• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Журналистика в мультимедийной среде

Статус: Майнор
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Абрамов Роман Сергеевич, Архангельский Александр Николаевич, Бурцев Юрий Аркадьевич, Качкаева Анна Григорьевна, Колчина Анна Сергеевна, Кушкин Никита Александрович, Сорокина Светлана Иннокентьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Медиакоммуникации и мультимедиа – все это не только модные слова, но и сфера знаний, и даже образ жизни. Журналистика – часть этой медиажизни, а мультимедийность - это среда, инструментарий, технология и способ организации медиапослания миру. С творческой точки зрения, изменившаяся мультимедийная среда и наше существование в ней («медиа везде») - еще и перспектива стать самостоятельным автором/продюсером/производителем медиа без редакции и издателя. Понимание особенностей работы с текстом и языком (звук, изображение, «большие данные»), специфики разных медиаплатформ (принт, радио, ТВ, он-лайн медиа ), представление о конвергенции, мультимедийной среде и цифровых инструментах для производства контента, о возможностях работы с социальными сетями – вот тот круг вопросов, с которыми познакомятся студенты этого курса. И особенно важно подчеркнуть, что в программу дисциплины включены темы, связанные с социальной ответственностью тех, кто занимается современными медиа и журналистикой. В курсе будет сделан акцент на обсуждение вопросов этики, профессиональных стандартов в мультимедиасреде, на развитие навыков критического мышления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые представления о цели, миссии и практике работы журналиста на различных медийных платформах, этическая нормах профессии и ответственности журналистов перед обществом.
  • Познакомить с особенностями работы журналиста и функционирования мультимедийной редакции.
  • Сформировать представление о процессе работы журналиста (сбор, анализ, структурирование, упаковка информации для подготовки журналистских материалов для разных медиаплатформ).
  • Сформировать базовые представления о создании информационных текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов.
  • Сформировать навыки индивидуальной и групповой работы над информационными материалами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ищет, проверяет, систематизирует информацию по теме журналистского материала.
  • Анализирует по заданным критериям результаты своей индивидуальной работы и работы группы.
  • Публично представляет результаты своей работы.
  • Работает в группе по сформулированной редакционной схеме с учетом распределения обязанностей.
  • Создает аудиовизуальный продукт.
  • Создает журналистский материал.
  • Выбирает формат журналистского материала.
  • Придерживается плана при создании журналистского материала.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиа, СМИ, журналистика. СМИ как социальный институт. Основания власти современных медиа. Цифровая среда и мультимедиа. Кризис традиционных СМИ и конвергенция. Трансформация профессии журналиста»
    «Медиатизация» общества и реальность «четвертой власти». Медиа как институт, транслирующий не просто информацию, но и образцы культуры, экономики, поведения, формирующие общество. Специальные профессиональные организации и группа работников, осуществляющих эти функции, СМИ и журналисты. Метафора «четвертой власти». Медиатизация» политики и «политизация» медиа. СМИ – не власть, а инструмент власти, но без СМИ власть не может работать. «Ценностные элиты» (смысловики), журналисты и истеблишмент. Журналистика - свободная профессия с ярко выраженными публичным характером. Миссия журналистики и ее интерпретация (четыре модели). Источники власти журналистики в современном обществе. «Усилители» власти: право задавать вопросы и получать ответы, расследовать и разоблачать, право обсуждать и осуждать. Особая роль СМИ в современном политическом процессе. Роль журналистики в обществе. Права и ответственность журналистов. Общественное мнение и системы получения и выражения взглядов и мнений. Сопоставимая с властью государства, «четвертая» (информационная) власть (определению 200 лет), в цифровой среде, трансформируется. Технологическая революция и «голос масс», снижение значения «рупора общества» и угасание идеи «четвертой власти», но усиление идеи по «производству смыслов». «Новые медиа» и трансформацию журналистики.
  • Аудитория цифровых медия и «авторство» публики. Журналист и социальные сети
    «Начало конца журналистики, как мы ее понимаем» (Кац) : скорость и мгновенная передача стремительно меняющихся событий; драматическая конкуренция за соучастие аудитории; сверхоперативность новостей, выпячивание драматизма и насилия и «усталость к состраданию»; новости – больше не прерогатива журнализма, как и каналы коммуникации; рынок развлечений; обретение публикой голоса ( от монологичной к разорванной коммуникации), увеличение прямой коммуникации и изменение роли журналиста. Медиа глобализация, демассовизация, медиа конвергенция, мультимедиатизация. Медиапотребление, характеристики аудитории в цифровой среде, медиаизмерения (количество пользователей – реальные люди, устройства, IP адреса; динамика аудитории – сутки/неделя/месяц/год; измерение взаимодействия аудитории с контентом (по сравнению с тиражом/ телевизионным рейтингом – время контакта, его глубина и пр). Анализ особенностей (циклы потребления) и интересов аудитории мультимедиа. Ядро аудитории. Источники трафика (поиск, прямые заходы, агрегаторы, социальные сети, мессенджеры, контекстная реклама). Обратная связь и вовлечение аудитории в редакционную работу. Публика в сети и новые каналы коммуникации (от Перископа до Телеграмма) .
