2021/2022





Прикладные исследования в интересах бизнеса и НКО
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт прикладных политических исследований
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Касамара Валерия Александровна,
Корнеева Ирина Евгеньевна,
Краснопольская Ирина Игоревна,
Скокова Юлия Аркадиевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Курс подготовлен для тех, кто заинтересован в исследовательской деятельности в интересах бизнеса и некоммерческих организаций (НКО). Как можно избежать ситуации, когда организация проводит исследование ради исследования? Для каких управленческих целей нужно проводить исследование и как результаты будут использоваться в работе организации? Курс структурирован по основным задачам, которые бизнес и НКО могут решить с помощью прикладных исследований. Решаемые задачи касаются изучения запросов и характеристик целевой аудитории, в т.ч. потенциальной, характеристик и особенностей работы с волонтерами, привлечения денежных средств и работы с донорами, оценки эффективности и социального эффекта реализуемых программ, программ корпоративной социальной ответственности и т.д. Для каждой группы задач будут рассмотрены основные подходы и методы исследования, рассмотрено, какие управленческие выводы можно сделать основе полученных результатов. Помимо анализа прикладных исследований в курсе рассматривается некоммерческий сектор с теоретической точки зрения. Представлены основные теоретические подходы к изучению гражданского общества и некоммерческого сектора в междисциплинарном контексте и их роли в социальных и политических процессах России и других стран.
Цель освоения дисциплины
- дать представление о состоянии и характеристиках некоммерческого сектора и роли НКО в социальной и политической сферах
- познакомиться с разнообразием прикладных задач в работе НКО и бизнеса, которые могут быть решены с помощью исследований
- сформировать навыки определения исследовательской и управленческих задач в интересах НКО и бизнеса, навыки применения основных исследовательских инструментов для решения прикладных задач НКО
Планируемые результаты обучения
- выделять управленческие и исследовательские задачи в интересах НКО и бизнеса
- знать основные характеристики некоммерческого сектора и его функции в социальной и политической сферах
- способны написать программу и дизайн исследования для решения разных типов прикладных задач
- уметь формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты
- уметь формулировать и представлять результаты прикладных исследований и рекомендации в рамках публичной презентации
Содержание учебной дисциплины
- Бизнес и предпринимательство в России.
- Бизнес как тип заказчика исследовательского и аналитического продукта. Бизнес-акторы как агенты социальных изменений.
- Постановка задач исследования в интересах бизнес-заказчика: трансформация проблем, задач и видения бизнеса в цели и задачи исследования. Аудитории исследования в проекте для бизнес-заказчика: внутренние и внешние целевые группы. Формы взаимодействия и стандарты коммуникации.
- Экспертиза коммуникационных процессов для бизнес-задач: цикл исследования, аналитические практики, представление результатов.
- Разработка и реализация GR-проектов в интересах бизнеса: цикл исследования, аналитические практики, представление результатов.
- Оценка рисков ведения бизнеса.
- Разработка и реализация проектов в области корпоративной социальной ответственности (КСО).
- Аналитика бизнес-процессов и различных массивов данных в интересах-бизнеса: цикл исследования, аналитические практики, представление результатов.
- Теоретическое понимание некоммерческого сектора и гражданского сектора, роль и функции в социальной и политической сферах. Количественные характеристики некоммерческого сектора в России и за рубежом.
- Государственная политика по отношению к НКО. Инфраструктура поддержки НКО, волонтерства и социального предпринимательства
- Организация прикладного исследования для НКО. Бриф на проведение исследования. Бюджет и план-график исследовательского проекта. Некоммерческая организация как как заказчик исследования: возможности и ограничения.
- Исследования по отдельным задачам НКО (1). Изучение целевой аудитории и внешней среды. Оценка потребностей и характеристика основных стейкхолдеров НКО: благополучателей, доноров, волонтеров, местного сообщества и пр. Изучение мотивации. Оценка уровня удовлетворенности и лояльности. Изучение факторов макросреды (PEST-анализ). SWOT-анализ, анализ конкурентов.
- Исследования по отдельным задачам (2). Оценка эффективности коммуникаций. Тестирование коммуникационных и фандрайзинговых сообщений, названия, логотипа и т.д. Методы оценки digital-рекламы.
- Исследования по отдельным задачам (3). Мониторинг и оценка в НКО. Основные подходы и виды оценки эффективности проектов НКО. Основные стейкхолдеры. Отчет по результатам оценки.
- Возможности применения цифровых технологий в работе НКО. Веб-аналитика для сайта НКО (Google Analytics, Яндекс.Метрики). Мониторинг социальных медиа. Большие данные в прикладных исследованиях в НКО.
- Подготовка отчета по результатам исследования. Особенности представления негативных результатов. Использование результатов исследований в написании заявок на гранты и PR.
Элементы контроля
- Анализ статьи/кейса
- Разработка дизайна исследования для решения конкретной управленческой задачи бизнеса
- Разработка дизайна исследования для решения конкретной управленческой задачи НКО
- Посещаемость лекций и семинаров
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Анализ статьи/кейса + 0.3 * Разработка дизайна исследования для решения конкретной управленческой задачи бизнеса + 0.1 * Посещаемость лекций и семинаров + 0.3 * Разработка дизайна исследования для решения конкретной управленческой задачи НКО
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гринберг, Т. Э. Политические технологии : учебное пособие / Т. Э. Гринберг. — 3-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 272 с. — ISBN 978-5-7567-0952-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112500 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Соловьев, А. И. Политология : учебное пособие / А. И. Соловьев. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 242 с. — ISBN 978-5-7567-0909-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97258 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Глотов М. Б. - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 131с. - ISBN: 978-5-534-09523-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologicheskoe-issledovanie-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-428055