• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Прикладные исследования в интересах бизнеса и НКО

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс подготовлен для тех, кто заинтересован в исследовательской деятельности в интересах бизнеса и некоммерческих организаций (НКО). Как можно избежать ситуации, когда организация проводит исследование ради исследования? Для каких управленческих целей нужно проводить исследование и как результаты будут использоваться в работе организации? Курс структурирован по основным задачам, которые бизнес и НКО могут решить с помощью прикладных исследований. Решаемые задачи касаются изучения запросов и характеристик целевой аудитории, в т.ч. потенциальной, характеристик и особенностей работы с волонтерами, привлечения денежных средств и работы с донорами, оценки эффективности и социального эффекта реализуемых программ, программ корпоративной социальной ответственности и т.д. Для каждой группы задач будут рассмотрены основные подходы и методы исследования, рассмотрено, какие управленческие выводы можно сделать основе полученных результатов. Помимо анализа прикладных исследований в курсе рассматривается некоммерческий сектор с теоретической точки зрения. Представлены основные теоретические подходы к изучению гражданского общества и некоммерческого сектора в междисциплинарном контексте и их роли в социальных и политических процессах России и других стран.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление о состоянии и характеристиках некоммерческого сектора и роли НКО в социальной и политической сферах
  • познакомиться с разнообразием прикладных задач в работе НКО и бизнеса, которые могут быть решены с помощью исследований
  • сформировать навыки определения исследовательской и управленческих задач в интересах НКО и бизнеса, навыки применения основных исследовательских инструментов для решения прикладных задач НКО
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные характеристики некоммерческого сектора и его функции в социальной и политической сферах
  • выделять управленческие и исследовательские задачи в интересах НКО и бизнеса
  • способны написать программу и дизайн исследования для решения разных типов прикладных задач
  • уметь формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты
  • уметь формулировать и представлять результаты прикладных исследований и рекомендации в рамках публичной презентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бизнес и предпринимательство в России.
  • Бизнес как тип заказчика исследовательского и аналитического продукта. Бизнес-акторы как агенты социальных изменений.
  • Постановка задач исследования в интересах бизнес-заказчика: трансформация проблем, задач и видения бизнеса в цели и задачи исследования. Аудитории исследования в проекте для бизнес-заказчика: внутренние и внешние целевые группы. Формы взаимодействия и стандарты коммуникации.
  • Экспертиза коммуникационных процессов для бизнес-задач: цикл исследования, аналитические практики, представление результатов.
  • Разработка и реализация GR-проектов в интересах бизнеса: цикл исследования, аналитические практики, представление результатов.
  • Оценка рисков ведения бизнеса.
  • Разработка и реализация проектов в области корпоративной социальной ответственности (КСО).
  • Аналитика бизнес-процессов и различных массивов данных в интересах-бизнеса: цикл исследования, аналитические практики, представление результатов.
  • Теоретическое понимание некоммерческого сектора и гражданского сектора, роль и функции в социальной и политической сферах. Количественные характеристики некоммерческого сектора в России и за рубежом.
  • Государственная политика по отношению к НКО. Инфраструктура поддержки НКО, волонтерства и социального предпринимательства
  • Организация прикладного исследования для НКО. Бриф на проведение исследования. Бюджет и план-график исследовательского проекта. Некоммерческая организация как как заказчик исследования: возможности и ограничения.
  • Исследования по отдельным задачам НКО (1). Изучение целевой аудитории и внешней среды. Оценка потребностей и характеристика основных стейкхолдеров НКО: благополучателей, доноров, волонтеров, местного сообщества и пр. Изучение мотивации. Оценка уровня удовлетворенности и лояльности. Изучение факторов макросреды (PEST-анализ). SWOT-анализ, анализ конкурентов.
  • Исследования по отдельным задачам (2). Оценка эффективности коммуникаций. Тестирование коммуникационных и фандрайзинговых сообщений, названия, логотипа и т.д. Методы оценки digital-рекламы.
  • Исследования по отдельным задачам (3). Мониторинг и оценка в НКО. Основные подходы и виды оценки эффективности проектов НКО. Основные стейкхолдеры. Отчет по результатам оценки.
  • Возможности применения цифровых технологий в работе НКО. Веб-аналитика для сайта НКО (Google Analytics, Яндекс.Метрики). Мониторинг социальных медиа. Большие данные в прикладных исследованиях в НКО.
  • Подготовка отчета по результатам исследования. Особенности представления негативных результатов. Использование результатов исследований в написании заявок на гранты и PR.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Разработка дизайна исследования для решения конкретной управленческой задачи бизнеса
  • неблокирующий Разработка дизайна исследования для решения конкретной управленческой задачи НКО
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Письменный экзамен + 0.15 * Разработка дизайна исследования для решения конкретной управленческой задачи бизнеса + 0.15 * Разработка дизайна исследования для решения конкретной управленческой задачи НКО
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гринберг Т.Э. - Политические технологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 520600 и специальности 021400 «журналистика» - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 272с. - ISBN: 978-5-7567-0952-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/112500
  • Соловьев А.И. - Политология: учебник для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 242с. - ISBN: 978-5-7567-0909-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97258

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глотов М. Б. - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 131с. - ISBN: 978-5-534-09523-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologicheskoe-issledovanie-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-428055