• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Литературный нарратив в социокультурных коммуникациях

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Литературные нарративные модели активно функционируют и за рамками литературы. Выявим, какие из них свойственны современному общественно-политическому дискурсу, а какие наиболее востребованы в рекламе. Отдельное внимание уделим меметике как особой области взаимодействия литературы и медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель – проследить функционирование литературных нарративных моделей в социокультурных и политических коммуникациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать Понятие нарратива. Отличие нарратива от дискурса, а текста от произведения. Различные нарративные модели в литературе. Формальная школа: В. Я. Пропп и «Морфология сказки».
  • Уметь находить в нарративе функции действующих лиц по В.Я. Проппу, создать актантные схемы и семиотические квадраты по Ж. Греймасу.
  • Знать магистральные сюжеты мировой литературы и «вечные образы», использование литературных метафор в экономике и политике. понятие архетипа в литературе и психологии, теорию архетипов К.Г. Юнга.
  • Уметь анализировать нарратив с помощью теории архетипов.
  • Знать основные характеристики интертекстуальности и уметь находить их проявления в различных текстах. Знать определение мема как единицы культуры. Уметь создавать примеры мемов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.Нарративные модели в социокультурной коммуникации.
    Понятие нарратива. Отличие нарратива от дискурса, а текста от произведения. Различные нарративные модели в литературе. Формальная школа: В. Я. Пропп и «Морфология сказки»: 7 персонажей и 31 функция действующих лиц. Валентности персонажей. Рекламная коммуникация как сюжет волшебной сказки. Актантная схема Ж.А. Греймаса и семиотический квадрат. Использование актантной схемы в социокультурной и политической коммуникации.
  • Тема 2. Литературные архетипы в медиа.
    Магистральные сюжеты мировой литературы и «вечные образы»: типология. Использование литературных метафор в экономике и политике. Дж. Фрэзер «Золотая ветвь». Понятие архетипа в литературе и психологии. К.Г. Юнг и теория архетипов. Дж. Кэмпбелл «Тысячеликий герой»: концепция и сюжетная структура. Влияние теории Кэмпбелла на литературу и культуру. Архетипы Кэмпбелла в трактовке Дж. Лукаса: «Звездные войны».
  • Тема 3. Постмодернизм и интертекстуальность.
    Интертекстуальность в литературе. Х.Л. Борхес и У. Эко «Имя розы». Понятие постмодернизма и его основные признаки в «Заметках на полях Имени розы» У. Эко. Интертекстуальность и медиа. Феномен мема: различные трактовки понятия. Мем как единица культуры, его коммуникативная функция. Мем как разновидность коммуникативного вируса и его трансформации в медиа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Васильев А.Д. — Интертекстуальность: прецедентные феномены: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-9765-1591-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/119319
  • Matheson, D. (2005). Media Discourses : Analysing Media Texts. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234023
  • Weller, R. C. (2017). 21st-Century Narratives of World History : Global and Multidisciplinary Perspectives. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1632505

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2050-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/74608
  • - Киреева Н.В. — Постмодернизм в зарубежной литературе: учеб.комплекс для студентов-филологов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-89349-613-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/125341
  • Caldwell, J. T., & Everett, A. (2015). New Media : Theories and Practices of Digitextuality. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=877483
  • De, Fina, Anna, and Alexandra Georgakopoulou. The Handbook of Narrative Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3563935.
  • Smith, K. (2005). Handbook of Visual Communication : Theory, Methods, and Media. Mahwah, N.J.: Taylor & Francis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=530336
  • Viviès, J., & Davison, C. (2016). English Travel Narratives in the Eighteenth Century : Exploring Genres. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1480171