• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Большие идеи в политике: актуальность несовременного

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты знакомятся с основными традициями европейской и отечественной политической философии, а также с содержательной соположенностью концептов сакрального и политического. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные теоретические подходы и концепции (школы), а также идеи ведущих мыслителей европейского культурного ареала вплоть до конца XIX в.; уметь ориентироваться в проблематике европейской политической философии, различать этапы ее становления;у меть опознавать и анализировать превращенные формы сакрального в политическом и политического в сакральном; иметь первичные навыки прикладного политического анализа проблем, возникающих на пересечении политики и религии; иметь навыки самостоятельного критического освоения современных направлений политической философии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными теоретическими подходами к анализу сакрального и содержательной соположенностью концептов сакрального и политического
  • ознакомление студентов с обстоятельствами сакрального происхождения основных компонентов западной политической традиции
  • формирование у студентов представлений о современных политических импликаций крупнейших мировых конфессий
  • формирование у студентов структурированного представления об основных направлениях развития политической мысли европейского культурного ареала в период с V в. до н.э. до конца XIX в.
  • развитие навыков политико-философского мышления, базирующегося на опыте изучения различных политико-философских мыслительных стилей, представленных в курсе;
  • выработка способности прослеживать идейные связи современных политико-философских концепций с основными традициями европейской и отечественной политической философии и на этой основе осуществлять прикладной политический анализ;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает концепции Платона и Аристотеля о политических устройствах, аристотелианскую трактовку справедливости
  • Знает специфические черты республиканской традиции и суть ее отличий от либеральной традиции, способен сформулировать республиканское понятие «гражданина» и республиканскую трактовку свободы
  • Способен указать на различия между трактовками естественного состояния у Гоббса и Локка, сформулировать либеральные трактовки свободы и справедливости
  • Знает ключевые различия между позициями западников и славянофилов
  • Различает понятия сакрального и религиозного, способен указать на ключевые социальные и политические импликации сакрального
  • Знает основные причины проблематизации сакральных оснований политики в Древней Греции и варианты преодоления этих трудностей. Знаком с особенностями римских представлений о сакральном и основными признаками имперской политической формы.
  • Способен назвать основные политические эффекты радикального монотеизма. Ориентируется в современных политических импликациях иудаизма
  • Способен назвать и объяснить основные отличия функций политической власти в новозаветной традиции от ветхозаветной и античной. Отдает себе отчет в непреодолимой неоднозначности отношений Церкви и государства.
  • Знаком с основными политическими импликациями католицизма – от Темных веков до начала Нового времени и появления modern state.
  • Может объяснить, почему и каким образом Реформация привела к новому этапу автономизации политического и его эмансипации от религиозного. Способен распознавать элементы сакрального в концептах «демократия» и «нация»
  • Знает основные этапы становления восточнохристианской модели отношений между сакральным и политическим, основные вехи эволюции отношений русской православной Церкви и российского государства от Византии до настоящего времени.
  • Знаком с основными политическими эффектами современного секуляризма и противостоящих ему постсекулярных тенденций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть 1. Сюжеты из истории политической мысли запада
    ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. План и содержание курса. Порядок работы и требования к студентам. ТЕМА 2. ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ АНТИЧНОСТИ: ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ. Политическая антропология античной политической философии. Альтернативные образы жизни и соотношение этического и политического порядков. Темы свободы и справедливости. Трактовки демократии. ТЕМА 3. ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ РЕСПУБЛИКАНИЗМА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ. Человек и гражданин. Fortuna и virtù у Макиавелли. Смыслы республиканской свободы. Тема смешанного правления. «Республика» и «демократия». «Общественный договор» Руссо. Республиканизм у Монтескьё и в «Федералисте». ТЕМА 4. ИСТОКИ ЛИБЕРАЛИЗМА В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ. Политическая антропология у Томаса Гоббса, Джона Локка и Адама Смита. Поиск социальной гармонии через «спонтанный порядок» и управление стимулами. Либеральные трактовки свободы и справедливости. ТЕМА 5. РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX В. П.Я.Чаадаев об исторической роли России. Противостояние западников и славянофи-лов: исторический контекст. Развитие взглядов Герцена в течение жизни. Герцен после 1848 г. и переоценка европейского опыта. Политическая философия и этика В.С.Соловьева.
