• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Экспертиза произведений изобразительного искусства

Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин вариативной части 1 года обучения и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Теория и история культуры», «История европейской цивилизации. XVІ – XX века», «Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры», «Выставочная деятельность: музеи, галереи, биеннале») так и вариативной части образовательной программы («Методология истории искусства», «Проблемы историографии искусства и истории стран Востока», «Правовые основы художественного рынка»). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория и история культуры» и «История европейской цивилизации. XVІ – XX века». Целями освоения дисциплины «Экспертиза произведений изобразительного искусства» являются: сформировать у магистрантов общих представлений об основных способах фальсификации произведений искусства и возможностях их распознавания; получить первоначальное представление о методах и возможностях знаточеской и технико-технологической экспертизы произведений искусства; развить у магистрантов понимание взаимосвязи стилистических и технико-технологических характеристик произведений искусства; выработать навыки интерпретации результатов технико-технологических анализа произведений изобразительного искусства. В результате освоения дисциплины «Экспертиза произведений изобразительного искусства» студент магистратуры должен освоить основные термины, связанные с техниками живописи и скульптуры; знать и понимать основные термины, связанные с естественнонаучными методами исследования и экспертизой произведения искусства; уметь использовать данные технико-технологических исследований при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства; использовать полученные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности (эксперта, сотрудника музея, галереи и т.п.). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны овладеть следующими компетенциями: способен рефлексировать (оценивать и совершенствовать) освоенные научные методы и способы деятельности; способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры; способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; способен воспринимать научные тексты и сообщения, реферировать научную литературу на русском и иностранных языках; сбор и первичная обработка эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Научно-исследовательский семинар «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры»; «Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры», «История коллекционирования и художественных выставок»; подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у магистрантов общих представлений об основных способах фальсификации произведений искусства и возможностях их распознавания
  • получить первоначальное представление о методах и возможностях знаточеской и технико-технологической экспертизы произведений искусства
  • развить у магистрантов понимание взаимосвязи стилистических и технико-технологических характеристик произведений искусства
  • выработать навыки интерпретации результатов технико-технологических анализа произведений изобразительного искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и понимать основные термины, связанные с художественными материалами и техникой живописи
  • уметь использовать данные технико-технологических исследований при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • использовать полученные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности (эксперта, сотрудника музея, галереи и т.п.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и методы фальсификации произведений искусства. Введение в предмет, цели и задачи технико-технологической экспертизы.
    Понятия «атрибуция», «подтверждение авторства», «аутентификация». Неоднозначность понятия «подлинник» и «фальсификация». Толкование понятия «оригинал» в различное время, в различных видах искусств: оригинал в живописи, в скульптуре, гравюре. Различные уровни приближения к оригиналу: авторское повторение, автор и мастерская, соавторство нескольких художников, незаконченное произведение, реплики мастерской. Различные уровни понятия «копия»: позднейшие копии, авторские копии, коллекционные копии, реплики и факсимиле, отливы. Подражания и пастиши. Понятия «фальсификация» и «подделка», мистификация.
  • История и методы фальсификации произведений искусства. Фальсификаторы XIX в. - первой половины XX века: «золотой век фальсификации».
    Расширение сферы интересов любителей искусства и коллекционеров к прошлому, увлечение историческими периодами и видами искусств, на которые ранее не обращали внимания. Мания собирательства и рост числа и разнообразия фальсификаций произведений различных эпох и видов искусства. «Великие мастера» фальсификации и подделки произведений итальянского и северного Возрождения: Бенедетто Пиструччи (1783-1855), скульпторы Джованни Бастианини (1830-1868) и Альчео Доссена (1878-1937), ювелиры Райнхольт Вастерс (1827-1909) и Израиль Рухомовский (1860-1936), художники Ичилио Федерико Иони (1866-1946), Умберто Джунти (1886–1970), Джозеф ван дер Векен (1872- 1964).
  • История и методы фальсификации произведений искусства. Фальсификаторы первой половины ХХ века.
    Отто Ваккер (1898–1970) и подделки картин Ван Гога, Ханс ван Мегерен (1889-1947) и подделки картин Вермеера, братья Риккарди и подделки предметов старины. Фальсификации произведений живописи ХХ века: новое в объекте фальсификации, методах и приемах, мотивировки: Эльмир де Ори (1905-1976), Давид Стайн (1935-1999), Томас Китинг (1917-1984), Эрик Хебборн (1934-1996) и др.. Фальсификаторы конца ХХ- начала XXI века: работа в «команде», подделка провенанса. фальсификация малозначимых художников и реставрационных процессов. Дело Джона Миатта и Джона Дрю в 1990х, Вольфганга Бельтракки, Шона Гринхола и его семьи, Кен Перени –Коммерческий характер фальсификаций, контрафакция. Скандалы на европейском и отечественном художественном рынке последних лет. Новые приемы фальсификаторов в связи с появлением методов научного исследования. Психология фальсификатора ХХ века, внимание к личности фальсификатора со стороны масс-медиа. Написание автобиографий, книг, сценариев, постановка фильмов.
