• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Умная специализация: предпринимательский поиск регионального развития

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения дисциплины студенты должны: - знать и использовать понятийный аппарат, применяемый в рамках подходов умной специализации, предпринимательского поиска, кластерной политики и живых лабораторий; - знать ключевые исследования по вопросам умной специализации, предпринимательского поиска, кластерного подхода и живых лабораторий; - знать основные этапы разработки стратегии регионального развития по методике умной специализации и организации живых лабораторий, критерии выбора приоритетов регионального развития, структуру предпринимательского поиска; - освоить содержание основных управленческих технологий, используемых органами государственной власти и местного самоуправления при структуризации регионального сообщества; - обладать навыками подготовки и анализа текстов стратегий регионального развития на базе подхода умной специализации, разработки проектов живых лабораторий и кластерных инициатив; - уметь определять новое место региона в глобальных цепочках добавленной стоимости и технологиях общего использования. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Теория и история менеджмента - Общий и стратегический менеджмент - Региональная экономика. Основные положения дисциплины могут быть использованы для написания магистерских диссертаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является формирование у студентов расширенных знаний, умений и навыков в сфере управления региональным развитием с использованием инструментов умной специализации, предпринимательского поиска, кластерной политики и живых лабораторий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основное содержание и эволюцию подхода умной специализации. Умеет анализировать тексты стратегий умной специализации. Обладает навыками работы с аналитическими инструментами Платформы по умной специализации.
  • Перечисляет и описывает этапы процесса предпринимательского поиска и воспроизводит примеры его использования. Предлагает новую роль региона в глобальных цепочках добавленной стоимости и технологиях общего использования.
  • Знает основное содержание и этапы развития кластерного подхода и объясняет его роль в структуризации профессионального сообщества. Интерпретирует отраслевую динамику в субъектах Российской Федерации. Проектирует кластерную инициативу.
  • Знает основные управленческие технологии, используемые органами государственной власти и местного самоуправления при организации ЖЛ. Проектирует ЖЛ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • М(1)_1. Умная специализация: научная теория, инструмент политики и стратегического управления
    1.1. Обзор ключевых исследований по умной специализации. 1.2. Институциональное, организационное и нормативное правовое обеспечение умной специализации. Политический контекст. 1.3. Операционные принципы умной специализации: методика разработки и оценки стратегии регионального развития. Платформа по умной специализации. RIS3 Self-AssessmentWheel. 1.4. Руководство по умной специализации.
  • М(1)_2. Предпринимательский поиск: государственно-частный и общественный консенсус по приоритетам стратегического развития
    2.1. Современный производственный контекст. Понятие глобальных цепочек добавленной стоимости. Типология регионов по отношению к технологиям общего использования. 2.2.Структура и основные участники процесса предпринимательского поиска. Лидерство и распределение ролей между государством, бизнесом и обществом в процессе предпринимательского поиска. Управленческие технологии, используемые органами государственной власти и местного самоуправления при организации предпринимательского поиска. 2.3. Управление рисками при взаимодействии с региональным сообществом и организации предпринимательского поиска. 2.4. Определение новой роли региона в глобальных цепочках добавленной стоимости и технологиях общего использования.
  • М(1)_3. Кластеры и умная специализация: обоснованность региональной стратегии развития через отраслевые приоритеты
    3.1. Теория и практика кластерной политики: кластер – кластерная инициатива – кластерная организация. 3.2. Кластеры как инструмент вовлечения регионального делового, академического и гражданского сообществ в стратегическое развитие экономики. Совместные проекты кластеров как способ структуризации и согласования интересов бизнеса и власти. 3.3. Трансформация отраслевой структуры региона: кейс-стади стратегий умной специализации в мире. Отраслевая динамика в субъектах Российской Федерации. 3.4. Критерии выбора приоритетов регионального развития в рамках умной специализации и проектирование кластерной инициативы.
  • М(1)_4. Живые лаборатории (ЖЛ) как инструмент вовлечения пользователей в процессы инновационного развития территорий
    4.1. Вовлеченность пользователей в развитие региона. 4.2. Ключевые участники и бенефициары живых лабораторий. 4.3. Креативность как драйвер регионального развития. 4.4 Организационные модели и проекты живых лабораторий (кейс-стади).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Дискуссия на тему: «Предпринимательский поиск умной специализации»
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Дискуссия на тему «Совершенствование кластерной политики через выбор отраслевых приоритетов ».
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Дискуссия на тему: «Проектирование живой лаборатории».
  • неблокирующий Тест
    Экзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Дискуссия на тему «Совершенствование кластерной политики через выбор отраслевых приоритетов ». + 0.1 * Дискуссия на тему: «Предпринимательский поиск умной специализации» + 0.1 * Дискуссия на тему: «Проектирование живой лаборатории». + 0.25 * Домашнее задание + 0.05 * Самостоятельная работа + 0.05 * Самостоятельная работа + 0.05 * Самостоятельная работа + 0.05 * Самостоятельная работа + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charles H. Noble, Serdar S. Durmusoglu and Abbie Griffin Open Innovation: New Product Development Essentials from the PDMA, John Wiley & Sons © 2014 https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=80723
  • Karlsson Charlie, Andersson Martin and Bjerke Lina Geographies of Growth: Innovations, Networks and Collaborations [Book]. - Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2017.
  • Pronestì, Giuseppe. (2018). Life Cycle of Clusters in Designing Smart Specialization Policies. 10.1007/978-3-030-03780-2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Engel Jerome S. Global Clusters of Innovation: Entrepreneurial Engines of Economic Growth around the World [Book]. - Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2014.
  • Eric Schaeffer Industry X.0: Realizing Digital Value in Industrial Sectors, Kogan Page, 2017
  • Милеева М.Н. - Инновации и изобретения. Innovation and Inventions - Издательство "ФЛИНТА" - 2013 - 122с. - ISBN: 978-5-9765-1644-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/20283
  • Рисин И.Е., Козуб Л.А. - Государственно-частное партнерства с участием высшей школы региона. Монография - Русайнс - 2018 - 124с. - ISBN: 978-5-4365-2833-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931088