• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Интеллектуальная культура Средневековья

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Преподаватели: Соколов Павел Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена основным фигурам и категориям средневековой интеллектуальной культуры и предполагает ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями средневековой философии; усвоение студентами основных навыков герменевтики схоластического текста: знакомство с основными путями трансляции схоластической терминологии и проблематики в раннее Новое время.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями средневековой философии; усвоение студентами основных навыков герменевтики схоластического текста: знакомство с основными путями трансляции схоластической терминологии и проблематики в раннее Новое время.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные имена, кон-цепции и труды арабских и иудейских авторов, переве-денных на латынь и сде-лавшихся известными на Латинском Западе в «вели-кую эпоху переводов»
  • Знает стратегии и способы перевода основных катего-рий corpus aristotelicum на Латинском Западе.
  • Знает основные жанры дис-путов в средневековых ев-ропейских университетах и формы аргументации в схо-ластическом тексте.
  • Знает основные концепции и категории, созданные участниками «спора об универсалиях» в раннее средневековье.
  • Знает центральные тенден-ции в истории средневеко-вой натурфилософии XII – XIV вв.
  • Знает основные категории и Wirkungsgeschichte фило-софии Луллия.
  • Знает терминологию и ос-новные направления сред-невековой философии язы-ка.
  • Знает основные концепции и категории, созданные участниками «спора об универсалиях» в позднее средневековье.
  • Знает основные этапы и термины средневековой политической философии зрелого периода.
  • Знает основные направле-ния эволюции университет-ской схоластики в XV – XVII вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Translatio studio-rum: мусульманские и иудейские интеллектуалы как посредники в рецеп-ции античной философии на латинском Западе
    Понятие “арабо-латинского средневековья”. Методы работы виднейших переводчиков и посредников: Уильям из Мербеке, Иаков Венецианский, Герард Кремонский, Шмуэль Ибн Тиббон. Центры перевода философских текстов на латынь: Толедо, двор Фридриха II. Logica vetus и logica nova: две волны рецепции аристотелизма в средневековой Европе. Роль Авиценны и псевдоэпиграфов (Theologia Aristotelis, Liber de causis) в трансляции неоплатонической философии на Латинском Западе; понятие «augustinisme avicennisant» Э. Жильсона. Аверроистский кризис 1270-х гг. Арабское философское наследие в гуманистическую эпоху: случай Агостино Нифо.
  • Тема 2. Латинский Аристотель и латинский Порфирий Боэция
    Aristoteles latinus: латинизация категорий перипатетической философии от Цицерона до Боэция. Роль комментариев Боэция в интерпретации Органона: от раннего Средневековья до Лоренцо Валлы. «Исагог» Порфирия в переводе и комментариях Боэция. Латинский Аристотель Боэция и средневековая традиция диалектики и риторики: топика Цицерона и «топические силлогизмы» Боэция.
  • Тема 3. Жанры университетского диспута и их роль в истории схоластической философии: случай disputatio de obligationibus.
    Основные жанры университетского диспута в Средние века: disputatio in parviso, disputatio in scolis, de questione, de sophismatibus, quodlibeta, inception, resumptio. Что такое disputatiodeobligationibus? Этические и коммуникативные правила схоластического диспута, их связь с институциональной структурой университетов. Nachleben схоластического диспута в протестантских университетах Европы и критика этого института в гуманистической и картезианской литературе.
  • Тема 4. Спор об универсалиях в раннее средневековье: Петр Абеляр и его оппоненты.
    История «querelle des universaux»: Порфирий и арабские авторы. Радикальный номина-лизм Росцелина Компьеньского: универсалии как flatus vocis. Позиция Гильома из Шампо. Концепция универсалий в Logica ingredientibus. Категория status у Абеляра: общая причина импозиции универсалий. Семантика и учение о бытии, мереология и логическая грамматика у Абеляра. Абеляр о ментальном языке. Учение Абеляра об интенциональности и его этика.
  • Тема 5. Средневековая философия природы: от Шартрской школы до Оксфордских калькуляторов.
