• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Физическая антропология с основами эволюционной антропологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с основными разделами физической антропологии, современными направлениями изучения биологии человека, а также с основами эволюционной антропологии. Развитие технологий способствовало бурному прогрессу этих дисциплин, и последние десятилетия знаменуют революционный прорыв в научных знаниях о природе человека, особенностях его облика и физиологии в прошлом, характере миграций по земному шару, родстве современных популяций, приспособительной изменчивости в разных экологических условиях, об адаптациях, связанных с освоением новых хозяйственных типов. При изучении физической антропологии будут обсуждаться общие закономерности процессов роста и развития человека, а также географическая (экологическая) и эпохальная (историческая) специфика этих процессов. Лекции и семинары будут посвящены вопросам питания, здоровья, эволюции, анатомии, физиологии, молекулярной биологии и генетики человеческих популяций. Отдельно будут рассмотрены вопросы биоархеологии, в том числе возникновения и распространения различных заболеваний человека, от болезней, связанных с накоплением вредных мутаций, до пандемий (включая чуму, СПИД, эболу). Эволюционная антропология познакомит студентов с особенностями социального и репродуктивного поведения, орудийной деятельности и когнитивных возможностей у современных обезьян и человека. Будут обсуждены модели поведения ископаемых гоминин и показана роль новейших молекулярных методов в реконструкции особенностей поведения представителей ископаемых популяций. Рассмотрены стратегии агрессивного, сексуального, родительского, кооперативного поведения человека и факторы, их определяющие. Специальное внимание будет уделено вопросам человеческой привлекательности и образу постоянного партнера, склонности к риску, доминированию и толерантности на внутригрупповом и межгрупповом уровнях. Предметом обсуждения на лекциях и семинарах станет невербальная коммуникация (мимическая, жестовая и тактильная), вкусовые и обонятельные предпочтения человека и их культурная специфика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современным пониманием физической антропологии, включающей естественную историю человечества и биологию ископаемых популяций, закономерности взаимодействия популяций современного человека, полиморфизм биологической организации человека на индивидуальном и популяционном уровнях и факторы, его определяющие, общие закономерности поведенческих стратегий человека в традиционных и индустриальных обществах.
  • Освоение студентами комплексного подхода к изучению антропологических и этнологических дисциплин, заключающегося в понимании единства биологической и социальной составляющей индивидуума и общества, и умение применить этот подход в будущей профессиональной деятельности.
  • Формирование целостного антропологического интернационального мировоззрения на базе знания универсалий и культурного своеобразия различных этнических групп, формирующих человечество.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомление студентов с современным пониманием физической антропологии, включающей естественную историю человечества и биологию ископаемых популяций, закономерности взаимодействия популяций современного человека, полиморфизм биологической организации человека на индивидуальном и популяционном уровнях и факторы, его определяющие, общие закономерности поведенческих стратегий человека в традиционных и индустриальных обществах.
  • Освоение студентами комплексного подхода к изучению антропологических и этнологических дисциплин, заключающегося в понимании единства биологической и социальной составляющей индивидуума и общества, и умение применить этот подход в будущей профессиональной деятельности
  • Формирование целостного антропологического интернационального мировоззрения на базе знания универсалий и культурного своеобразия различных этнических групп, формирующих человечество.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Предмет и история физической антропологии
    1.1 История антропологии в России. К. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин. Развитие отечественной антропологической мысли в 20 веке. 1.2. Человек как биосоциальное существо. Положение человека в системе животного мира. 1.3 Основные разделы физической антропологии. 1.4 Традиционные и современные методы исследования (антропометрия, краниометрия, остеометрия, генетические и молекулярные методы, этологические методы).
