• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Визуальные исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Кимерлинг Анна Семеновна, Чащухин Александр Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В современной культуре текст утрачивает главные позиции в способе хранения и передачи информации. Его место занимают визуальные образы, которые ежедневно нас окружают: кино, фотографии, реклама, иконографика. Представленный курс позволяет развить навыки научной работы с визуальными источниками. На занятиях студенты узнают, как можно провести серьезное научное исследование, используя такие источники как художественные и документальные фильмы, фотографии, стрит- арт, инстаграм и глянцевые журналы. Формируемые компетенции: - Понимание сложных культурных процессов, протекающих в современном обществе; - Умение осуществлять отбор и систематизацию визуальных данных; - Умение проводить социологический, исторический и антропологический анализ визуальных источников; - Способность создавать научные и популярные тексты с использованием отечественной и зарубежной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представленный курс позволяет развить навыки научной работы с визуальными источниками. На занятиях студенты узнают, как можно провести серьезное научное исследование, используя такие источники как художественные и документальные фильмы, фотографии, стрит-арт, инстаграм и глянцевые журналы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает разные подходы к изучению визуального материала
  • Может применить методы анализа для разных типов визуальных источников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теория и анализ визуальных репрезентаций социальной реальности
    Тема 1. Визуальный мир: представления, проявления и воображение. Лекция. Визуальный мир: представления, проявления и воображение. Понятие визуального. Ж. Бодрийяр. Вербальная и визуальная эпохи. Визуальное и социальный мир. Визуальное и реальное: проблема различения и взаимодействия. Визуальные образы и повседневность. Культура и режимы визуальности Визуальные символы и стереотипы. Изучение общества и культуры с помощью визуальных методов. Тема 2. Локализация визуальных образов. Лекция: «Локализация визуальных образов». Типология визуальных образов по месту локализации. Медиа пространство: телевидение, газета, интернет. Публичное пространство: улица, площадь, городской парк, автострада. Эксклюзивное публичное пространство: музей, галерея, выставка, церковь, сцена, кинотеатр, офис. Приватное пространство: квартира, дом, сад. Темпоральная локализация визуальных образов. Значимые события. Визуальность и инициальные переходы. Визуальность и праздник. Характер восприятия визуальных образов. Семинар: «Квартира как визуальная презентация хозяев». Тема 3. Социологические теории для изучения визуального. Лекция 1.: «Семиотическая интерпретация визуального». Особенности и содержание семиотической интерпретации визуального. Структурализм. Языковые структуры. Текст и визуальность. Образ как знак. Типология знаков Ч. Пирса. Коннотации и денотации Р. Барта. Коды. «Мифологии». Camera Lucida. Семинар 1: «Семиотическая интерпретация визуального». Лекция 2: «Герменевтическая интерпретация визуального». Особенности и содержание герменевтической интерпретации. Модель «герменевтического круга». Поиск мотивации и замысла. Обращение к индивидуальной психике автора фото или представленных на фото людей. Семинар 2: «Герменевтическая интерпретация визуального». (на примере фотографий) Лекция 3. «Структурная интерпретация визуального». Фото и кино - образы как проявление общественной жизни. Значимые социальные структуры в визуальной реальности. Репрезентация социальных структур. Социальные нормы и девиации в контексте визуального. Идеология, взгляды и убеждения. Жизненные возможности и горизонты. Интерпретация пикторальных и репортажных фотографий. Выявление социальных структур социальной жизни в визуальных источников на примерах (городские фотографии, ритуальные снимки, семейные фото). Активность фотографа и режиссера и социальная реальность. Проблема соотношения авторской композиции, социальной реальности и оптики наблюдателя Семинар 3. «Структурная интерпретация визуального». . Лекция 4. Визуальность в контексте социальной феноменологии. Визуальность, жизненный мир, повседневность. Релевантность перспектив. Визуальность как социальная интеракция. Идентичность. А.Щюц. П.Бергер и Т.Лукман. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана. Фреймы. Семинар 4. Интерпретация фотографий в контексте феноменологии. Тема 4. Дискурсивная интерпертация визуального. Лекция «Дискурсивная интерпретация визуального». Дискурс-анализ как пространство междисциплинарных исследований. Основные направления дискурс-анализа. Визуальность как дискурс. Восприятие образа. Социальный и культурный контекст визуального дискурса. Визуальный дискурс и социальная динамика. Визуальная метафора. Визуальный дискурс в различных локализациях: реклама, кино, фотография, Интернет. Семинар «Дискурсивная интерпретация визуального».
