2020/2021
Советская художественная и интеллектуальная культура
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Виноградова Ольга Владимировна,
Ганжа Анна Геннадиевна,
Задирко Екатерина Сергеевна,
Кукулин Илья Владимирович,
Левченко Ян Сергеевич,
Майофис Мария Львовна,
Рогинская Ольга Олеговна,
Танис Кристина Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Shostakovich, Sakharov, Okudzhava — эти фамилии известны во всем мире. Каждая тема курса «Советская художественная и интеллектуальная культура» связана с обращением к ключевым фигурам советских точных и естественных наук, литературы, архитектуры, эстрады, спорта и расширяет представления слушателей об антропологических измерениях советской науки, культуры и спорта.
Цель освоения дисциплины
- Увидеть эволюционные линии и скрытые напряжения в развитии советской культуры и науки через индивидуальные биографии
- Узнать о жизненных траекториях советских спортсменов, ученых, художников, писателей, режиссеров
- Обсудить, что было общего в биографиях, а что различалось, как сочетались в них сочетание общим правилам и нонконформизм, и то, какое влияние оказывали советские нормы и институты на те или иные достижения в науке, культуре и спорте – и то, как современники в СССР и во всем мире воспринимали эти достижения.
Планируемые результаты обучения
- знать основные концепции и интерпретации понятия «советский человек», а также их критику
- знать специфику советских культурно-бытовых практик, причинах их формирования и связи с объективными процессами социально-культурной трансформации, происходившей в позднесоветском обществе
- знать типы и примеры источников, по которым можно изучать жизнь советского общества
- уметь интерпретировать на базовом уровне сведения из исторических источников различного типа, включая художественную литературу, кинематограф и материалы по устной истории
- уметь осуществлять на базовом уровне анализ и критику письменных исторических источников
- уметь интерпретировать документы тех типов, которые наиболее часто встречаются в семейных архивах
- владеть базовыми навыками работы с исторической информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
- владеть способностью решать коммуникативные задачи с использованием современных технологии ̆ презентации результатов исследовательскои ̆ и другой профессиональнои ̆ деятельности
- владеть навыками научного анализа социально-значимых проблем и процессов, уметь использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональнои ̆и социальнои ̆деятельности
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Академическая музыкаКамерное и симфоническое у Прокофьева и Шостаковича: эволюция музыкального модерна в кругах идей исторического и частного.
- Тема 2. АрхитектураКультура 1 и Культура 2: Константин Мельников и Дмитрий Чечулин.
- Тема 3. Советская литература: подцензурная и неподцензурная версиПочти ровесники: Александр Фадеев и Георгий Оболдуев.
- Тема 4. Биологические науки и медицинаНаука в борьбе за независимость и на службе политических элит: Николай Тимофеев-Ресовский и Евгений Чазов.
- Тема 5. ТеатрТеатральный режиссер в советской культуре: сцена как публичное место (Юрий Любимов vs. Георгий Товстоногов).
- Тема 6. ЦиркКлоуны-мыслители и клоуны-парадоксалисты: Леонид Енгибаров и Юрий Никулин в системе советского цирка.
- Тема 7. Инженерные науки, физика, кибернетикаУченый как глашатай прогресса и ученый как социальный критик: Аксель Берг и Андрей Сахаров.
- Тема 8. Советская эстрадаПарадоксы самоопределения послевоенной советской эстрады: Микаэл Таривердиев и Булат Окуджава.
- Тема 9. СпортСпортивная биография в СССР: категории победы и поражения в советской культуре (Людмила Протопопова vs. Ирина Роднина).
- Тема 10. Позднесоветское киноРазвлечения советского кинозрителя: Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов.
- Тема 11. Общественные деятелиВнутри и вне официальных институций: Игорь Иванов и Людмила Алексеева.
- Тема 12. Рок-музыкаСмертные боги/Бессмертные герои: Виктор Цой и Егор Летов.
Элементы контроля
- Работа на семинарахЭкзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на базе документов Google (https://www.google.ru/intl/ru/docs/about/), с одновременным подключением к платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: доступ к Интернету, возможность редактирования Google-документа, возможность подключения к Zoom (последнее опционально). Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию. При обнаружении преподавателем плагиата или повторяющихся у разных студентов формулировок ответов студент автоматически получает «0». Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Проектподготовка и презентация коллективного проекта, связанного с анализом современного культурного процесса
- Контрольная работапо материалам лекций и семинаров
- Проверочные работы4 письменных задания, которые выполняются на семинарах
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Контрольная работа + 0.15 * Проверочные работы + 0.2 * Проект + 0.35 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бем А. Л. - О ДОСТОЕВСКОМ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-06148-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-dostoevskom-izbrannye-raboty-441884