  • 2.Возрастная и конституциональная антропология
    2.1. Возрастная антропология. Общие размеры и пропорции тела. Тотальные размеры тела. Вес тела. Пропорции тела. 2.2. Скорость роста и физического развития. Основные закономерности и факторы, определяющие процессы роста и развития. Периодизация индивидуального развития. Пренатальный и постнатальный периоды. 2.3. Кривая роста. Половой диморфизм кривой роста. Пубертатный скачок роста. 2.4. Понятие биологического возраста и физиологической зрелости (степень скелетной и зубной зрелости. Акселерация. Морфологические, физиологические и психические проявления акселерации. 2.5. Конституциональная антропология. Половой диморфизм. Генетические, морфологические и физиологические различия полов. 2.6. Классификации типов телосложения. Схемы нормальных конституций. Критерии (степень развития мускулатуры и жироотложения, формы грудной клетки, живота и спины). 2.7. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением. Проблема соотношения темперамента и телосложения. Соотношение темперамента и конституций (системы Кречмера и Шелдона).
  • 3. Популяционная антропология. Индивидуальные различия
    3.1. Фенотип и генотип. Норма реакции. Обмен генами, дрейф генов. 3.2. Признаки с моногенным и полигенным наследованием. Серповидно-клеточная анемия. Дальтонизм. Вкусовая и обонятельная чувствительность. 3.3. Признаки с непрерывной изменчивостью. Пигментация. Волосяной покров. Строение глазной области. Форма носа. 3.4. Понятие адаптации. Генетическая и культурная адаптация. Экологические правила Бергмана и Аллена. Типы конституций в разных климатических условиях. 3.5. Миграция и мигранты. Генный поток как фактор изменчивости. 3.6. Изоляция как фактор формирования различий между популяциями человека. 3.7. Индивидуальная изменчивость человечества. Раса как биологическая категория. Современная критика типологической концепции расы. Популяционная концепция расы. Расизм и его социальные корни. Декларация ЮНЕСКО о расах и расовых предрассудках. Несовпадение границ распространения расы и этноса.
  • 4. Основы эволюции человека
    4.1. Современные теории эволюции. Доказательства эволюции. Механизмы и факторы эволюционного процесса. Понятие индивидуального и группового отбора. 4.2. Общая характеристика и систематика отряда приматов. Доказательства родства человека с другими приматами. Мышиные лемуры – новый лабораторный двойник человека. 4.3. Просимии (лемуры, индри и сифаки, руконожки, лори и галаго, долгопяты) и симии (широконосые и узконосые обезьяны). Человекообразные обезьяны. Особенности морфологии и поведения. Ископаемые приматы. Эволюционные связи обезьян Старого и Нового Света. Гоминоиды и их происхождение. 4.4 Ранние гоминиды. Общая характеристика. Время появления и географическое распространение. Протоавстралопитековые (A. anamensis, A. ramidus). Общая характеристика, географическое распространение, экология. Австралопитековые: грацильные и массивные формы (A. afarensis, A. arficanus, A. robustus, A. boisei). Особенности морфологии. 4.5. Появление рода Homo. Homo habilis и Homo rudolfensis. Первая материальная культура: олдувайская и протоолдувайская. 4.6. Homo ergaster и Homo erectus. Особенности строения черепа и скелета. 4.7. Homo heidelbergensis и его филогенетическое родство с неандертальцами и сапиенсами. 4.8. Неандертальцы и денисовцы. Таксономическое положение неандертальца и их роль в формировании человека современного типа. 4.9. Появление анатомически современного человек – Homo sapiens. Особенности строения черепа и скелета. 4.10. Происхождение и расселение анатомически современного человека. Гипотезы моно- и полицентризма.