    Платоновский «Тимей»: перевод Халкидия и роль в натурфилософии Шартрской школы. «Шестоднев» Теодориха Шартрского. Роль учения Аверроэса о движении в истории схо-ластической физики. Учение о природе и понятие experimentum у Роджера Бэкона и Ро-берта Гроссетеста. Интенсия и ремиссия качеств. Теории импетуса. Учения о движении У. Хейтсбери и Р. Суайнсхеда: теорема о средней скорости. Понятие возможных миров в позднесхоластической физике.
  • Тема 6. «Великое искусство» Раймунда Луллия.
    Августинистские элементы в философии Луллия: иллюминизм (превосхождение рациональной метафизики в акте божественного просвещения, у Л. именуемого также «вторым трансцендентальным переходом»), гилеморфизм духовных субстанций, отказ от идеи чистой потенциальности материи и от понимания материи как исключительного принципа индивидуации. Луллианское искусство нахождения истины и критика аверроизма. Влияние исламской философии и мистики на мысль Луллия. История ars lulliana в Средние века и эпоху Возрождения.
  • Тема 7. Схоластические теории языка.
    Теория суппозиции, спекулятивная грамматика модистов, полемика de virtute sermonis. Проблематизация теории суппозиции в logica modernorum: виды суппозиций, значение теории суппозиций для спора об универсалиях. Суппозиция, импозиция и литература о софизмах. Инсолюбилии. Связь логики, грамматики и экзегезы: случай Дж. Уиклифа, vir-tus sermonis, буквальный смысл и политические импликации экзегезы. Модисты: Боэций Дакийский, Фома Эрфуртский, Modi essendi и modi significandi: сопрос об онтологическом статусе грамматических категорий. Понятие ментального языка у Оккама. Проблема future contingentia.
  • Тема 8. Спор об универсалиях в позднем средневековье: Уолтер Бурлей, Джон Уик-лиф, Уильям Оккам.
    Скоттистское понятие distinctio formalis. Виды предикации по Уиклифу: praedicatio essen-tialis, praedicatio realis, preadicatio habitualis. Интенсиональная логика Уиклифа. Перевора-чивание порядка трансценденталий и панпропозционализм Уиклифа. Категорематические и синкатегорематические, абсолютные и коннотативные термины. Универсалии сausatione, communicatione, repraesentatione. Сущее как significabile per complexum. Понятие propositio in re.
  • Тема 9. Политическая философия зрелого средневековья: Марсилий Падуанский, Уильям Оккам.
    Средневековые комментарии к «Политике» Аристотеля. «Защитник мира» Марсилия Па-дуанского и «Труд девяноста дней» Уильяма Оккама. «Бревилоквий», «Восемь вопросов о папской власти» и «Диспут о власти Папы и императора». Диспут о францисканской бедности и концилиаризм. Понятие pax и multitudo у Марсилия Падуанского. Средневековые концепции auctoritas и potestas. Dominium и jus. «Политика Писания» Дж. Уиклифа.
  • Тема 10. Новые жанры и проблемы в схоластике XVI – XVII вв.
    Реформа метафизики в «Метафизических диспутациях» Франсиско Суареса. «Морализа-ция модальностей» в посттридентской схоластике. Коимбрский курс философии. Новые тенденции в учении о знаках. Проблема «среднего знания». Позднесхоластическая «фило-софия жизни». Путь «от метафизики к онтологии». Проблематика ens rationis.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные ответы на семинарах.
  • неблокирующий Устный ответ на один из экзаменационных вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Устные ответы на семинарах. + 0.6 * Устный ответ на один из экзаменационных вопросов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Осиновского И.Н., Ртищевой Г.А., Симоновой Н.В. - ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 463с. - ISBN: 978-5-9916-2745-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-srednih-vekov-432896

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ПЕНИОНЖЕК ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Интеллектуальная история Европы: культурное пространство ценностных значений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1A2C72D
  • Под ред. Гревса И.М., пер. Добиаш-Рождественская О. А. - ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 634с. - ISBN: 978-5-534-09833-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-francii-v-rannee-srednevekove-428757