• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Религия, психология и критическое мышление

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Во всех локальных культурах религия в разных ее формах занимает важное место. В основе религий лежит особое, религиозное чувство – вера. Человек, будучи живым существом, наделенным от природы сложно организованной психикой, руководствуется в своем бытии не только верой, которая, как показали современные науки (психология и социология религии), коренится в низшем (и самом древнем) уровне психики, в бессознательном. Жизнь человека определяется работой всей его психики, то есть, и высшими (позже приобретенными) ее отделами. В западноевропейской философии и науке высшим уровнем психической деятельности считается сознание, а высшим уровнем сознания – мышление как способность нашей психики создавать мысленные модели реальности, в том числе модели самого себя, устанавливать правила своей деятельности. Мысленные модели реальности создаются посредством мысленного выделения в реальности некоторых значимых для человека частей, их обозначения словами и систематизации символов реальности. Мысленные модели нужны для организации общения и деятельности в человеческом сообществе. Поскольку эффективные (то есть помогающие решать задачи организации деятельности и общения) модели получаются не сразу, одной из форм мышления становится критическое мышление – направленное на создание знания. Сегодня знание определяется как форма социальной и индивидуальной памяти, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания (Касавин И.Т. Знание // Новая философская энциклопедия. Т.II. С. 51). Таким образом вера и знание в западноевропейской культуре исторически разделяются и противопоставляются, из чего уже в Античной философии вырастает проблема соотношения веры и знания. Примечательно, что одним из критериев надежности знания становится его рациональность, разумность. Концепты веры и знания появляются во всех культурах, но это не означает, что названные концепты тождественны в разных культурах, и из этого вовсе не следует с логической необходимостью, что во всех культурах между ними устанавливаются тождественные отношения. Знакомство с их отношениями в индийской культуре дает яркий образчик инаковости как содержаний названных концептов, так и отношений между обозначенными ими феноменами. Еще в середине I тыс. до н. э. индийские мыслители пришли к убеждению об отсутствии противоречий между верой и знанием и обосновали их функционирование на разных уровнях бытия (высшем и низшем). Религия, вера и знание в индийской философской традиции концептуализируются иначе, чем в западной. Теоретическое оформление и развитие представления о знании (прама, джняна) получили в учении об инструментах получения достоверного знания (праманавада), которое было частью религиозно-философских систем (даршан). Теоретическое оформление представлений о религии и вере происходило как в текстах даршан, так и брахманистских дисциплин (видья, шастра), созданных для обслуживания ведийской религии и брахманизма, а также в практике публичных дебатов. Поскольку на территории Республики Индия существовали и существуют разные религии, то и их отношения к знанию, религии и вере несколько различны, что обусловливает рассмотрение интересующих нас отношений в текстах главных индийских религий по-отдельности: в ведийской религии и брахманизме; в джайнизме и в буддизме. Курс способствует закреплению навыков корректного оперирования религиоведческой терминологией, предоставляет необходимый научный инструментарий для самостоятельного анализа религиозных феноменов, существенно повышает общий уровень знаний по истории религий, способствует формированию адекватного понимания процессов, идущих в современной культуре и определяющих отношения между людьми. В условиях «религиозного ренессанса» в глобализирующемся мире и в процессе поиска межкультурного диалога изучение инокультурных религий приобретает особую актуальность. Предлагаемый курс посвящен рассмотрению главных ценностей (универсалий) главных осевых (термин К. Ясперса) культур, по этой причине он может быть интересен не только религиоведам, но и магистрам других специальностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является ознакомления магистров с функционированием в различных религиозных практиках психических содержаний, относимых к разным уровням психики: бессознательному и сознательному (в первую очередь, критического мышления).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучаемые имеют представления о формах доказательства в классической западной логике и об отношении религиозных практик и критического мышления в индийской истории
  • Магистры имеют представление о ведийской литературе и содержащейся в ней представлениях о знании и познании
  • Магистры владеют знаниями о методах критического мышления, принятых в джайнских школах.
  • Обучаемые знакомы с главными примерами буддийских полемических текстов, могут реконструировать и оценить ход полемики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее определение критического мышления и его роли в индийской культуре
    Рассмотрение ключевых идей западной теории аргументации и полемики и концепта разума как критерия истинности в науке и философии. Описание различий в понимании субъекта познания в западной и индийской эпистемических культурах. Основные вехи истории формирования индийской диалектики. Тексты и представители главных школ индийской диалектики.