  • 5. Эволюционные основы поведения человека
    5.1. Предмет исследования этологии человека, основные объекты и понятия. Филогенетическая и культурная адаптация. Фиксированные действия. Инстинктивные действия. Импритинг. Врожденный разрешающий механизм. Окно возможностей. 5.2. Естественный отбор и его роль в эволюции человеческого поведения. Индивидуальный и групповой (родственный отбор); концепции R- и K- отбора. 5.3. Эволюционно стабильные стратегии. Происхождение социальности. Проблема биосоциальной эволюции. Стереотипы и ритуалы. 5.4. Родство как фактор социальной избирательности у человека. Кровное и социальное родство. Механизмы узнавания родственников. Родственные предпочтения. 5.5. Биология пола и культура сексуального поведения. Репродуктивные отношения как фактор, определяющий структуру социальной системы. Базовые различия в стратегиях поведения мужчины и женщины. 5.6. Выбор партнера и сексуальная привлекательность. Брачные связи как этологический и культурный феномен. Эволюция брачных связей. Моногамия и полигамия. Половые роли и гендерные стереотипы. Маскулинность и фемининность. 5.7. Пространственное поведение человека. Персонализация среды. Индивидуальная дистанция. Индивидуальное пространство. Территориальность и ее роль в жизни человека. 5.8. Агрессия и агрессивность. Функциональные аспекты агрессивного поведения и его биологические предпосылки. Внутри- и межгрупповая агрессия. Механизмы и факторы ее возникновения и развития. 5.9. Кооперация и альтруизм. Механизмы контроля социального равновесия. Этологические аспекты кооперации. Дележ и кооперация в детских коллективах. Соотношение этологических аспектов кооперации с культурными. 5.10. Родительское поведение. Распределение ролей в семье. Роль мужчина и женщины в воспитании детей. Родительский вклад. 5.11. Коммуникация. Формы коммуникации и их развитие в филогенезе. Универсальные стереотипы общения (жестовые, позовые и мимические). Ольфакторная коммуникация в современном человеческом обществе. Мимика в разных культурах – универсальный способ проявления эмоций. Улыбка и смех. Эволюционные основы происхождения смеха и юмора. 5.12. Социальный и инструментальный интеллект. Макиавеллевский интеллект в эволюционной перспективе. Его связь с типом социальных отношений. Связь с уровнем развития мозга. Инструментальный интеллект. Орудийная деятельность человека и других приматов. Взаимосвязь орудийной деятельности и речи. 5.13. Происхождение речи. 5.14. Связь биологии и культуры. Социальная организация и среда. Поведенческие универсалии. 5.15. Поведение человека в современном городе. Прикладная этология. Этология жилища. Этология в психиатрии, психотерапии. Возможности использование этологических методов в практических целях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: Ои = k1хОн + k2хОэ Ои – итоговая оценка за дисциплину Он – накопленная оценка за дисциплину Оэ – оценка за экзамен. к1= 0,7 к2 =0,3 Способ округления – арифметический. Он, накопленная оценка за дисциплину, по 10-балльной шкале, фиксируется перед итоговым контролем и рассчитывается по следующей формуле: Он = к1хОаудит. + к2хОк.р. + к3хОпр. Оаудит. – оценка за работу на семинарах, по 10-балльной шкале. Ок.р. – оценка за контрольную работу, по 10-балльной шкале. Опр. – оценка за презентацию, по 10-ти балльной шкале. к1 = 0,5 к2 = 0,2 к3 = 0,3 Способ округления – арифметический. Все оценки выставляются в рабочую ведомость. Оаудит. – преподаватель оценивает участие и активность студентов в дискуссиях на семинарах, правильность решения задач, поставленных не семинарах и т.д.; Ок.р. – преподаватель оценивает правильность ответов на вопросы, предложенных на контрольной работе (темы объявляются заранее, конкретные вопросы объявляются непосредственно на занятии); Опр. – преподаватель оценивает уровень понимания материала студентами, умение самостоятельно работать с источниками, умение работать в коллективе и способность презентовать материал аудитории.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Advertising and anthropology : ethnographic practice and cultural perspectives, Malefyt, T. de Waal, 2012
  • Essentials of physical anthropology, Jurmain, R., 2011
