• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Визуальная социология как средство исследования современной культуры. Кино как социологический текст

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является одновременно практикумом по исследованию социальнокультурной жизни современного общества, все более визуализирующегося. Сколько у вас фотографий в телефоне? Для вас важно ими делиться? Как давно вы рассматривали фотографии в семейном альбоме? Вы его оцифровали? Фотоизображения (их изготовление, рассматривание) сегодня включены практически во все социальные действия. Как новые технические средства влияют на этот процесс? В чем социальный и культурный смысл этих процессов? Данный раздел курса знакомит с теориями и методами визуальной социологии, работающей с фотоизображениями. Он предполагает, помимо обсуждения теоретического материала и известных социологических фотопроектов, практические занятия, обсуждение своих проектов (профессиональные навыки и техника фотографирования для этого курса не требуются). Часть данного курса «Кино как социологический текст» направлена на развитие у студентов навыков социологического мышления и применения социологических понятий при анализе различных явлений и событий с помощью социологического анализа кинотекстов. Занятия по этой части курса предполагают предварительный просмотр специально отобранных кинофильмов и их последующий анализ и обсуждение. Студенты смогут лучше понять мир современной урбанизированной культуры, изменения в социальных институтах современного общества, зависимость человеческих Я и биографий от социальной среды, в которой они формируются, такие явления как глобализация, война, преступность и др. В курсе отдельное внимание уделено обсуждению методологических аспектов визуального анализа, связанных с фиксацией и последующей интерпретацией визуальных объектов Данный курс является четвертым, завершающим разделом майнора «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам». Он развивает освоенные ранее положения социологии культуры, потребления, медиа и фокусирует внимание на визуальных аспектах современной культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Визуальная социология как средство исследования современной культуры. Кино как социологический текст» являются: получение систематизированных знаний о современных феноменах визуальной культуры; интерпретация визуальных данных, в том числе кинодокументов, с точки зрения основных теоретических категорий и подходов; знакомство с методами социологического анализа визуальных образов. Данный курс является четвертым, завершающим разделом майнора «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам». Он развивает освоенные ранее положения социологии культуры, потребления, медиа и фокусирует внимание на визуальных аспектах современной культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками социологического анализа кино- и фотодокументов
  • знать возможности применения основных современных социологических теорийк анализу визуальных образов
  • уметь применять социологические понятия и подходы к анализу визуальных явлений
  • уметь применять социологические понятия и подходы к анализу визуальных явлений;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социологическое воображение и визуальные данные. Фотографирование как способ наблюдения и конструирования.
  • Социальная и социологическая фотография: история становления, основные принципы.
  • Визуальное в современном обществе. Теоретические перспективы визуальной социологии.
  • Визуальная интерпретация основных социологических категорий: исследовательские возможности и критика метода
  • Этико-правовые рамки в визуальных исследованиях
  • Социальная жизнь и кинотекст.
  • Человек в обществе. Социальные статусы и социальные роли
  • Город, урбанизация, городская среда
  • Социология работы. Работа и идентичность.
  • Институты и тотальные институты
  • Социология знания. Проблема релятивизма.
  • Социальная и культурная маргинальность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Работа на семинарах (4 модуль)
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на групповую почту майнора и/или корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 3 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент должен немедленно связаться с преподавателем по электронной почте и может, по согласованию с преподавателем, повторить попытку позже в пределах времени, отведённого на приём экзамена. При повторном и/или устойчивом отсутствии связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает повторное прохождение экзамена на тех же условиях.
  • неблокирующий Работа на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Работа на семинарах (4 модуль)
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на групповую почту майнора и/или корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 3 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент должен немедленно связаться с преподавателем по электронной почте и может, по согласованию с преподавателем, повторить попытку позже в пределах времени, отведённого на приём экзамена. При повторном и/или устойчивом отсутствии связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает повторное прохождение экзамена на тех же условиях.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.15 * Домашнее задание №2 + 0.15 * Работа на семинарах (3 модуль) + 0.15 * Домашнее задание №1 + 0.15 * Работа на семинарах (4 модуль) + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Социология, Гидденс, Э., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В. (2002). Поланьи К. Великая Трансформация: Политические И Экономические Истоки Нашего Времени. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B126E263
  • Социология социальных изменений, Штомпка, П., 1996