• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Физическая культура

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция (очно-заочное обучение))
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс сконцентрирован на формировании физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности. В ходе преподавания курса студент ознакомится с влиянием оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек. Студент приобретет навыки организации режима дня в соответствии с критериями здорового образа жизни, получит опыт применения средств физической культуры для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды Сфера применения знаний, полученных в ходе изучения курса: управление самостоятельными занятиями с учётом будущей профессиональной деятельности; творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях; саморегуляция своего психофизического состояния.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет использовать знания по физической культуре в планировании режима дня, в социальной и профессиональной деятельности
  • Знает влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек
  • Дает четкие определения основных понятий, терминов в сфере физической культуры
  • развитие скоростных, координационных способностей, гибкости, и приоритетное развитие общей, специальной выносливости и силовых способностей в соответствии со студенческим возрастом, а также совершенствование телосложения, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма
  • Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Физическая культура в профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни человека и его отражение в профессиональной деятельности
    Физическая культура как термин и социальное явление, её функции. Виды физической культуры. Физическое воспитание, спорт, двигательная рекреация и двигательная реабилитация: понятие, функции, особенности зарождения в обществе, их значение в различные периоды жизни человека. Цель, задачи, звенья, основы системы формирования физической культуры личности. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования. Основные положения содержания и организации физического воспитания в высших учебных заведениях. Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика студенческого возраста. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в течение учебного дня, семестра (модуля), учебного года, сессионного периода; факторы её определяющие. Средства регулирование работоспособности и профилактики утомления у студентов в разные периоды учебного года. Понятие «образ жизни», «здоровый образ жизни», «качество жизни». Компоненты здорового образа жизни. Гиподинамия и гипокинезия. Роль двигательной активности в жизни современного человека. Вредные привычки и их влияние на личное и социальное здоровье человека..
  • Медико-биологические основы формирования физической культуры личности студентов высших учебных заведений
    Опорно-двигательный аппарат человека. Изменения в опорно-двигательном аппарате под влиянием физических упражнений. Мышечная система и ее функции. Изменения мышечной системы под влиянием физических упражнений. Кровь: ее состав, объем и функции. Функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и их изменения при мышечной деятельности. Кровообращение: сердце и сосуды. Артериальное давление. Особенности кровообращения в скелетных мышцах при статической и динамической работе. Внешнее дыхание, его основные показатели. Изменения дыхания при мышечной работе. Потребление кислорода, кислородный запрос и кислородный долг. Основы организации рационального режима питания. Гигиена закаливания. Биологические ритмы и их влияние на физическую и умственную работоспособность. Резервные возможности организма, их характеристика и классификация, значение в физической культуре и спорте. Формы проявления и резервы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
  • Общетеоретические основы формирования физической культуры личности студентов высших учебных заведений
    3.1. Широкое обшее физическое воспитание студентов Понятие «физическое воспитание». Задачи физического воспитания студентов. Общие и дидактические принципы системы физкультурного образования. Основные и дополнительные средства физического воспитания. Классификации физических упражнений. Двигательные умения и двигательные навыки. Методы обучения двигательным действиям. Структура процесса обучения двигательным действиям. Нагрузка физического упражнения, её параметры; отдых, его разновидности. Зоны интенсивности и энергозатраты различных физических нагрузок. Методы развития двигательных способностей. Основы методики совершенствования двигательных способностей человека. Формы построения занятий физическими упражнениями. Структура занятий урочного типа. Подготовительная, основная и заключительная части: их значение, особенности содержания. Педагогический контроль на занятиях физического воспитания. Виды и значение занятий неурочного типа. Самостоятельные занятия. Содержание, планирование, организация самостоятельных занятий физическими упражнениями разной направленности. Самоконтроль. Дневник самоконтроля. Основы методики физического воспитания взрослых. 3.2. Специализированное (спортивное) направление подготовки студентов Понятие «спорт», его классификации. Социальное, научное, психологическое значение спортивных достижений. Принципы спортивной тренировки. Физическая, техническая, тактическая, интеллектуальная, интегративная виды подготовки спортсмена. Структура спортивной тренировки: макро-, мезо-, микроциклы. Предстартовые состояния, способы их регуляции. Утомление, переутомление, перетренированность. Восстановление работоспособности организма. Педагогические, медико-биологические, психологические средства восстановления. Гендерные аспекты методики занятий физическими упражнениями. Врачебный и педагогически контроль. Студенческий спорт: задачи, содержание, организационные основы. Общественные студенческие спортивные организации. Виды студенческих соревнований
  • Профессионально-прикладная физическая подготовка как вид специализированного направления системы формирования физической культуры личности студентов высших учебных заведений
    Понятие ППФП. Профессиограмма. Профессиональная «Я-концепция». Психологическая структура профессиональной деятельности. Группы труда. Типичные заболевания работников умственного труда. Профилактика профессиональных заболеваний основными и дополнительными средствами физической культуры. Профессиональное выгорание. Основы методики ППФП работников умственного труда: задачи, средства, методы. Формы ППФП (вводная гимнастика, производственная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза): задачи, средства, особенности организации и проведения. Корпоративный спорт.
