• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2015/2016

Социология общественного мнения

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Мониторинг общественного мнения: данные и анализ» является формирование у студентов базисных навыков самостоятельного проведения исследования, анализа, интерпретации, «упаковки» и презентации результатов и коммуникации со «смежниками» и заказчиками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базисных навыков самостоятельного проведения исследования, анализа, интерпретации, «упаковки» и презентации результатов и коммуникации со «смежниками» и заказчиками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимать социальное и социологическое значение исследований общественного мнения
  • Уметь анализировать структуру мнения и выявлять группы носителей
  • Знакомство и формирование навыков применения основных приемов анализа общественного мнения
  • Навыки презентации результатов социологического исследования
  • анализ кейсов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общественное мнение: природа и методологии изучения
    Что такое «общественное мнение»? Основные определения. Общественное сознание, массовое сознание, общественное мнение: как различить понятия? Функции и носители общественного мнения. «От Гэллапа до Грушина»: краткая история изучения общественного мнения. Американский и советский/российский опыт. Основные принципы и традиции в изучении общественно-го мнения. Зачем изучать общественное мнение? Ключевые потребители исследований и их запросы. Границы исследований общественного мнения. Почему исследователей общественного мнения не любят называть социологами? Почему исследователи общественного мнения не стремятся называть себя социологами, а предпочитают быть «полстерами» («поллсстерами).
  • Структура и механизмы развития общественного мнения
    Из чего состоит общественное мнение? Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты. Этапы возникновения и развития, принципы функционирования. Зарождение, функционирование и разрушение. 15 законов общественного мнения по Хадли Кентрила. Роль демократии, СМИ, интернета в развитии общественного мнения.
  • Мониторинг общественного мнения: основные технологии измерения, правила, требуемые компетенции
    Наиболее авторитетные центры исследования общественного мнения. Ключевые способы фиксации общественного мнения. Основные принципы измерения, анализа и интерпретации. От-слеживание динамики развития общественного мнения. Ключевые приемы. Как правильно читать и осмыслять динамику? Индексы и зачем они нужны. Наиболее частные ошибки в интерпретации динамики. Опасности искажения данных. Роль СМИ в распространении данных
  • Презентация исследований общественного мнения для разных целевых аудиторий.
    Принципы визуализации и презентации данных опросов общественного мнения. Типичные ошибки. Новые тренды в визуализации (коммуникационный дизайн, инфографика, видео, стори-теллинг). Презентация исследований для разных аудиторий (СМИ, общественность, власть, биз-нес, НКО, академическое сообщество). Понимание возможностей SMM для продвижения данных
  • Методы формирования и управления общественным мнением. Актуальные кейсы пиарщиков и оценки исследователей
    Общественное мнение как объект PR. За гранью исследований: как «смежники» формируют мнения, пока поллстеры занимаются исследованиями. Роль исследований в выработке стратегии формирования общественного мнения. Цели управления общественным мнением. Специфика управления общественным мнением в разных сферах (политика, бизнес, НКО, СМИ). Задачи исследователей в ходе процесса формирования общественного мнения. Основные приемы (внушение, убеждение, заражение подражание и др.). Роль стереотипов. Позитивные и негативные кейсы в политической и бизнес среде. Специфика PR в социальной сфере.
  • От исследования мнений к формированию мнений. Границы исследовательской работы. Как исследователь может формировать мнение?
    Современные коммуникационные проекты и отход исследовательских компаний от сбора и анализа данных. Крауд-проекты/онлайн сообщества и формирование репутации заказчика. Инте-грация отрасли с PR, data-журналистикой и консалтингом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий собеседование, интерпретация данных
    Экзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценочные средства для текущего контроля студента Тематика заданий текущего контроля. Основная технология – разбор текущих актуальных мониторинговых данных на сайтах ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центра, Ромир, GfK-Rus, Gallup. Темы: электоральные рейтинги, экономическое самочувствие, ощущение кризиса, рост цен протестные настроения, отношение к пенсионной реформе, смертной казни, усыновлению детей за границей, друзья и враги России, доверие к людям и власти, гражданский индекс, индекс предпринимательской и инновационной активности, ощущение будущего, инновационные практики, интернет-практики, ценности, потребительские настроения и т.п. Результирующая оценка: Оитоговый = 0,3•* Оэкзамен + 0,7 *•Отекущий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * собеседование, интерпретация данных
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общественное мнение и журналистика : учеб. пособие для вузов, Федотова, Л. Н., 2011
  • Общественное мнение, Липпман, У., Барчуновой, Т. В., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Elenbaas, M. (2009). Rosalee A. Clawson and Zoe M. Oxley (2008). Public Opinion: Democratic Ideals, Democratic Practice. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF332DE3