2021/2022
Музеи и память
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Максимова Алиса Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Цель данного курса — ознакомить студентов непрофильных специальностей с ролью музеев в формировании памяти и изучить сложные связи истории, музеев и публики. Курс проблематизирует взгляд на музеи как на нейтральный носитель «сохраненной» истории и исторических фактов и предлагает обратить внимание на социальные процессы конструирования прошлого и памяти. Музеи доносят до публики, закрепляют и оспаривают смыслы исторических событий. За последнее столетие музейные экспозиции, не в последнюю очередь именно исторические и этнографические, подвергались критике и были переосмыслены: постепенно происходит переход от единой национальной истории к множественным, фрагментарным, многоголосым нарративам. Новые идеи, проблемы и противоречия рождаются из столкновения со сложным прошлым и колониальной историей. Музеи работают с коллективной травмой и «неудобными» артефактами (бомбардировщик «Энола Гэй», сбросивший бомбу на Хиросиму, музеи Холокоста), а также временами вынуждены считаться с собственным прошлым, отраженным в том, как выстроены их экспозиции и что в них включено, в том, что собой представляют их коллекции. Кроме того, в рамках курса будет подробно обсуждаться кейс развития краеведческих музеев в малых городах России как мест, способствующих укреплению местных сообществ и привлечению туристов. Курс позволит слушателям освоить подходы к анализу музейных экспозиций и способы изучения посетителей, их опыта и восприятия в исторических музеях, — на это направлены практические задания и рассмотрение примеров российских и зарубежных музеев.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с ключевыми мировыми музеями памяти, понимание их концепций
- Формирование навыка выявлять и критически анализировать музейные нарративы о прошлом с точки зрения основных акторов, смыслов, образов
- Обучение способам изучать реакции музейной аудитории, особенности и проблемы восприятия выставок и экспозиций, анализировать отзывы, реакции и поведение посетителей
- Формирование понимания особенностей музея как пространства публичной истории
- Знакомство с функциями и социальными эффектами музеев как агентов памяти
Планируемые результаты обучения
- Анализирует включенность музеев в культурную экономику
- Анализирует отношения музеев, посвященных истории, с их аудиториями
- Анализирует статус, связь с другими институтами, типы организации, отчетности и поддержки и официальные функции музеев, посвященных прошлому, как значимые обстоятельства их деятельности
- Анализирует устройство музеев памяти
- Выделяет различные элементы музейного нарратива
- Знает о концепциях культурной травмы и значении понятия травмы в контексте исследований коллективной памяти
- Знает об исторических событиях, легших в основу музеев памяти в разных странах мира, и способах конструирования памяти о них
- Критически рассматривает фигуру Другого, образы, классификации и отношения, заложенные в экспозиции антропологических музеев
- Описывает возможности и способы работы с трудным колониальным прошлым
- Описывает противоречия и дискуссии, ведущиеся по поводу исторических событий XX века в России, и способы коммеморации этих событий в музеях
- Описывает роль музейного нарратива и выявляет способы и приемы его построения
- Ориентируется в концепциях туристического опыта, рассматривает процессы конструирования исторических достопримечательностей, туристические практики и их влияние на местные сообщества и сообщества памяти
- Понимает место исторических и краеведческих музеев в контексте государственной исторической и культурной политики
- Понимает, как сформировался, развивался и изменялся музей как культурный институт
- Рассматривает пространство, материальную среду и архитектуру музеев памяти как средства для конструирования особого опыта и переживаний
- Умеет собирать и интерпретировать данные о реакции аудитории на музеи и выставки, посвященному прошлому
Содержание учебной дисциплины
- Музей как культурная форма: история развития института
- Музеи в государственной исторической политике
- Культурная травма и трудное прошлое в музеях
- Музеи памяти
- Музеи, посвященные трудному прошлому: российские кейсы
- Этнографические музеи и деколонизация
- Построение музейного нарратива
- Архитектура и пространство как символ
- Музеи и аудитории
- Социальные и политические эффекты музеев
Элементы контроля
- Домашние задания (отчет-отзыв о посещения музея или выставки, проект выставки, и т.д.)
- Активность на семинарах
- Эссе
- Домашние задания (отчет-отзыв о посещения музея или выставки, проект выставки, и т.д.)
- Активность на семинарах
- Эссе
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашние задания (отчет-отзыв о посещения музея или выставки, проект выставки, и т.д.) + 0.5 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Роиже, Х. (2013). Музеология И Память О Прошлом: Образы Гражданской Войны В Экспозициях Испанских Музеев. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E55FCD0E
Рекомендуемая дополнительная литература
- БРАНДЕНБЕРГЕР ДЭВИД. (2016). «Репрессированная» Память? Кампания Против Ленинградской Трактовки Блокады В Сталинском Ссср, 1949-1952 Гг. (На Примере Музея Обороны Ленинграда). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28AD34FD
- ДОНОВАН ВИКТОРИЯ. (2012). «Идя назад, шагаем вперед»: краеведческие музеи и создание местной памяти в СевероЗападном регионе, 1956–1981. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A4D59FC1
- Максимова, А. (2014). Формы И Следствия Музеефикации Малого Города: Кейс Мышкина И Каргополя. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9F983981
- МЕЛЬНИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2015). Локальное прошлое на границе национального: краеведческие музеи Северного Приладожья в постсоветское время. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3428DEC6