  • Часть 2. Политическое и сакральное
    ТЕМА 1. САКРАЛЬНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ. Автономия сакрального и политического в историческом и цивилизационном контексте – ее частичность, недопустимость ее абсолютизации. Значение теоремы Томаса для социологического исследования религии. Э.Дюркгейм – первая попытка создания социологии сакрального. Позднейшие способы проблематизации сакрального в социальных науках. ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАПАДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – 1: АНТИЧНОСТЬ. Исходные формы греческой политической мысли. Фюсис, Космос, Логос. Проблема Закона божественного и закона человеческого. Софисты и проблематизация сакральных оснований политики. Платон и Аристотель – безуспешные попытки их реконструкции. Полис как гражданско-религиозная община и его кризис. Римская сакрально-политическая традиция и ее отличия от греческой. Империя как универсальный сотериологический проект. ТЕМА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАПАДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – 3: ХРИСТИАНСТВО. Христианские представления о человеке и обществе на фоне античности и иудаизма. Отличия функций политической власти в ветхозаветной и новозаветной традициях. Христианство и универсализм. Церковь и государство – соотношение экклесии и политии. Обращение Константина и проблема христианизации политического сообщества. Августиновское решение: два Града. ТЕМА 5. КАТОЛИЦИЗМ И ПОЛИТИКА. Католическая Церковь и феодализм. «Папская революция» (Г.Берман). Теория «двух мечей» и ее практические последствия. Церковь и Империя. Первые подступы к модели современного государства (modern state). Макиавеллистская революция и первые опыты десакрализации политики. ТЕМА 6. РЕФОРМАЦИЯ И ПОЛИТИКА. Политические импликации лютеранства и кальвинизма – автономизация политического. Cujus regio ejus religio. Секулярное государство как «превращенная Церковь» (Л.Дюмон), латентная сакральность в концептах «демократия» и «нация». Феномен «гражданской религии». ТЕМА 7. ПРАВОСЛАВИЕ И ПОЛИТИКА. Специфика положения восточных Церквей. Юстиниан и симфония. Идея православного Царства и ее перенос из Византии на Русь. Петровские реформы, монархия и Церковь в синодальный период. Восстановление патриаршества, большевистские гонения и современное положение православной Церкви. «Основы социальной концепции РПЦ». Патриаршество Кирилла – новейшие тенденции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные ответы (по Части 1)
    ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПЕРЕСДАЧИ: 1. Как в учениях Платона и Аристотеля политика переплетается с этикой? 2. Является ли учение из трактата «О граде Божием» отрицанием значимости светской власти у Августина Блаженного? 3. Как взаимодействуют светская и церковная власти в политической доктрине Фомы Аквинского? 4. Каков принцип соотношения частного и общего блага, провозглашенный Бернардом Мандевилем? 5. Какой формулой Томас Гоббс определяет «естественное состояние»? 6. Какие формы государства исследует Шарль Монтескьё в трактате «О духе законов»? 7. Что означает «общая воля» в политической теории Жан-Жака Руссо? 8. Почему Жан-Жак Руссо выступал против представительного правления? 9. Что такое система «сдержек и противовесов» в доктрине американских федералистов? 10. Как Джеймс Мэдисон предлагал бороться со злом, исходящим от факций? 11. В чем состоит специфика трактовки общественного договора в учении Иммануила Канта? 12. В каком смысле П.Я. Чаадаев был «западником»? 13. Можно ли считать «славянофильство» идеологией русского национализма? 14. Алексис де Токвиль – противник или сторонник демократии? 15. В чем заключается проект христианской политической философии В.С. Соловьева? 16. Почему В.С. Соловьев критиковал национализм? КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЕРЕСДАЧИ: Оценка «отлично» и соответствующие ей оценки по десятибалльной шкале (8, 9, 10 баллов) выставляется за глубокие знания всего материала курса, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых методологических концепций, точное употребление понятий, знакомство со всеми работами из списка основной рекомендованной литературы по курсу; логически последовательные, содержательные, полные, конкретные ответы на все вопросы. Оценка «хорошо» и соответствующие ей оценки по десятибалльной шкале (6, 7 баллов) выставляется за достаточно полные знания всего материала курса, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых методологических концепций, точное употребление понятий; логически последовательные, содержательные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным уточняющим вопросам. Оценка «удовлетворительно» и соответствующие ей оценки по десятибалльной шкале (4, 5 баллов) – за знание и понимание основных сюжетов из программы курса; конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах; наличие отдельных ошибок в употреблении методологических терминов; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно. Оценка «неудовлетворительно» и соответствующие ей оценки по десятибалльной шкале (1, 2, 3 балла) – за неправильный ответ или отсутствие ответа, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых сюжетов.
