• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Культура Германии, часть 2

Статус: Майнор
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Культура Германии. Часть II: Литература ХХ века на руинах истории» в наибольшей степени приближена к традиционному элементу программ германистики и сконцентрирована, в первую очередь, на истории немецкой литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выявление значимости тех или иных литературных событий и художественных практик для национального самосознания и культурной самоидентификации Германии
  • знакомство с основными тенденциями развития немецкого историко-литературного процесса в XX в.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать материал о национальной специфике классической немецкой литературы в контексте культуры от средневековья до ХХ в.
  • знать творчество основных авторов и их ключевые произведения, предусмотренные программой дисциплины
  • знать художественную и гуманистическую ценность немецкой классической литературы.
  • уметь ориентироваться в современных подходах к изучению немецкой литературной классики и ее роли в формировании национальных особенностей культуры
  • уметь самостоятельно характеризовать литературные эпохи Германии
  • уметь объяснять суть проблемы немецкого модерна и ее связь с зарождением современных национальных теорий ХХ в.
  • владеть навыками корректно встраивать литературные факты, явления и процессы конкретной эпохи в немецкий социокультурный, философский и историко-политический контекст
  • владеть навыками пользования научной литературы, интернет-ресурсов и приобретенными знаниями для всестороннего анализа и комментирования текстов, предлагаемых к прочтению на практических занятиях курса
  • владеть необходимой терминологией для анализа литературных и культурных особенностей Германии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Конец света»: литература немецкого экспрессионизма.
    Образы большого города, катастрофы, войны и ужаса в поэзии и драматургии Георга Тракля, Августа Штрамма, Готфрида Бенна и др. «Драма преображения» и создание утопической реальности, основанной на человеческой общности. Ассоциативные ряды, распадающийся синтаксис и реализованные метафоры как основные приемы экспрессионисткой поэтики. Эстетика литературного кабаре.
  • Первая мировая война и тема «потерянного поколения» в литературе
    Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен». Милитаризм и творчество Э. Юнгера: «В стальных грозах».
  • Немецкий модернистский роман.
    Мокументари: документальное и художественное в эстетике «новой деловитости»: творчество Альфреда Деблина. Категория абсурда в творчестве Ф. Кафки. Известные писатели и философы о Кафке (Жорж Батай, Вальтер Беньямин, Альбер Камю, Владимир Набоков). Интеллектуальный роман и традиция романа воспитания в немецкоязычной литературе: Т.Манн, Г.Гессе
  • Литература и политика
    Политизация литературной жизни в 1930-е годы. Социальная критика в литературе и левые международные писательские организации. «Эпический» театр Б.Брехта в контексте политических событий ХХ века. Э. Пискатор и политический театр. Массовая эмиграция немецких писателей после 1933 года: СССР, Франция, США, Латинская Америка. Литературные журналы и критические дискуссии в изгнании: споры о немецком культурном наследии и концепция мировой литературы. Исторический роман как средство разговора о современности: Л. Фейхтвангер. Писатель как фигура антифашистского движения. «Внутренняя эмиграция» и литература сопротивления. «Моабитские сонеты» Хаусхофера.
  • Литература послевоенной Германии
    В. Борхерт и «поколение вернувшихся». Две Германии – две литературы. «Группа 47» и возрождение немецкой литературы в ФРГ: В. Кёппен, М. Вальзер, З. Ленц и др. Литература и идеология: ключевые фигуры литературной сцены ГДР (Й. Р. Бехер, А. Зегерс, К. Вольф, Э. Штритматтер). Проза, поэзия и драматургия за пределами Германии: И. Бахман, П. Целан, Ф. Дюрренматт.
  • Нобелевские лауреаты второй половины 20-го века и современная немецкоязычная литература.
    Г. Белль и Б. Шлинк: «широкий охват действительности». Гюнтер Грасс, Уве Тимм, Уве Телькамп: литература как отражение истории. Понятие «работа с прошлым». Э. Елинек: гендер и телесность в художественном тексте. Г. Мюллер: поэзия памяти. Особенности немецкого постмодернизма. П. Зюскинд и постмодернистская версия романа о художнике. В. Зебальд и возможности интермедиальности. Конкретная поэзия: между литературой и искусством. К. Крахт и поэтика субкультур.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен