• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Цифровые медиа для будущего

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Абрамов Роман Сергеевич, Качкаева Анна Григорьевна, Кирия Илья Вадимович, Колчина Анна Сергеевна, Кушкин Никита Александрович, Тихомирова Татьяна Борисовна, Шомова Светлана Андреевна, Якунина Анастасия Димитриевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Задача курса – познакомить слушателей с изменениями, связанными с дигитализацией повседневности («оцифровка жизни», «оцифровка самовыражения», «цифровое поколение»»), с технологическими тенденциями развития современных медиа, меняющимися бизнес-моделями, методологией создания новых СМИ, тенденциями мультимедиатизации и влияния медиа на культурные практики. В рамках курса делается упор как на теоретические аспекты философии «цифрового образа жизни» и цифровизации креативных индустрий, что позволяет студентам понять суть происходящей технологической медиареволюции и социальных трансформаций, связанных с ней, так и на практический аспект применения «цифровых моделей» в сфере современной коммуникации, повседневной жизни и творческой самореализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формировать базовые представления о политическом, социальном, экономическом аспектах цифровых медиа, влиянии цифровой среды на будущее журналистики и других креативных индустрий в процессе цифровизации и медиатизации.
  • Познакомить с особенностями и проблемами перехода на цифру так наываемых традиционных (старых) медиа, понятиями «цифровое поколение», «цифровая экономика», «цифровой разрыв», “ цифровые экосистемы”, “цифровые платформы”, медиапотребеление в цифровой среде.
  • Познакомить с базовыми представлениями о работе создателя контента/ журналиста в цифровой среде и функционирования мультимедийной редакции.
  • Познакомить с понятием «открытые данные», с областью применения «больших данных» в разных сферах экономики, науки, коммуникаций, журналистики.
  • Познакомить с особенностями «дата-журналистики», особенностями применения данных в аналитической и расследовательской журналистике, специфики и инструментов визуализации данных.
  • Сформировать представления о процессе работы в цифровых креативных индустриях (сбор, анализ, структурирование, упаковка информации для подготовки журналистских материалов для разных медиаплатформ; продюсирование и сторителлинг в смежных областях – социальные, просветительские проекты, музейные проекты и проекты онлайн образования и др).
  • Сформировать базовые представлениия о создании информационных и иных текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов в цифровой среде.
  • Сформировать навыки индивидуальной и групповой работы над мультимедийными материалами и цифровыми проектами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Публично представляет результаты своей работы.
  • Готовит презентации и публичные выступления.
  • Использует специфику наиболее распространенных форматов представления цифрового контента.
  • Ищет, проверяет, систематизирует информацию по заданной теме.
  • Работает в группе по сформулированной схеме с учетом распределения обязанностей.
  • Работает с большими данными.
  • Выбирает информационные поводы и темы для историй/сюжетов/проектов.
  • Называет составляющие создания журналистского материала и материалов для других цифровых (не СМИ) площадок.
  • Создает материал в текстовом, фото‐, аудио‐, видео- и мультимедиа формате.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философия цифровизации. Вызовы и проблемы
  • Власть коммуникации. Глобальное сетевое общество и сетевое государство
  • «Цифровое поколение» и новая социальная ситуация
  • Экосистема медиапространства России. Кейс цифровизации телевещательной отрасли.
  • «Цифра» в аудиовизуальной индустрии
  • Особенности «языка» аудиовизуальной коммуникации и будущее журналистики
  • Дата-журналистика
  • Медиа нового поколения и медиа-арт
  • «Цифровизация» в экономике впечатлений: культурные индустрии
  • «Полимедиа» и мультиканальные медиа
  • Социальные медиа и их аудитория
  • Медиаэкология, медиобразование, медиаграмотность в цифровую эпоху
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Медиапотребление семьи
  • неблокирующий Мини-рецензия медапредпочтений семьи
  • неблокирующий Хакатон
    Цель — в режиме командной работы — дать обзорное представление о видах данных, источниках их появления, ресурсах для размещения; научить искать, фильтровать, очищать данные для дальнейшей работы; дать представление о способах и инструментах визуализации, научить создавать инфографику, визуализированные спецпроекты (в том числе расследования), рассказывать истории на основе данных Формат хакатона — помимо работы с данными и их визуализацией — позволяет отработать навыки публичных презентаций. Перед днем хакатона студенты работают над спецпроектом в течение нескольких дней под руководством менторов (консультантов-преподавателей и практиков). В день хакатона команды создают визуализацию и презентуют проекты.
  • неблокирующий Эссе в виде мини-рецензии
  • неблокирующий Итоговый цифровой мультимедийный проект
  • неблокирующий Посещаемость семинаров
  • неблокирующий Презентация креативных индустрий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Мини-рецензия медапредпочтений семьи + 0.3 * Итоговый цифровой мультимедийный проект + 0.1 * Презентация креативных индустрий + 0.1 * Посещаемость семинаров + 0.1 * Эссе в виде мини-рецензии + 0.1 * Медиапотребление семьи + 0.2 * Хакатон
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дзялошинский, И. М. Современное медиапространство России : учебное пособие / И. М. Дзялошинский. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 312 с. — ISBN 978-5-7567-0890-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97220 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Майер-Шенбергер В., Кукьер К. - Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 240с. - ISBN: 978-5-91657-936-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62171
  • Флорида Р. - Креативный класс. Люди, которые создают будущее - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 420с. - ISBN: 978-5-00057-733-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91745