  • неблокирующий Первая проверочная работа по Части 1
  • неблокирующий Вторая проверочная работа по Части 1
  • неблокирующий Эссе (по Части 2)
  • неблокирующий Устные ответы (по части 2)
  • неблокирующий Устные ответы (по Части 1)
    ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПЕРЕСДАЧИ: 1. Как в учениях Платона и Аристотеля политика переплетается с этикой? 2. Является ли учение из трактата «О граде Божием» отрицанием значимости светской власти у Августина Блаженного? 3. Как взаимодействуют светская и церковная власти в политической доктрине Фомы Аквинского? 4. Каков принцип соотношения частного и общего блага, провозглашенный Бернардом Мандевилем? 5. Какой формулой Томас Гоббс определяет «естественное состояние»? 6. Какие формы государства исследует Шарль Монтескьё в трактате «О духе законов»? 7. Что означает «общая воля» в политической теории Жан-Жака Руссо? 8. Почему Жан-Жак Руссо выступал против представительного правления? 9. Что такое система «сдержек и противовесов» в доктрине американских федералистов? 10. Как Джеймс Мэдисон предлагал бороться со злом, исходящим от факций? 11. В чем состоит специфика трактовки общественного договора в учении Иммануила Канта? 12. В каком смысле П.Я. Чаадаев был «западником»? 13. Можно ли считать «славянофильство» идеологией русского национализма? 14. Алексис де Токвиль – противник или сторонник демократии? 15. В чем заключается проект христианской политической философии В.С. Соловьева? 16. Почему В.С. Соловьев критиковал национализм? КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЕРЕСДАЧИ: Оценка «отлично» и соответствующие ей оценки по десятибалльной шкале (8, 9, 10 баллов) выставляется за глубокие знания всего материала курса, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых методологических концепций, точное употребление понятий, знакомство со всеми работами из списка основной рекомендованной литературы по курсу; логически последовательные, содержательные, полные, конкретные ответы на все вопросы. Оценка «хорошо» и соответствующие ей оценки по десятибалльной шкале (6, 7 баллов) выставляется за достаточно полные знания всего материала курса, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых методологических концепций, точное употребление понятий; логически последовательные, содержательные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным уточняющим вопросам. Оценка «удовлетворительно» и соответствующие ей оценки по десятибалльной шкале (4, 5 баллов) – за знание и понимание основных сюжетов из программы курса; конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах; наличие отдельных ошибок в употреблении методологических терминов; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно. Оценка «неудовлетворительно» и соответствующие ей оценки по десятибалльной шкале (1, 2, 3 балла) – за неправильный ответ или отсутствие ответа, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых сюжетов.
  • неблокирующий Первая проверочная работа по Части 1
  • неблокирующий Вторая проверочная работа по Части 1
  • неблокирующий Эссе (по Части 2)
  • неблокирующий Устные ответы (по части 2)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    <p> О<sub>результирующая</sub> = 0.5*О<sub>Часть I</sub> + 0.5*О<sub>Часть II</sub></p> <p> О<sub>Часть I</sub> = 0.7*О<sub>пров. работы</sub> + 0.3*О<sub>эссе</sub></p> <p> О<sub>Часть II</sub> = О<sub>эссе</sub></p>
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мухаев Р. Т. - ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 190с. - ISBN: 978-5-534-00648-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-drevnego-mira-i-srednih-vekov-433966
  • Мухаев Р. Т. - ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 398с. - ISBN: 978-5-534-03039-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-novogo-i-noveyshego-vremeni-433967
  • Политология. Хрестоматия, Василик, М. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аристотель -. ; Пер. Жебелёв С. А., Под общ. ред. Доватура А.И. - ПОЛИТИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-05007-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politika-441529
  • Платон - Государство - Русайнс - 2015 - 324с. - ISBN: 978-5-4365-0254-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917137