• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Психология обучения разных возрастов

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Комарова Наталья Михайловна, Кондратьева Нина Леонидовна, Обухов Алексей Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Когда и как мы начали учиться? Что такое учиться? Как развитие соотносится с обучением? Как можно чему-то научиться через действие или в игре? Почему младшие школьники учатся с большей охотой нежели подростки? Поиском ответа на этот вопрос занимается возрастная психология. Какие особенности современного школьника стоит учитывать учителям, как работать с современным студентом? Какие психологические особенности развития познавательного интереса и мотивации к учебе нужно знать, а также какими приемами достигать этих целей. Курс возрастной психологии поможет ответить на эти вопросы. Кроме того, студенты поймут, почему в учебе происходят те или иные сложности с точки зрения психологической науки. Курс предполагает практические занятия - сценирование и проведение студентами занятий на группе с учетом возрастных особенностей учащимся, которым они адресованы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний о психологических основах обучения и представления и возрастных особенностях создания образовательной ситуации и организации познавательной и учебной деятельности на разных этапах онтогенеза; отработка умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; развитие опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации с разными возрастными группами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осознание роли фактора соревновательности и кооперативности в обучении и понимание проявлений основных социально-психологических феноменов в малой группы
  • Понимание взаимосвязи, но не тождественности обучения и развития, дидактики и матетики
  • Понимание движения как источник обучения в раннем детстве
  • Понимание подходов и методов обучения в старости
  • Понимание подходов и методов обучения взрослых
  • Понимание подходов и методов обучения студентов
  • Понимание природы игры и овладение принципами ее применения в решении задач обучения
  • Понимание природы учебной деятельности и ее соотношения с игровой, а также социальной ситуацией развития
  • Понимание психологии жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
  • Понимание роли дополнительного и информального образования, вариативности их форматов для обучения детей и подростков
  • Понимание соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
  • Понимание соотношения обучения и общения в подростковом возрасте.
  • Представление о деятельностном подходе в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Учить и учиться. От «Дидактики» к «Learning to Learn»
  • Тема 2. Модели деятельностного обучения и обучения через открытия: от детского сада до вуза
  • Тема 3. Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
  • Тема 4. Дифференциальная психология образования: специальное обучение и инклюзия в образовании. Персонализация обучения
  • Тема 5. Психология обучения и развития: раннее детство – от действия к мысли
  • Тема 6. Психология обучения и развития: дошкольное детство – игра и познавательная активность
  • Тема 7. Психология обучения и развития: младший школьник – учебная деятельность и/или игра
  • Тема 8. Психология обучения и развития: отрочество – общаться и/или учиться?
  • Тема 9. Дополнительное образование детей и подростков
  • Тема 10. Психология обучения и развития: юность – самоопределение
  • Тема 11. Психология обучения и развития: молодость – профессиональное обучение и вовлеченность
  • Тема 12. Психология обучения и развития: чему и как могут учиться взрослые?
  • Тема 13. Психология обучения и развития: активное долголетие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные самостоятельные работы
  • неблокирующий Анализ проведенного практического занятия
  • неблокирующий Письменные самостоятельные работы
  • неблокирующий Анализ проведенного практического занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Письменные самостоятельные работы + 0.5 * Анализ проведенного практического занятия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Симановский А. Э. - ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 121с. - ISBN: 978-5-534-07241-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obucheniya-i-vospitaniya-441794

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Савенков А. И. - ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 251с. - ISBN: 978-5-534-01046-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obucheniya-434027