Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Психолингвистика"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Чернова Дарья Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен ознакомлению студентов с теоретическими подходами к изучению индивидуальной языковой системы носителя языка, формированию некоторых практических навыков планирования, подготовки и проведения экспериментального лингвистического исследования. В курсе будут рассмотрены некоторые аспекты порождения и восприятия речи, закономерности усвоения родного и иностранного языка, клинические исследования нарушений речи. Освоение дисциплины будет способствовать формированию таких компетенций, как способность вести исследовательскую деятельность, способность работать с информацией, способность создавать тексты различных типов для научно-исследовательских целей, способность применять в научно-исследовательской деятельности полученные знания в области теории русского языка, способность участвовать в научных дискуссиях.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с современными методиками экспериментальных исследований в области психолингвистики – науки о психических и нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих речевую деятельность человека.
Планируемые результаты обучения
- Студент формулирует представления о задачах и методах психолингвистики, знаком со структурой психолингвистического эксперимента
- Студент умеет планировать психолингвистический эксперимент, направленный на изучение структуры ментального лексикона.
- Студент владеет навыком планирования эксперимента, направленного на исследование синтаксического анализа предложения при восприятии речи.
- Студент владеет навыком планирования психолингвистического эксперимента, направленного на изучение механизмов чтения.
- Студент имеет представление о психолингвистических методиках исследования механизмов речепорождения.
- Студент владеет навыком планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение онтогенеза речи.
- Студент имеет представление о психолингвистических механизмах билингвизма, владеет навыком планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение этих механизмов.
- Студент знаком с психолингвистическими механизмами усвоения иностранного языка (иностранных языков).
- Студент имеет навык планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение процессов распада речи и представление о методиках диагностирования и реабилитации речевых нарушений.
- Студент знаком с нейробиологическими основами речи, имеет представление о методиках диагностирования и реабилитации речевых нарушений.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в психолингвистику.Методы и задачи психолингвистики, ее место в ряду других лингвистических дисциплин. Применение экспериментальных методик для проверки положений теоретической лингвистики.
- Ментального лексиконПонятие, структура. Планирование психолингвистического эксперимента.
- Синтаксический анализ предложения при восприятии речиПсихолингвистические эксперименты, направленные на изучение процессов синтаксического анализа.
- Восприятие связного текстаМеханизмы восприятия связного чтения. Построение эксперимента.
- Экспериментальные исследования порождения речи.Исследования порождения речи. основные представители. Структура эксперимента.
- Онтолингвистика.Детская речь как объект лингвистического анализа.
- БилингвизмПонятие. Подходы к изучению. Представления о психологических механизмах формирования.
- Усвоение иностранного языка.Психолингвистические эксперименты по усвоению иностранного языка. Основные исследователи. Структура самостоятельного эксперимента.
- Клиническая лингвистика.Исследования нарушений речи. Речь при афазии. Методики диагностирования афазии. Методики реабилитации пациентов с афазией.
- Клиническая лингвистика.Исследование нарушений речи у детей. Алалия. Дислексия и дисграфия. Нарушения речи, сопутствующие другим заболеваниям.
Элементы контроля
- Письменные работыНебольшие письменные работы по темам курса, проверяющие усвоение материала. Выполняются письменно в аудитории при обучение оффлайн и письменно дистанционно при обучении онлайн. В последнем случае преподаватель направляет студентам задание по почте и не позднее указанного срока студент обязан прислать выполненное задание препеодавателю на электронную почту для проверки.
- ЭкзаменВыполняется письменно в аудитории. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения экзаменационного задания – 90 минут
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gernsbacher, M. A., & Traxler, M. J. (2006). Handbook of Psycholinguistics (Vol. 2nd ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187294
- Глухов В. П. - ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-00480-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psiholingvistika-433566
Рекомендуемая дополнительная литература
- Helen E Moss, Lorraine K Tyler, & Kirsten I Taylor. (n.d.). Chapter for Oxford Handbook of Psycholinguistics Address for Correspondence. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CFA1A44
- Водак, Р. (2011). Критическая Лингвистика И Критический Анализ Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25BC677A