  • Оздоровительная гимнастика
  • Атлетическая гимнастика
  • Баскетбол
  • Волейбол
  • Мини-футбол
  • Самооборона и рукопашный бой
  • Армспорт
  • Настольный теннис
  • Туризм
  • Легкая атлетика
  • Художественная и эстетическая гимнастика
  • Шахматы
  • Адаптивная и лечебная физическая культура (АФК и ЛФК)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Допуск к посещению занятий ФК и аттестация по дисциплине, осуществляется на основании пройденного медицинского осмотра и получения заключения о принадлежности студента к группе здоровья (основная, подготовительная, специальная А или специальная Б). Без медицинского заключения, студент не допускается к аттестации по дисциплине «Физическая культура». Студенты, имеющие специальную медицинскую группу А, посещают занятия по ЛФК. Студенты, имеющие специальную медицинскую группу Б, посещают занятия в группах ЛФК в медицинской организации с предоставлением справки о посещении занятий в текущем семестре. При абсолютных противопоказаниях занятий любой физической культурой 100 % посещение лекций (по 4 часа в каждом семестре) и написание реферата выполняют на зачете.
  • неблокирующий Тестирование физических качеств
    Студенту необходимо выполнить все контрольные нормативы на оценку «зачтено», для получения зачета по дисциплине «Физическая культура». Допуск к посещению занятий и аттестация по дисциплине осуществляются на основании пройденного медицинского осмотра и получения заключения о принадлежности студента к группе здоровья (основная, подготовительная, специальная А или специальная Б). Без медицинского заключения, студент не допускается к аттестации по дисциплине «Физическая культура».
  • неблокирующий Реферат
    По дисциплине «Физическая культура» принята безоценочная система подведения итогов промежуточной\итоговой аттестации. (п. 96 Приложения к приказу НИУ ВШЭ от 19.08.2014 г. № 6.18.1-01/1908-02)/ Требования к оформлению рефератов по дисциплине «Физическая культура» 1. Реферат представляется в электронном виде на корпоративную почту преподавателя, ответственного за занятия групп лечебной физической культуры (ЛФК), одновременно с отсканированной медицинской справкой. 2. Объем реферата от 15 стр. текста (14 кегль, 1,5 интервала, включая таблицы и рисунки). 3. Формат страницы – А4, книжная ориентация. Поля 2,5 см со всех сторон. 4. Шрифт Times New Roman, цвет шрифта - чёрный, размер 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный. 5. Список использованной литературы под заголовком «Литература» располагается в конце реферата. 6. Список литературы должен оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. 7. В тексте ссылки нумеруются в квадратных скобках. Рекомендуется использовать не более 10 – 15 литературных источников последних 15 лет. Ссылки нумеруются строго в алфавитном порядке. Все работы одного автора нужно указывать по возрастанию годов издания. 8. Титульный лист оформляется по стандартам, принятым в НИУ ВШЭ. Фамилия, имя, отчество указывается полностью. Название файла должно включать фамилию, группу, год, номер работы в случае выполнения двух и более рефератов в течение года. Пример: «Иванов_БСЦ141_2015_1». 9. Все рефераты проверяются системой Антиплагиат. Оцениваются рефераты, имеющие общую оценку оригинальности не ниже 50 %.
  • неблокирующий Зачет
    Итоговая оценка для студентов, освобожденные от занятий физической культурой, (специальная группа Б) выставляется в ведомость на основании оценки за реферат или онлайн курс. Допуск к посещению занятий и аттестация по дисциплине осуществляются на основании пройденного медицинского осмотра и получения заключения о принадлежности студента к группе здоровья (основная, подготовительная, специальная А или специальная Б). Без медицинского заключения, студент не допускается к аттестации по дисциплине «Физическая культура».
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка для основной и подготовительной группы: Посещаемость х 0.5 + 4 норматива х 0.5. Итоговая оценка для специальной подгруппы: посещаемость занятий в группах ЛФК х 0.5 + посещаемость теоретических занятий х 0.5. Итоговая оценка для специальной подгруппы Б: Занятия в группах ЛФК в медицинской организации с предоставлением справки о посещении занятий в текущем семестре х 0.3 + посещение лекций х 0.3 + реферат х 0.4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Муллер А. Б. [и др.]-ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-424-Бакалавр. Прикладной курс-978-5-534-02483-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/fizicheskaya-kultura-431985
  • Физическая культура : учебник / Виленский М.Я. под ред. и др. — Москва : КноРус, 2018. — 423 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-06182-4. — URL: https://book.ru/book/925962 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Физическая культура: учебное пособие / Чертов Н.В. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2012. - 118 с. ISBN 978-5-9275-0896-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/551007
  • Физическая культура. Лекции : учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Малейченко [и др.]. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 159 с. - ISBN 978-5-238-02982-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027339 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027339

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / Виленский М.Я., Горшков А.Г. — Москва : КноРус, 2016. — 240 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-04588-6. — URL: https://book.ru/book/917008 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.