• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Философия XIX-XX веков

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является четвертым обязательным курсом майнора «История философии». Она читается студентам 3 курса бакалавриата в 3 и 4 модулях. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы XIX и XX веков. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. В курсе анализируется специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке. Предметом обсуждения в курсе станут два основных направления современной западной философии: сциентистское (три «волны» позитивизма, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия сознания) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Освоение данной дисциплины базируется на общем курсе «Философия», читаемом всем студентам бакалавриата, и на предыдущих курсах программы майнора – «История философии древнего мира и средних веков», «Философия XV-XVII веков» и «Философия XVIII века. Немецкая классическая философия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство с основными направлениями западной и отечественной философской мысли ХIХ-ХХ веков;
  • • ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков;
  • • развитие навыков критического осмысления ключевых идей и учений западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков;
  • • развитие навыков понимания и самостоятельной интерпретации сложных философских текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные направления европейской философской мысли XIX-ХХ веков, оценивает их место и роль в развитии западной цивилизации
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в американском прагматизме, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в аналитическом неопрагматизме, критически оценивает предлагаемые в нем решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в логическом позитивизме, критически оценивает предлагаемые в нем решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в современной философии сознания, критически оценивает предлагаемые в нем редукционистские и антиредукционистские решения проблемы сознания
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в феноменологии, критически оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в философии лингвистического анализа, критически оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в философии логического атомизма, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в экзистенциализме, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские проблемы в «философии жизни», критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские проблемы в русской философии XIX – начала ХХ в., критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские проблемы в философии Ницше, критически оценивает предлагаемые Ницше решения этих проблем
  • характеризует ключевые философские проблемы в неокантианстве, критически оценивает предлагаемые решения в рамках Марбургской и Баденской школ
  • характеризует ключевые философские проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически сравнивает и оценивает предлагаемые решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
  • Тема 3. Неокантианство
  • Тема 4. Философия Ф. Ницше
  • Тема 5. Философия жизни
  • Тема 6. Русская философия 19-20 вв.
  • Тема 7. Феноменология
  • Тема 8. Экзистенциализм
  • Тема 9. Прагматизм
  • Тема 10. Философия логического анализа
  • Тема 11: Логический позитивизм
  • Тема 12: Философия лингвистического анализа
  • Тема 13: Аналитический неопрагматизм
  • Тема 14. Философия сознания второй половины ХХ века
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
    Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий домашние задания
    Количество домашних заданий определяется преподавателем, проводящим семинарские занятия. Общая оценка за домашние задания вычисляется как среднее арифметическое от оценок, полученных за все домашние задания. Вопросы для письменного домашнего задания формулируются преподавателем и рассылаются вместе с другими заданиями к семинарам. Все задания должны быть выполнены по разным текстам. Сроки и формат сдачи домашних работ определяются преподавателем, который ведет семинары. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти бальной шкале.
  • блокирующий устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Студенту будет предоставлена возможность выбрать (случайным образом) экзаменационный билет. Экзаменационный билет включает два вопроса из списка, указанного в программе дисциплины. Студенту будет предоставлено 40 минут для подготовки к ответу. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), пользоваться какими-либо источниками информации, включая собственные конспекты и первоисточник, выходить из видеоконференции. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается техническое прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи на 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * домашние задания + 0.3 * активность на семинарских занятиях + 0.5 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Западная философия XX века : учеб. пособие, Зотов, А. Ф., 1998
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 1 : The Dawn of Analysis. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295547
  • Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 2 : The Age of Meaning. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295536
  • История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до на..., Рассел, Б., 1999
  • Современные философы, Пассмор, Дж., 2002
  • Хрестоматия по истории философии. Ч.2: Западная философия : вторая половина XIX - начало ХХ века, ХХ век, на пороге ХХI века, , 2001