  • Отношение между религиозными практиками и критическим дискурсом в текстах ведийской религии и брахманизма
    Представления о знании в мантра-самхитах, упанишадах и ритуалистских текстах: отношение ко всякому знанию как сакральной ценности; отношение к языку священных текстов – санскриту – как сакральной ценности; использование мифологем в качестве способа обоснования теоретического знания; признание верификации через обращение к прошлой, сакральной реальности надежным методом обоснования знания; различение высшей и низшей истин; отсутствие автономии дискурсивного мышления и его более низкий статус в сравнении со сверхчувственными и интуитивными способностями; подчинение познания цели освобождения от сансары; признание всех видов знания необходимым инструментом достижения важнейших экзистенциальных ценностей, в первую очередь, инструментом правильного следования дхарме и достижения освобождения (мокши, нирваны); ориентация на традицию в вопросе о систематизации знания; поощрение синонимического и метафорического разнообразия теоретического языка, отсутствие требования однозначного соответствия слова и его референта; использование стратификации знаний в качестве модели для устранения аномалий в системе знания; кумулятивный принцип приращения знания; монополизация знания брахманами и наложение ограничений на его распространение; понимание образовательной практики как разновидности служения, ритуала. Теория критического дискурса от брахмодьи к ваковакье и анвикшики. Разновидности диалектической практики в Индии Древности и Средневековья.
  • Специфика отношений между религиозным мировоззрением и критическим дискурсом в буддизме
    «Катхаваттху-ппакарана» («Разъяснение предметов дискуссий») как образчик буддийской диалектики и буддийской вариации брахманистского метода критического рассмотрения (парикша). Цели дискуссии в «Катхаваттху». Структура полемики о несуществовании души (атман). Структура полемики в сочинении «Вопросы Милинды». Негативная диалектика Нагарджуны. Теория полемики в «Капле логики» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары. Выводы. Специфика отношений между знанием и верой в индийской традиции критического мышления: прагматическое отношение к знанию, признание ценности критического дискурса, но ограничение сферы его применимости сферой повседневной эмпирической практики (vyavahāra); неявное требование обосновывать теоретические утверждения; использование антитетического способа обоснования и метода совместного критического рассмотрения (parīkṣā), который при всем его критицизме не подрывал основ различных мировоззренческих позиций; отсутствие идеи объективной и абсолютной истины; установка на достижение консенсуса (вьявахара), но результатом такого соглашения является, как правило, соглашение о том, что какое-то утверждение опровергнуто, а не о том, что оно доказано и является истинным. Истинным по умолчанию признается то, что пока не опровергнуто. Множество таких неопровергнутых и принципиально неопровергаемых тезисов составляли религиозные истины, называемые мудростью (prajñā) и высшим знанием (pāramārthika). Необходимость вести результативную (до конвенциональной победы) полемику с оппонентами, стоящими на иных онтологических позициях, определила рамки универсума рассуждения, из которого можно было черпать аргументы: аргументы должны были быть общепризнанными. По этой причине в дискуссиях философы отдавали предпочтение не доказательству, а опровержению, и никогда не апеллировали к интуитивным священным истинам какой-ибо из религий, но старались показать логическую противоречивость аргументов оппонента или противоречивость тезиса и аргументов, выдвигавшихся для его обоснования. Разнообразие традиций индийской диалектики, поставленных на службу защиты мировоззрений с сильной религиозной компонентой, не препятствовало нестрогому обращению со специальной терминологией, обусловленному тем, что все теоретические тексты, без различия их тематики, подчинялись правилам литературного творчества, требовавшим синонимического и метафорического богатства языка.
  • Консенсус между верой и знанием в джайнских текстах
    Джайнская традиция диалектики в канонических сочинениях: десятичленный силлогизм и семичастный паралогизм. Содержание раздела о дебатах «Вивада-пада» (6.67) в «Стхананга-сутре». Теория «точек зрения» (наявада) в сочинениях Умасвати, Кундакунды и Винайи Виджайив качестве формы апологетики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контроль качества и количества подготовленных выступлений
  • неблокирующий контрольная работа по терминам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * контроль качества и количества подготовленных выступлений + 0.4 * контрольная работа по терминам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Критическое мышление на основе элементарной логики : учеб. пособие, Тягло, А. В., 2001
  • Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья : ист.-филос. исслед., , 2001
  • Ранняя буддийская философия; Философия джайнизма, Лысенко, В. Г., 1994
  • Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного познания, Лысенко, В. Г., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Критическое мышление : анализируй, сомневайся, формируй свое мнение, Чатфилд, Т., 2019