• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Антропология актера

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

С учетом того, что в современных спектаклях используются и разные способы актерского перевоплощения, и разные формы общения с зрительным залом, основные их виды в майноре рассматриваются: с одной стороны, это театральные маски, грим, костюм, психо-физические действия актера, особенности декламации, использование вербатим, выход из роли в системе эпического театра и др.; с другой стороны, это и площадной театр, и герметичное театральное пространство, и иммерсивный спектакль, и спектакль-интроплей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Истоки театра. История театра» являются: • формирование у студентов навыков ориентации в историко-культурном процессе, анализа литературных и культурных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; • знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской европейской драматургии; • развитие у студентов навыков анализа текстов и режиссерских решений прошлого и настоящего при помощи разнообразного историко-культурного инструментария, применяемого гибко и корректно; • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знание основных фактов и тенденций развития русской и европейской театральной культуры от ее истоков, интерпретирует их с учетом исследовательской традиции.
  • Демонстрировать способность интерпретировать и классифицировать материал по истории русского и зарубежного театра, анализировать методы режиссерских прочтений.
  • Адекватно воспринимает, глубоко понимает и точно воспроизводит системно организованные сведения из истории художественной литературы, активно читает художественные тексты, находит необходимую дополнительную информацию для их углубленного понимания.
  • Обозначает возможные поля научного поиска в текстах и документах, формулирует свою гипотезу .
  • Распознает в текстах русского XX в. основные тенденции литературного развития, оценивает степень и специфику их проявленности, привлекает научную литературу.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Характеристика театра как искусства
    Художественные идеи и разнообразные театральные системы, как классические, так и и современные. Расширение представлений о синтетической природе театра и театральности в актуальном театральном искусстве.
  • Понятие режиссерского театра.
    Историко-культурные корни режиссерского театра. Законные и «незаконные» предшественники. Великие актеры как режиссеры. Иффланд, Шредер – «режиссерствующие» актеры в Германии 18 века.
  • Трагедия и комедия в греческом театре. Современные интерпретации греческих трагедий
    ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ — родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только вдругой обстановке. Если трагедия в зачаточном состоянии — ритуальное богослужение, то комедия —продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьезная, оканчивалась.
  • Рождение авангардного театра. Творчество Б.Брехта
    Очуждение в театре Б. Брехта. Использование параболы, схематичность сценографического решения, монтажная композиция, ритмичность спектакля. “Социальный жест” в спектаклях по пьесам Брехта и обращения к зрителю. “Добрый человек из Сезуана” Реж. Ю.Любимов, пер. Ю.Юзовский (1964) “Добрый человек из Сезуана”. Реж. Ю. Бутусов, пер. Е.Перегудов (2013) Метафоричность, экспрессивность, ассоциативность, нарочитый уход от жизнеподобных форм в современном режиссерском театре.
  • Эстетические воззрения К.С. Станиславского
    Станиславский и Немирович-Данченко: МХТ - национальный и интернациональный проект? Истоки нового драматического языка.
  • Театр 60-80-х гг. XX в.: истории и судьбы. (Г. Товстоногов. М. Захаров. Ю. Любимов. Театры-студии. Театр-студия под руководством О. Табакова. – по выбору студента)
    Анатолий Эфрос: «театр как кризис жизни»; Олег Ефремов: трагедия вынужденного официоза; Георгий Товстоногов: «эпос против эпоса»; Юрий Любимов: перерождение политического театра; Гротескный жанр Петра Фоменко; формула речи – «Ленком» Марка Захарова.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Активность на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
  • Станиславский К. С.-РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1-М.:Издательство Юрайт,2019-171-Авторский учебник-978-5-534-07313-3, 978-5-534-07414-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бескин Э. М.-ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА. XVIII ВЕК-М.:Издательство Юрайт,2019-193-Антология мысли-978-5-534-11147-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-russkogo-teatra-xviii-vek-444539
  • Бураченко А. И.-ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-47-Университеты России-978-5-534-11592-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
  • Станиславский К. С.-РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2-М.:Издательство Юрайт,2019-215-Авторский учебник-978-5-534-07315-7, 978-5-534-07414-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056
  • Станиславский К. С.-РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ-М.:Издательство Юрайт,2019-355-Антология мысли-978-5-534-07266-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/rezhissura-i-akterskoe-masterstvo-izbrannye-raboty-437733