• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Христианский Восток и формирование исламского мира

Статус: Курс обязательный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Программа посвящена формированию христианского Востока в Поздней Античности, религиозным, языковым и культурным отношениям между народами и империями. Предмет программы - сложение особой позднеантичной общности, которая реализовалась окончательно именно после арабского завоевания VII в. Народы Ближнего Востока, северо-восточной Африки и отчавсти Центральной Азии оказались на перекрестке различных влияний, связанных с концом Римской цивилизации на востоке, влиянием христианства и иранством. Новая эпоха, наступившая в V-VI вв., стала осознаваться как "новое качество" лишь после завоеваний. Исследование сироязычного мира, копто-эфиопского мира, грузино-армянского и других миров христианского востока позволяет понять, почему средневековый восток пошел пименно по этой траектории развития. Изучение христианского Востока позволяет понять многие черты раннеисламсклой цивилизации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представление о б основных закономерностях перехода Востока в средневековое состояние в позднеантичном периоде
  • выработать у студентов понимание характерных особенностей функционирования механизмов социального и культурного диифференцирования в поздней античности
  • сформировать у студентов набор определенных знаний о том, как происходил переход Ближнего и Среднего Востока из Римо-иранского в подысламское состояние и каковы были типы культурного и социального сопротивления инновациям
  • сформировать у студентов базовые умения анализировать позднеантичные и средневековые исторические источники, свидетельствующие о позднеантичных исторических процессах, работать с академической литературой по данной тематике, использовать навыки междисциплинарного анализа
  • выработать у студентов гуманистические ценности на основе культурно-антропологического изучения Поздней Античности и социо-культурных инноваций этого периода
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбирается в формах и основах римского порядка на Востоке
  • Анализирует причины кризиса Римского порядка на Ближнем Востоке
  • Понимает происхождение идентичностей позднеантичного Ближнего Востока,
  • различает диверсификацию внутри одной формы и отношения разных идентичностных форм.
  • Разбирается в различных типах дискуссии и использовании философии в диверсификационных процессах.
  • Анализирует догматические разногласия в контексте исламской инновации
  • Понимает тему динамических соотношений и христианских, иудейских и зороастрийских влияний на Ближнем Востоке.
  • Анализирует основные этапы сохдания диаспор в контексте авраамизма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кризис римского порядка на Ближнем Востоке и генезис позднеантичного мира
    Кризис Рима как цивилизационный процесс. Ослабление власти и деградация системы управления на примере Египта и Сирии. Появление ориентализирующих форм зависимости, упадок гражданского самосознания. Генезис позднеантичного мира на Востоке в культурном смысле: роль епископов и магистратов, судебная реформа Феодосия и Юстинианана. Каноническое право и политический закон. Тетрархия и деление Востока на провинции. Войны с Ираном как фактор упадка Ближнего Востока.
  • Культурная диверсификация и раннехристианская традиция в процессе возникновения Христианского Востока
    Источники национально-культурного обособления. Письменности и их роль в процессе диверсификации. Языковое многообразие, двуязычие и роль греческого языка. Феномен «просвещения», первая и вторая евангелизации в Поздней Античности. Национальные стереотипы, понятия о «арабах», «сирийцах», «нубийцах» как диверсифицирующие стереотипы. Романы Геолиодора «Эфиопика», «Роман о Юлиане» и «Александрия» как отражение процесса расширения-диверсификации Востока.
  • Религиозные диспуты позднеантичного мира и генезис ислама как религиозной системы
    Религиозные течения позднеантичного мира и генезис ислама как религиозной системы. Ортодоксия как идея и «неортодоксальные» течения христианства. Ереси и догматические споры, их роль в диверсификации. Понятие ереси и религии как позднеантичный концепт. Собрные решения византийской Церкви и их восприятие на Востоке. Коран как тип позднеантичной «керьяны» (сборника поучений). Основные тенденции развития раннеисламского мировоззрения.
  • Эволюция отношений авраамических и иранских религий в позднеантичном контексте
    Иудаизм позднеантичного типа. Алия и диаспоры. Появление сети колоний. Отношения иудаизма и зороастризма: взаимные влияния. Христианское восприятие эллинистического иудаизма, возникновение отторжения.
  • Арабское пробуждение и иранский мир: позднеантичная специфика
    Арабы как этно-социальная группа. Аравийский мир и христианство. Награнская эпопея. Внешние влияния. Караванная торговля и христианские тенденции в Аравии. Зороастризм и христианство в Сирии и Аравии. Арабы-христиане (Лахмиды и Гасаниды), арамейский язык у арабов и сирийцев. Арамеизмы в Коране.
  • Ислам как религиозно-политическая система позднеантичного типа
    Идея правоверия в рнней умме. Футухат и священная война иудеев. Иерусалим в раннем исламе (исра и мирадж, ал-Акса, Купол Скалы). Тезаурус раннего ислама. Идея священной империи. Идея халифа. Суд халифа и фикх. Концепция ван Эсса и возникновение исламского богословия (каляма)
  • Исламский мир как реализация позднеантичных христианских тенденций
    Возникновение исламского мира на месте христианского Востока. Конструкция раннего Халифата при Рашидун. Reichseschatologie и исламская эсхатология. Идея ереси и зандака. Мистицизм восточных сирийцев и возникновение суфизма (зухда). Идея религиозного вместо этнического. Идея веры и ортопраксии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • блокирует часть оценки/расчета экезамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * экезамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bowersock G. Empires in Collision in Late Antiquity. Harvard, 2011
  • Jan Retso, The Arabs in Antiquity : Their History from the Assyrians to the Umayyads. Routledge, 2006
  • Millar, f. Government, Society, and Culture in the Roman Empire Louvain, 2015
  • Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII – VIII вв.), Большаков, О. Г., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство Византии, Райс, Д. Т., 2002
  • История Византийского государства, Острогорский, Г., 2011