  • Homo sapiens : история болезни, Бужилова, А. П., 2005
  • How humans evolved, Boyd, R., 2018
  • Personality psychology : domains of knowledge about human nature, Larsen, R. J., 2010
  • Антропология : учебник для вузов, Харитонов, В. М., 2003
  • Антропология : учебник для вузов, Хрисанфова, Е. Н., 2002
  • Антропология : учебник для вузов, Хрисанфова, Е. Н., 2005
  • Дарвин Ч. - THE DESCENT OF MAN IN 2 P . PART 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-05890-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-descent-of-man-in-2-p-part-1-proishozhdenie-cheloveka-v-2-ch-chast-1-441797
  • Дарвин Ч. - THE DESCENT OF MAN IN 2 P . PART 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 472с. - ISBN: 978-5-534-05965-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-descent-of-man-in-2-p-part-2-proishozhdenie-cheloveka-v-2-ch-chast-2-441798
  • Дарвин Ч.., пер. Тимирязев К.А. - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 445с. - ISBN: 978-5-534-06675-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/proishozhdenie-vidov-putem-estestvennogo-otbora-412219
  • Истоки морали : в поисках человеческого у приматов, Вааль де, Ф., 2014
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
  • Секреты поведения Homo Sapiens : эволюционная психология, Палмер, Дж., 2007
  • Эволюционная антропология : биологические и культурные аспекты: учеб. пособие, Дерягина, М. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Academic encounters : reading, study skills, and writing: content focus, human behavior: student's book, Seal, B., 2001
  • Africa after apartheid : South Africa, race, and nation in Tanzania, Schroeder, R. A., 2012
  • Anthropology : the human challenge, Haviland, W. A., 2014
  • Anthropology and myth : lectures, 1951-1982, Levi-Strauss, C., 1987
  • Anthropology of violence and conflict, , 2003
  • Behavioral genetics, , 2013
  • Biosocialities, genetics and the social sciences : making biologies and identities, , 2008
  • Coordination in human and primate groups, , 2011
  • Dynamics in human and primate societies : agent-based modeling of social and spatial processes, , 2000
  • Encyclopedia of social and cultural anthropology, , 1997
  • Evolutionary psychology : neuroscience perspectives concerning human behavior and experience, Ray, W. J., 2013
  • Gingrich, A. (2017). Rock Art from West and South West Arabia: Socio-Cultural Anthropology’s Insights for the Region’s Eastern Transition Zones. https://doi.org/10.5281/zenodo.893284
  • How culture makes us human : primate social evolution and the formation of human societies, Read, D. W., 2012
  • Human population genetics, Relethford, J. H., 2012
  • Агрессия (так называемое "зло"), Лоренц, К., 1994
  • Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у че..., Бутовская, М. Л., 2006
  • Возникновение производящего хозяйства : очаги древнейшего земледелия, Шнирельман, В. А., 2012
  • Культура и экономическое поведение : сб.ст., Белик, А. А., 2011
  • Народы России : энциклопедия, , 1994
  • Народы Северо-Востока Сибири : айны, алеуты, ительмены, камчадалы, кереки, коряки, нивхи, чуванцы, чукчи, эскимосы, юкагиры, Тишков, В. А., 2010
  • О выражении эмоций у человека и животных, Дарвин, Ч., 2001
  • Происхождение скотоводства : культурно-историческая проблема, Шнирельман, В. А., 2012
  • Психология эмоций, Экман, П., 2014
  • Расы и народы : современные этнические и расовые проблемы : ежегодник, , 2001
  • Расы и народы. Вып. 28: ., , 2002
  • Резникова Ж. И. - ЭКОЛОГИЯ, ЭТОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ. МЕЖВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 206с. - ISBN: 978-5-534-08348-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekologiya-etologiya-evolyuciya-mezhvidovye-otnosheniya-zhivotnyh-v-2-ch-chast-1-437009
  • Резникова Ж. И. - ЭКОЛОГИЯ, ЭТОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ. МЕЖВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-08350-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekologiya-etologiya-evolyuciya-mezhvidovye-otnosheniya-zhivotnyh-v-2-ch-chast-2-437112
  • Этничность и религия в современных конфликтах, , 2012