуникации. Предикторы этической позиции в непосредственной коммуникации. Общекультурные нормы непосредственной коммуникации. Корпоративные стандарты ведения переписки, переговоров, встреч. Типология нарушений коммуникативных правил и норм. Организационные и профессиональные санкции, обеспечивающие нормативность коммуникации
  • Индивидуальная коммуникативная сеть: психологический, социальный и карьерный капитал
    Цель изучения: Формирование навыков адекватного сетевого поведения, самопродвижения и коммуникативной самореализации Содержание темы: Карьерный капитал: структура, функции, реализация. Карьерные компетенции как основа формирования карьерного капитала. Структурирование индивидуальной коммуникативной сети. Коммуникативные роли в современной сетевой коммуникации. Персональный социальный капитал и его использование. Личный бренд – от имиджа к репутации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Предварительная презентация группового проекта
    Подготовка презентации представляет собой самостоятельную групповую работу по материалам проекта. При оценке презентации преподаватель руководствуется следующими критериями: • соответствие содержания презентации задаче; • наличие четкой и логичной структуры презентации; • наличие авторской позиции по рассматриваемой проблематике; • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов; • наличие адекватных визуальных эффектов; • соответствие оформления презентации предъявляемым техническим требованиям (формат PPT, техническая возможность демонстрации, визуальная четкость, выделение рубрик (частей), наличие заголовков слайдов). • публичное выступление, сопровождаемое презентацией в установленный срок. Студенты, участвующие в подготовке и осуществлении презентации проекта, получают оценки за презентацию в соответствии с коэффициентами индивидуального участия, выставляемыми группой. Индивидуальные оценки (Оппредварит и Опокончат), используемые для расчета по формуле результирующей оценки, определяются посредством расчета по формуле Оппредварит = Оппредваритобщ*КТУ, Опокончат = Опл=окончатобщ*КТУ где Оппрдеваритобщ и Опокончатобщ –групповые оценки за презентацию проекта, КТУ – коэффициент трудового участия, выставляемый группой каждому участнику. 0 ≤ КТУ ≤ 1,3 в зависимости от вклада участника, где КТУ=1 – гипотетический равный вклад. За презентацию проекта преподаватель может добавить 1 балл участнику группы за активность во время обсуждения презентации и ответы на вопросы аудитории.
  • неблокирующий Окончательная презентация группового проекта
    Вторая (окончательная) презентация проекта осуществляется для подведения итогов его разработки и осуществляется на заключительном занятии по дисциплине. Презентация оценивается как Опокончатобщ.
  • неблокирующий Текст группового проекта
    Структура проекта (текста): 1. Общие сведения об организации (правовой статус, деятельность, местонахождение, число работников, характеристика корпоративной культуры) 2. Классификация внутрикорпоративных групп (по статусу, функциям, местонахождению, способу взаимодействия с организацией и т.д.) 3. Перечень формальных каналов коммуникации и основных внутриорганиазционных инструментов /форматов 4. Основные проблемы организации взаимодействия сотрудников (препятствия, ограничения и пр.) 5. Проект по реорганизации коммуникативной структуры (решение конкретной задачи) – идея 6. Разработка проекта реорганизации (механизмы, средства, участники, предполагаемые результаты) 7. Вовлечение сотрудников в разработку / применение нового механизма 8. Эффективность созданного механизма коммуникации (способ сбора данных, критерии контроля, показатели) 9. Памятка руководителю подразделения о возможностях нового механизма и его применении 10. Текст для корпоративного портала о первых результатах реализации проекта Текст проекта предоставляется преподавателю за 10 дней до даты заключительного занятия по дисциплине.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольные вопросы (Овопросn) задаются на лекционных/семинарских занятиях по одному на каждом занятии и требуют письменного ответа в аудитории в отведенное для этого время. По окончании отведенного времени ответы не принимаются.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Решение кейса, предложенного преподавателем на занятии (или подготовленное домашнее задание) представляет собой самостоятельную групповую работу 3-5 студентов. Результат обсуждения предоставляется в виде устного доклада (или ином, по выбору студентов). Презентация доклада предъявляется другим студентам на семинарском занятии для последующего обсуждения затронутых в ней тем и /или кейсов, предложенных преподавателем. Презентация доклада предполагает выступление 3-5 минут с последующим обсуждением. Оаудиторная = (Озанятие1 + Озанятие2+ Озанятие3 + Озанятие4…+ Озанятиеn) / N (число семинарский занятий, на которых происходило групповое решение кейсов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom https://zoom.us/j/4240980882?pwd=M1lsTkxTb0YxUFRCamxvQ1I3Q1UxZz09 Идентификатор конференции: 424 098 0882 Пароль: 173130 К экзамену необходимо подключиться за 2 минуты до начала. Тестирование платформы Zoom провести самостоятельно. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие Интернет-подсоединения, устойчивая работа сети Интернет на протяжении всего времени проведения экзамена. Для участия в экзамене студент обязан: убедиться в том, что у него сданы все виды письменных работ, предусмотренных программой, и за них выставлены положительные оценки, включить компьютер и подключиться к сессии Zoom по ссылке, включить камеру и микрофон в соответствии с расписанием очередности, высланного студенту накануне по корпоративной электронной почте. Без возможности подключения микрофона и камеры прохождение экзамена невозможно. Во время экзамена студентам запрещено: отключать камеру на всем протяжении времени экзамена, отключать микрофон без разрешения преподавателя, проводящего экзамен, разрывать соединение, отлучаться от компьютера, с которого произошло соединение с ZOOM платформой. Во время экзамена студентам разрешено: использовать воду для утоления жажды, делать записи вручную (на листе бумаги, расположенном радом с компьютером) для сосредоточения на вопросе., обращаться к преподавателю с просьбой об уточнении вопроса. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи не более чем на 2 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи продолжительностью более 2 минут, если связь прервалась со стороны подключения студента. В том случае, если связь прервалась со стороны преподавателя, студент ожидает восстановления связи, перезагружая вход на сессию ZOOM по ссылке на протяжении не более 15 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи предполагает проведение устного экзамена на платформе ZOOM по расписанию пересдач.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Окончательная презентация группового проекта + 0.1 * Предварительная презентация группового проекта + 0.2 * Текст группового проекта + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесников А. В. - КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 167с. - ISBN: 978-5-534-02520-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnaya-kultura-433846
  • Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» и специальностям 350400 «Связи с общественностью», 350700 «Реклама» / Н.Дж. Холден; Пер. с англ. под ред. проф. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 384 с. (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00886-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028506

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Адамьянц Т. З. - СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-06898-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnye-kommunikacii-442012
  • Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 1. Теории языка и коммуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 213с. - ISBN: 978-5-4365-2690-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930120
  • Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 2. Техники и медиакомуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 233с. - ISBN: 978-5-4365-2691-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931926
  • Собольников В. В. - НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-05922-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/neverbalnye-sredstva-kommunikacii-441433
  • Третьяк Г. Е. - Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности. Монография - Русайнс - 2018 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-2390-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929506