  • Правовое основы деятельности СМИ и законодательство в области медиа, Правовое регулирование массовой информации в интернете. Проблема саморегулирования
    Конституция РФ о свободе массовой информации; ООН о свободе выражения мнений; Европейская конвенция по правам человека о свободе выражения мнений; Федеральные законы РФ о сфере медиа и госполитика в сфере СМИ (недопустимость цензуры, борьба с экстремизмом и его толования: запрет пропаганды войны, господдердка и др); ключевой закон - Закон о СМИ и его основные понятия (регистрация СМИ, внутриредакционные права и обязанности, учредители, договор, устав редакции; сохранение тайны журналистских источников и др); право на доступ к информации и ответственность журналиста; регулирование телерадиовещания; право и реклама; защита чести, достоинства и деловой репутации; неприкосновенность частной жизни; охрана прав несовершеннолетних; защита интеллектуальной собственности. Особенности правового регулирования массовой информации в интернете. Саморегулирование СМИ, как один из важнейших элементов существования современных демократий, обеспечивает ответственность перед обществом. Главный инструмент этой ответственности – этические стандарты профессии и создание механизмов контроля за их исполнением (хартии, кодексы, коллегии по жалобам на прессу) с целью защитить СМИ от влияния государства , а общество от недобросовестных журналистов
  • Социальные функции и общественная миссия журналиста. Этика и ценности. Профессиональные стандарты
    Общественная миссия журналиста. Обязанности/ функции журналистики. Профессиональные ценности журналиста. Основные дилеммы профессии. Принципы профессиональной этики. Этика аудиовизуальной (фото/радио/теле) журналистики. Этика в цифровой среде.
  • «Информационная повестка дня» и субъекты медиации (ньюсмейкеры, публика, редакции). Источники информации. Информационный текст и его структура , «угол подачи» и режиссура в мультимедийной журналистике.
    «Повестки дня» (своеобразный список тем и событий, которые СМИ считают наиболее важными и включают в число освещаемых, «информационное меню», картина мира, профильтрованная через медиа каналы, составная часть медиареальности) и принципы ее формирования (конкуренция социальных групп за влияние; конкуренция каналов, редакционная политики, пристрастия учредителей, руководителей, журналистов; представление о том, что интересно публике) Информационные поводы (событийные, организованные –ПР, календарные) и источники информации. «Повестки дня, актуальная для СМИ и ее несовпадение с интересами людей (проблема навязывания, манипулятивности, нерелевантности) . «Повестка дня» и выбор темы журналистского материалы. Новости (то, что важно; то, что полезно; то, что интересно и др). «А теперь о другом...» - режиссура новостей. Линейное и нелинейное повествование. Замысел, тема, фокус, формат. Монтаж - оперирование смыслами, сюжетами, динамикой действия, внешней подачей (верстка, расположение материала/модуля, заголовки, порядок элементов)
  • СМИ как создатель особой реальности Язык мультимедиа. Особенности представления информации на различных медийных носителях, особенности подготовки материалов для различных медиаплатформ.
    Медиа как посредник – связующее звено между публикой и некой существующее объективной реальностью, о которой сообщается после предварительного отбора и упаковки. «Объективность» и «продажа» информационного товара. Медиа-событие медиа-спектакль. Стирание границ между правдой и вымыслом в современном сторителлинге; размывание жанровых границ в цифровой среде; дополненная и виртуальная реальность. Как и с помощью чего формируется «картина мира»: органы чувств, восприятие, язык медиа. Особенности языка медиаплатформ: текст, звук, картинка. Визуализация и «экранные средства выразительности» (драматургически; звуковые: пластические; собственно экранные)
  • Инструменты мультимедийного журналиста (обзор)
    Платформы для верстки и публикаций, лонгридов, таймлайнов, инфографики, интерактивные сервисы, сервисы по обработке и загрузке аудио и видео. Библиотеки видео и шумов, бесплатные ресурсы видео, авторские права, копирайт, правила маркировки
  • Медиатекст. Текст и изображение
    Новости и как их преподносить: заголовки, подзаголовки; времена, люди, цифры, ссылки, существительные, прилагательные, глаголы действия, числительные и вводные конструкции в письменных текстах и текстах для эфира – прямого и в записи; «капризные слова» - разговорный стиль, аббревиатуры, сокращения, термины, плеоназм (избыточность выражений), повторы, вкус, неточные сравнения, эвфемизмы. Правила цитирования, «прямая и косвенная речь». Текст, закон и этика (авторские права, клевета, оскорбления и пр). Композиция текста разных жанров (на примере информационной заметки/репортажа/интервью/проблемной статьи/форматов объяснительной журналистики). Особенности текста для радио (работа у микрофона) и для телевидения (в кадре и за кадром). Сторителлинг и мультимедийная история
  • Мультимедиа и поиск информации. Достоверность и верификация информации (фактчекинг). Оценка медиапотребления (ключевые показатели)
    События и люди. Ньюсмейкеры и пресс-конференции. Информационные агентства и социальные сети. Мониторинг, фильтрация, интерпретация, проверка фактов (правила фактчекинга – алгоритмы проверки материалов разных платформ). Ключевые индикаторы потребления, медиа и маркетинговые метрики для разных платформ: тираж; рейтинг/доля; веб-аналитика; SMM (обзор)
  • Мультимедиа и информационные жанры. Технология подготовки интервью. Подача материала для разных платформ
    Классические информационные жанры. Интервью. Виды интервью. Формы организации интервью. Технология поиска информации для интервью. Формулировка вопросов. Структура интервью. Вопросы этики. Мультимедийное интервью. Особенности поведения журналиста при проведении интервью для различных СМИ.