  • Раздел 2. Практика применения методов исследования визуальных источников
    Тема 1. Визуальные исследования живописи и скульптуры. Лекция: «Визуальные исследования живописи и скульптуры». Место живописи и скульптуры в искусстве и социальных практиках (на примере Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени). Искусство и ментальность. Народное и элитарное. Искусствоведческая и антропологическая оптика. Искусство и репрезентация телесности. Средства выражения и композиция. Стили живописи в контексте культурной динамики. М.Фуко. Живопись и нарратив. Семинар: «Визуальные исследования живописи и скульптуры». Социологическая интерпретация. «Придворные дамы». Тема 2. Визуальные исследования фотоизображений. Лекция «Визуальные исследования фотоизображений». Фотография как источники информации. Социально ориентированная и социологическая фотография. Визуальные данные социологии. Фотография и социологическая теория. Роль визуальных образов в современной культуре. Влияние визуального на вербальное. Визуальные представления. Техника создания образов. Локализация образа и место его презентации. Функции визуального образа. Роль фотографии. Композиция. Монтаж. Имитация как новый способ отношения к реальности: игнорирование реальности вместо ее отражения. Визуальные проявления. Влияние индустриальной культуры на сферу визуального. Визуальное воображение. Визуальные компетенции. Семинар: Документальная фотография. Типология проблем и способы их визуализации. Тема 3. Визуальные исследования кинематографа. Лекция «Визуальные исследования кинематографа». Специфика кино как искусства. Технология создания фильма. Кино как синтетическое искусство: видео, звук, речь, музыка. Монтаж. Режимы просмотра. Публичный и приватный просмотр кинофильмов. Структура фильма. Фильм как текст. Кино и репрезентация идеологии. Кино и повседневность. Фильм сквозь призму семиотической оптики. Фильм в контексте феноменологии. Социальный контекст кино. Концепции русских формалистов. В.Шкловский. Б.Эйхенбаум. Ю.Тынянов. Р.Якобсон. Семинар. Визуальные исследования кинематографа. Анализ и интерпретация художественного и (или) документального фильма. Тема 4. Телевидение в контексте визуальных исследований. Лекция «Телевидение в контексте визуальных исследований». Телевидение как тип медиа. Технологии и институты телекоммуникаций. Телевидение и социальная реальность. Режимы показа и просмотра. Телевидение в контексте приватного и публичного. Телевидение и идеология. Телевидение и повседневность. Количественные и качественные методы исследования медиа и телевидения. Телевидение в контексте микросоциологии. Постмодернистская оптика телевидения. Визуальные компетенции зрители. Реклама. Семинар «Телевидение в контексте визуальных исследований». Тема 5. Визуальность и Интернет. Лекция. Интернет и новые режимы визуальности. Интернет и интеракция. Презентация себя другим в Интернете. Социальные сети. Визуальные компетенции в пространстве Интернета. Визуализация информации. Социологические концепции анализа Интернет. Публичное, приватное и медиа в контексте Интернета. Интернет в контексте политических идеологий. Интернет в контексте экономики. Перформативность. Интернет в контексте социальной стратификации. Интернет и экспертное знание. Семинар. Анализ социальных сетей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа: конспект статьи.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа: конспект статьи. + 0.4 * Семинарские занятия + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бразговская Е. Е. - СЕМИОТИКА. ЯЗЫКИ И КОДЫ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 186с. - ISBN: 978-5-534-11201-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-yazyki-i-kody-kultury-444743

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Визуальный инвестор: Как выявлять рыночные тренды / Мэрфи Д., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 328 с.: ISBN 978-5-9614-1705-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912496