2019/2020
Язык специальности
Статус:
Дисциплины для иностранных студентов
Кто читает:
Школа лингвистики
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Айсакова Елена Алексеевна,
Батурина Надежда Ивановна,
Донец Мария Дмитриевна,
Дорберт Мария Александровна,
Иваненко Анастасия Андреевна,
Корнакова Екатерина Сергеевна,
Леви Елена Владимировна,
Масленникова Зоя Сергеевна,
Мельникова Мария Викторовна,
Никитушкина Жанна Геннадьевна,
Саркисов Иван Владимирович,
Тарасова Ксения Павловна,
Яковлева Анастасия Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Язык специальности» призвана сформировать компетенции, позволяющие иностранным слушателям осваивать профессиональные программы на русском языке. Компетенции, полученные в результате курса, составляют базу дальнейшего обучения на русском языке в рамках выбранной ОП бакалавриата и/или магистратуры. Для успешного обучения в рамках курса необходимо владение русским языком на уровне не ниже базового (А2). Слушатели ЦПИС достигают такого уровня владения языком в течение первых двух модулей курса «Русский язык как иностранный». Дисциплина «Язык специальности» изучается в формате семинаров без использования онлайн курсов.
Цель освоения дисциплины
- В результате обучения иностранные слушатели должны уметь читать и понимать на слух неадаптированные тексты по выбранной специальности стилистически адекватно выражать устно и письменно свои мысли в учебно-профессиональной сфере, соответствующей выбранной специальности.
Планируемые результаты обучения
- Студенты смогут подготовить и представить на русском языке самостоятельно выполненную работу учебно-научного характера в письменной (сочинение-реферат с элементами выражения собственной позиции) и устной (доклад с презентацией) форме.
- Владеют базовым словарем и набором грамматических конструкций, актуальным для коммуникации по выбранной специальности. Могут поделиться имеющимися знаниями по изучаемым предметам в устной и письменной форме.
- Студенты могут: Слушать лекции по специальности и понимать их основные идеи. Записывать конспект лекции на русском языке, применяя принятые в русскоговорящей среде способы сокращения. Анализировать законспектированный материал, писать резюме прослушанной лекции, формулировать вопросы о том, что в лекции осталось непонятным.
- Умеют читать и понимать тексты по специальности с минимальным использованием словаря. Владеют различными стратегиями чтения. Владеют навыком языковой догадки и предсказания. Умеют писать реферат-резюме прочитанного текста и высказывать собственное мнение о прочитанном, пользуясь научным стилем речи.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Язык специальности: лексика, грамматикаСтуденты формируют словарный запас в новой тематической области, соответствующей выбранной специальности, отрабатывают наиболее актуальные для нее грамматические явления. Основным умением, приобретенным в рамках данной темы, должно стать умение использовать приобретенные ранее языковые компетенции для общения на специальные темы.
- Тема 2. Тексты по специальности как источник теоретических знаний и средство развития языковых компетенцийНа примере выбранных преподавателем учебно-научных текстов, актуальных для выбранной специальности, студенты овладевают различными стратегиями чтения специальной литературы, учатся использовать словарь лишь в случае крайней необходимости, формируют и развивают навыки предсказания и языковой догадки.
- Тема 3. Лекции по специальности: понимание, конспектирование, анализСтуденты овладевают навыком слушания и конспектирования академической речи (лекции) на иностранном языке, предполагающим: Подготовку к слушанию (знакомство с пререквизитами лекции: темой, ключевыми словами и др.; активизацию уже имеющихся знаний по теме и представление их на русском языке), Слушание и понимание основных идей, Конспектирование, Анализ конспекта.
- Тема 4. Самостоятельная работа: исследование, презентацияИспользуя навыки, полученные при изучении тем 1 – 3, студенты готовятся к написанию и защите итоговой работы. В рамках этой темы происходит знакомство с базовыми принципами написания курсовой работы, особенно ее введения, а также с основными требованиями к ее презентации.
Элементы контроля
- Домашнее задание
- Письменная контрольная работа
- Дискуссии на семинарских занятиях
- Экзамен 3 модуль
- Экзамен 4 модуль
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.04 * Дискуссии на семинарских занятиях + 0.16 * Домашнее задание + 0.2 * Письменная контрольная работа + 0.6 * Экзамен 3 модуль
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.01 * Дискуссии на семинарских занятиях + 0.02 * Домашнее задание + 0.02 * Письменная контрольная работа + 0.45 * Промежуточная аттестация (3 модуль) + 0.5 * Экзамен 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику : учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся, Баско, Н. В., 2016
- Под ред. Афанасьевой Н.Д. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 350с. - ISBN: 978-5-534-00357-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-433171
Рекомендуемая дополнительная литература
- Теремова Р. М., Гаврилова В. Л. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 318с. - ISBN: 978-5-534-06084-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-aktualnyy-razgovor-434699