  • История и методы фальсификации произведений искусства. Краткая история фальсификации произведений изобразительного искусства с древности до XIX века.
    Подделки в доисторическую эпоху и в античности. Средневековые фальсификации и традиции церковного искусства. «Фальсификация» античности в эпоху Ренессанса. Ренессансные подделки античных монет и гемм. Связь фальсификаций с возвышением статуса художника и начала «культа» великих художников. Подъем нового интереса к античности в XVIII веке. Фальсификации, связанные с коллекционированием античных произведений. «Подделки», созданные реставраторами античных произведений из фрагментов подлинных памятников: Б. Кавачеппи, Альбачини, Пиранези. Подъем интереса к средневековому искусству в XVIII веке и фальсификации средневековых произведений искусства.
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. Классификация естественнонаучных методов исследования.
    Физико-оптические методы исследования, не требующие отбора проб (фотография, макро- и микрофотография, бинокулярный световой микроскоп, изучение в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах излучения).
  • Технико-технологическая экспертиза.
    Рентгенография (XR) и нейтронная авторадиография (NAR).
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. Различные методы исследования неорганических пигментов.
    Методика отбора пробы, изготовления микрошлифов и микросрезов. Оптическая микроскопия. Растровая (сканирующая) электронная микроскопия (SEM). Микрохимический анализ. Элементные анализы: эмиссионный спектральный анализ, лазерный микрозонд, энергодисперсный рентгеновский анализ (EDX), рентгенофлуоресцентный анализ (РФА = XRF). Структурный анализ: рентгеновская дифракция (XRD) = рентгенофазовый (рентгеноструктурный) анализ Молекулярный спектральный анализ: Рамановская спектроскопия (комбинационного рассеивания).
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. Различные методы исследования органических красителей и связующего и лаков.
    Микрохимический анализ, с помощью гистохимических красителей, инфракрасная спектрометрия (ИК-Фурье спектроскопия, FTIR), газовая хроматография (газово-жидкостная), тонкослойная хроматография (ТСХ = thin-layer chromatography TLC), высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ = High performance liquid chromatography, HPLC), хроматомасспектрометрия (GC-MS) и пиролитическая газовая хроматография (Py-GC-MS).
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. Методы датирования произведений изобразительного искусства.
    Дендрохронологический, радиоуглеродный метод (radiocarbon dating) , термолюминесцентный (thermoluminescence dating). Датирование живописных произведений по использованным материалам.
  • Технико-технологическое исследование произведений живописи.
    Исследование основы, грунта, подготовительного рисунка, золочения, красочного и защитного (покровного) слоев. Исследование подписи.
  • Организация экспертизы и составление экспертного заключения. Аттестация, аккредитация и лицензирование экспертов.
    Статус и ответственность экспертов. Экспертное заключение. Экспертиза и художественный рынок. Судебные разбирательства.
  • Организация экспертизы и составление экспертного заключения.Цели и задачи экспертизы.
    Аутентификация, диагностика (определение состояния сохранности), идентификация и атрибуция. Знаточеская и технико-технологическая экспертиза, исследование провенанса: их методы, возможности и ограничения. Понятие комплексной экспертизы, методика проведения комплексной экспертизы произведений изобразительного искусства.
  • Организация экспертизы и составление экспертного заключения. Крупнейшие мировые научно-исследовательские центры и лаборатории.
    Российские музейные научные отделы (Гос.Эрмитаже, ГРМ, ГТГ, ММОМА, ГИМ). Российские научные лаборатории по исследованию произведений искусства и частные экспертные бюро (ВХНРЦ им.И.Э,Грабаря, ГосНИИР, Арт Консалтинг, НИНЭ им.С.М.Третьякова).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    В виде реферата, содержащая развернутую рецензию статью из списка обязательной литературы (объем 2-3 тыс. слов)
  • неблокирующий Доклад-эссе
    Эссе, сопровождаемое докладом-презентацией по предложенной тематике, 3-4 тыс. слов, на соответствующем по теме семинарском занятии
  • неблокирующий Экзамен
    Устное собеседование по контрольным вопросам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад-эссе + 0.2 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Craddock, P. T. (2009). Scientific Investigation of Copies, Fakes and Forgeries (Vol. 1st ed). Oxford: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=265355
  • Jones, M., & May, E. (2006). Conservation Science : Heritage Materials. Cambridge, UK: Royal Society of Chemistry. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=496854
  • Lenain, T. (2011). Art Forgery : The History of a Modern Obsession. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=538511
  • Spencer, R. D. (2004). The Expert Versus the Object : Judging Fakes and False Attributions in the Visual Arts. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138156

Рекомендуемая дополнительная литература

  • National Academy of Sciences (U.S.). (2003). (Sackler NAS Colloquium) Scientific Examination of Art : Modern Techniques in Conservation and Analysis. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=142491