• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
2019/2020

Трансформации религии в Европе и мире XIX – XXI вв. Секуляризация, реформаторские движения и пост-секулярные культуры

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Трансформации религии в Европе и мире XIX – XXI вв. Секуляризация, реформаторские движения и пост-секулярные культуры» направлена на то, чтобы: - познакомить студентов с состоянием знаний о функциях и «удельном весе» религиозных факторов в социальной и культурной эволюции европейских обществ (от Сред-них веков до современности) - приобщить студентов к проблематике роли конфессиональных различий (и различий между христианством и не-христианскими традициями) в том, как именно религия сказывалась и сказывается на эволюции европейских и внеевропейских обществ. - помочь студентам разобраться с вопросам об исторических аспектах процессов секуляризации и де-секуляризации. - научить студентов обосновывать и анализировать вопрос о связи исторических особенностей развития России с особенностями религиозных традиций, присутствовавших и присутствующих на её территории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Трансформации религии в Европе и мире XIX – XXI вв. Секуляризация, реформаторские движения и пост-секулярные культуры» является: - познакомить студентов с состоянием знаний о функциях и «удельном весе» религиозных факторов в социальной и культурной эволюции европейских обществ (от Средних веков до современности) - приобщить студентов к проблематике роли конфессиональных различий (и различий между христианством и не-христианскими традициями) в том, как именно религия сказывалась и сказывается на эволюции европейских и неевропейских обществ. - помочь студентам разобраться с вопросам об исторических аспектах процессов секуляризации и десекуляризации. - научить студентов обосновывать и анализировать вопрос о связи исторических особенностей развития России с особенностями религиозных традиций, присутствовавших и присутствующих на её территории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические и исторические аспекты религиоведения в тесной взаимосвязи с социологией
  • Знает классические теории социологии
  • Владеет культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности
  • Владеет навыками самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала
  • Умеет применять полученные знания в рамках различных работ
  • Знает теоретические и исторические аспекты религиоведения в тесной взаимосвязи с социологией, философией, антропологией
  • Знает классические теории социологии, философии, антропологии религии
  • Умеет использовать многообразие религиоведческих теорий на материале конкретных религий
  • Знает теоретические и исторические аспекты религиоведения в тесной взаимосвязи с философией, социологией, психологией, антропологией и филологией
  • Знает классические теории социологии, психологии, феноменологии и антропологии религии
  • Знает классические теории социологии, философии, феноменологии, антропологии, психологии религии
  • Знает теоретические и исторические аспекты религиоведения в тесной взаимосвязи с социологией, философией, антропологией, психологией
  • Знает классические теории социологии, философии, феноменологии, антропологии религии
  • Знает теоретические и исторические аспекты религиоведения в тесной взаимосвязи с социологией, антропологией, философией
  • Знает классические теории социологии, феноменологии, антропологии, философии религии
  • Знает теоретические и исторические аспекты религиоведения в тесной взаимосвязи с социологией, философией
  • Знает классические теории социологии, феноменологии, философии религии
  • Знает теоретические и исторические аспекты религиоведения в тесной взаимосвязи с философией, психологией, филологией
  • Знает классические теории философии, психологии, филологии, феноменологии религии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Веберовская» и иные исследовательские традиции в изучении социальных функций религии.
    Правы ли те, кто связывает особенности западноевропейского типа развития с особенностями западного христианства? «Веберовская» традиция в современной науке.
  • Тема 2. Религиозные традиции и национализм в истории Европы.
    Религии, «этническое», «национальное», «имперское» и «наднациональное» в истории Европы в Средние века, в Новое время и теперь.
  • Тема 3. Массовые религиозные движения на рубеже XIX – XX вв. Особенности русского сектантства.
    Общая характеристика русского сектантства. Классификация сект, происхождение. Проблема источников и современная исследовательская литература. Проблема фиксации фактов и интерпретации фактов.
  • Тема 4. Феномен «богоискательства» и «новое религиозное сознание» в России XIX - XX вв.
    Социальная проблематика в православии начала XX века. Реформаторские движения в российском православии: «Голгофское христианство» и «Христианское братство борьбы» Валентина Свенцицкого. Деинституционализация православия в рамках феномена «богоискательства». Церковь Третьего Завета З. Гиппиус, Д. Мережковского.
  • Тема 5. Трансформации православия в контексте национализма.
    Политизация православия, вопросы национального самоопределения и конспирологические идеи прицерковного круга. Бытовой мистицизм. Националистические группы в православии рубежа XIX – XX вв. Участие митр. Антония (Храповицкого) в националистическом движении и последствия для сформированной под его лидерством Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Формирование обособленной общности “церковных людей” («прихрамовой среды») на материале произведений популярных проповедников рубежа XIX - XX вв. (Иоанн Кронштадтский, Никон (Рождественский)), писателей (С. А. Нилус).
  • Тема 6. Социо-культурные и экономические идеалы христианских сообществ в России XX в.
    Религиозное восприятие социалистических идей и дискуссии о реализации социализма на христианских началах. Социальный утопизм в пореволюционном протестантизме. Социальное реформаторство в старообрядчестве. Православие в поисках идеальной общины. Попытки преобразований и феномен «церковного обновления». Православные братства на рубеже XIX – XX вв. Всероссийское братство Неплюева. Отражение нерешенных социальных вопросов в повестке дня Поместного Собора 1917-1918 гг. и несостоявшиеся либеральные реформы.
  • Тема 7. Религия в политических узусах.
    Сталинизм как квазирелигия. Тоталитарные политические режимы в религиозной перспективе.
  • Тема 8. Православие как антитеза гуманистическому воззрению на мир.
    Понятие антропологического пессимизма в разных интерпретациях. Учение об искажении человеческой природы в православном богословии XX века: личное и общественное измерение. Догмат о грехопадении как политическая константа и ее проявление на уровне международных межцерковных контактов. Проблема экуменизма и антиэкуменизма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон Б., Николаева В. Г., 2001
  • Избранные произведения, Вебер М., Левиной М. И., 1990
  • Собрание сочинений: В 4 т., Федоров Н.Ф., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нации и национализм, Геллнер Э., Бердиковой Т. В., 1991