  • Звуковые среды и Радио
    Звук – основное средство коммуникации: звук, вибрация, акустика и гармония. Скорость звука, диапазоны, частоты. Звуковые средства выразительности (голос, тишина, шумы, музыка) и радио (интимность/загадочность/разговорность/персонализация). Оборудование и программы обработки и редактирования звука. Прямой эфир и записанные сюжеты/программы. Специфика звучащего слова и роль радиоведущего (диктор/ведущий/модератор/обозреватель/диджей). Работа с текстом на радио: подготовка к чтению, разметка текста, интонирование, техника речи, пересказ текста. Монтаж в разных жанрах (информационные, аналитические, документально-художественные). Сведение звука. Звуковой сценария (последовательность звуковых, речевых, шумовых и музыкальных фрагментов) радио драматургия
  • Телевидение и видео платформы
    Природа визуальной культуры. Визуальный язык. Экранные средства выразительности. Кадр – основная единица визуального повествования. Основные критерии кадра. Композиция, контраст, перспектива, ракурс, освещенность, масштаб. Монтажная фраза как основа телевизионного языка. Понятие монтажной фразы. Основные ее составляющие. Соблюдение линии взаимодействие как основа организации телевизионного пространства. Соотношение «событие — реакция» в телевизионном кадре. Фазы движения в монтажной фразе (практикум – съемка монтажной фразы). Репортаж как жанр. Особенности репортажа: фоторепортаж/телерепортаж. Композиция кадра. Планы. Ракурсы. Объективная и субъективная камера. Репортажная съемка на общественном событии. Аккредитация. Инструменты для фото/видео съемки. Подготовка фото/видео репортажа для разных изданий. Работа в съемочной группе . Этика корреспондента с камерой. Фотошоп и фото/видео фейк. Телевизионный репортаж и его ключевые элементы: видеоряд, текст, интервью, интершум, стендап (практикум). Технологии их компоновки. Технология подготовки телевизионного репортажа. Основные стадии телевизионного производства. Коммуникативные характеристики телевизионного репортажа. Подготовка к интервью. Основные характеристики стендапов в репортаже. Выбор сцены для телевизионного репортажа. Особенности различных мест съемки.
  • Документальные жанры в мультимедиа. Цифровой фильм
    «Невымышленное повествование» и синтетичность документальных жанров. Особенности репортажа и документального фильма. Видеонаблюдение. Автор в документальном кино. Веб-документалистика. Интерактивность в документальном кино (обзор).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание 1. Презентации «Один день из жизни Вышки»
  • неблокирующий Задание 2. Видео-опрос
  • неблокирующий Задание 4. Мини-СМИ
  • неблокирующий Задание 3. Интервью-мнение «Двойной портрет»
  • неблокирующий Задание 5. Монтажная фраза
  • неблокирующий Задание 6. История в звуке
  • неблокирующий Задание 7. Видеореплика
  • неблокирующий Задание 8. Тест
  • неблокирующий Задание 9. Итоговый выпуск
  • неблокирующий Посещаемость семинаров
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Задание 1. Презентации «Один день из жизни Вышки» + 0.1 * Задание 2. Видео-опрос + 0.15 * Задание 3. Интервью-мнение «Двойной портрет» + 0.1 * Задание 4. Мини-СМИ + 0.05 * Задание 5. Монтажная фраза + 0.1 * Задание 6. История в звуке + 0.05 * Задание 7. Видеореплика + 0.15 * Задание 8. Тест + 0.15 * Задание 9. Итоговый выпуск + 0.1 * Посещаемость семинаров
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017