• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Культура Германии, часть 1

Статус: Майнор
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Культура Германии. Часть I: Классическая немецкая литература и национальный миф» в наибольшей степени приближена к традиционному элементу программ германистики и сконцентрирована, в первую очередь, на истории немецкой литературы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выявление значимости тех или иных литературных событий и художественных практик для национального самосознания и культурной самоидентификации Германии
  • знакомство с основными тенденциями развития немецкого историко-литературного процесса от истоков, когда формируется немецкий эпос, до появления художественных концепций «современности» и «национального мифа» в конце ХIХ в.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать материал о национальной специфике классической немецкой литературы в контексте культуры от средневековья до ХХ в.
  • знать творчество основных авторов и их ключевые произведения, предусмотренные программой дисциплины
  • знать художественную и гуманистическую ценность немецкой классической литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Песнь о Нибелунгах» и истоки национального мифа. Немецкий культурный герой: Зигфрид vs Парцифаль. Герой-воин и герой-философ. Средневековые мифы в творчестве Рихарда Вагнера и немецком национализме ХХ в.
  • Спор Эразма Роттердамского с Мартиным Лютером: «похвала глупости». Идеи гуманизма и религиозной реформации в литературе. «Глупость» и свобода воли.
  • Эпоха барокко: немецкая литература в поисках культурной идентичности. Первые нормативные поэтики и «языковые» сообщества. Немецкий плутовской роман «Симплициссимус»: Тридцатилетняя война глазами «глупца». Соотношение исторической реальности и вымысла в романе.
  • Веймарская классика в культурной памяти нации. Bildungsroman и идея воспитания немецкого характера: Лессинг, Шиллер и другие. Гете как ключевая фигура немецкой культуры. «Фаустовская душа» и современный человек.
  • Немецкий романтизм в литературе. Философская основа и эстетическая программа. Идеал, романтическая ирония и проблема трагического. Этапы и персонажи. «Современные» сказки Гофмана: люди-автоматы. Гёльдерлин: «поэт в ничтожное время». Литература наполеоновских войн: поэты и националисты. «Неистовая драма» на пути к немецкому мифу.
  • Ницше и немецкая литература на рубеже культур. Проблема модерна в Германии: символизм vs натурализм. Учение о «третьем Рейха» в кругу Стефана Георге: от поэтического идеала к исторической реальности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Задание представляет собой̆ вопросы по материалам лекций и семинаров, на которые должен быть дан развёрнутый̆ ответ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Beutin, W. (2013). Deutsche Literaturgeschichte : Von den Anfängen bis zur Gegenwart (Vol. Achte, aktualisierte und erweiterte Auflage). Stuttgart: J.B. Metzler. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1416667

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Boyle, N. (2008). German Literature: A Very Short Introduction. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=218091